СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Родного русского языка . Технологическая карта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для чего нужны синонимы? Именно на этом уроке обучающиеся познакомятся с новой темой и сделают ещё один шаг  в изучении родного языка.  

Просмотр содержимого документа
«Урок Родного русского языка . Технологическая карта»

Технологическая карта урока


Дата: 23.10.2021

Класс: 2 класс

Предмет: Родной русский язык

Учитель: Ермолина И.В.

Тема: Для чего нужны синонимы?

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные:

  • расширение понятийной базы о лексике русского языка; 

  • с помощью практических заданий обеспечение понимания учащимися роли синонимов в речи;

  • проведение синонимические замены с учётом особенностей текста;

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса.

Личностные:

  • ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Метапредметные:

  • Познавательные УУД. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

  • Коммуникативные УУД. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ресурсы: УМК «Русский родной язык». Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

учебник с.80-83; мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений



  1. Структура урока усвоения новых знаний

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность урока. Создает эмоциональный настрой.

– Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.


Настраиваются на работу

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Какое у вас выражение лица?

-А у меня получились такие слова: радостное, счастливое, весёлое, довольное.

- Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много?

-Как называются слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но совпадающие или близкие по значению?


Откройте учебник на с. 80 и прочитайте тему урока. На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Для чего нужны синонимы?)

-Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

-Прочитайте «важную информацию» о синонимах на с.80. во внутренней речи.

-Что такое синонимы?

-Назовите еще раз тему урока.

-Найдите ответ на этот вопрос в рамочке.

-Для чего же нужны синонимы? Прочитайте.

-Предлагаю проверить эту информацию, в ходе выполнения упражнений.

- Что будем доказывать? (что «синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой и выразительной»)

-Как будем доказывать? (выполняя упражнения)















Улыбаются.

Дают ответы на вопрос.





(Потому что эти слова близкие по значению/смыслу).




Читают тему урока вслух.





Отвечают на вопросы.


Работают с рамочкой «важная информация» по заданиям учителя.

Обсуждают информацию.

Определяют цель и задачи урока.


Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Формулируют и принимают цель, учебные задачи.


3. Актуализация знаний.

Прочитайте слова (слайд 1), подберите к ним синонимы (на слайде записаны слова 1-го столбика из упр.1 на с.80). Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь к толковому словарю.

-Объясните, для чего в речи используют синонимы?

Выполняют задания учителя к упр.1.







Отвечают на вопросы.

Понимание учащимися роли синонимов в речи

4.Первичное усвоение новых знаний.

-Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения (слайд 2).

Зябнет осинка,

Зябнет на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

-Всё ли вам нравится в нём? Почему? (Часто повторяется одно и то же слово). Что бы вы посоветовали автору? (Заменить повторяющиеся слова синонимами).

-Прочитайте стихотворение И.Токмаковой на с.80 упр.2.

-Какое стихотворение вам нравится больше: на слайде или в учебнике? Почему?

- Какими словами - синонимами заменили слово зябнет?

- Что они обозначают?

(ощущать холод)

- Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку?


Физкультминутка

-Запишите стихотворение в тетрадь и подчеркните синонимы.

-Проверьте и оцените свою работу смайликом.

-Сделаем вывод: для чего автор использовал синонимы в данном стихотворении? Ответьте, опираясь на «важную информацию».

Дети готовятся к чтению и выразительно читают стихотворение на слайде.




Отвечают на вопросы учителя.


















Выполняют упр.2 на с.80 по заданиям учителя.

Проверяют и оценивают работу смайликом.

Делают вывод с опорой на «важную информацию».

Устанавливают причинно-следственные связи. Развивают речь, доказывают свое
мнение.

Отмечают богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств

Понимание учащимися роли синонимов в речи

Синонимические замены с учётом особенностей текста













Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

5. Первичная проверка понимания

- Прочитайте отрывок (слайд 3).

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

-Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

-Прочитайте выделенные слова.

- Можно ли их назвать синонимами? Почему?

(обозначают одно и то же - собраться в одном месте)

-Покажите, как сбежались маленькие зайчата?

-Как вы понимаете значение этого слова? (бегом)

- Покажите, как зайцы собрались.

- Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом)

-Покажите, как они приплелись.

- Что значит приплелись?

(пришли медленно)

-Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?

(Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения.)

-Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений.

- Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? Ответьте, опираясь на «важную информацию».

-Выполните упр.3 на с.81, работая в парах. Запишите предложение, в котором можно использовать только один из синонимов.

-Проверим работу и оценим смайликом.


Читают отрывок на слайде.





Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя.


























Делают вывод.

Работают в парах: выполняют упр.3 по заданию учителя.

Проверяют работу и оценивают правильность выполнения смайликом.

Формируют чувство красоты и выразительности речи, стремятся к совершенствованию речи.

Понимание учащимися роли синонимов в речи

6. Первичное закрепление

Работа с учебником. Выполнение задания 7 на стр.83. Встречались вам эти слова? Какие из них самые необычные?

-Оцените работу смайликом.

- Сделаем вывод, для чего еще нужны синонимы.

-О чём узнали на уроке?

- На какие вопросы вы получили ответы?

- Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?

Выполняют самостоятельно задание 7. Оценивают.




Отвечают на вопросы.


Понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Выполните задание на выбор:

упр. 5 или 6 на с.81-83.

-А для тех, кто любит задания посложнее, упр.4 на с.81-82 и постарайтесь найти (вспомнить) сказки, в которых встречаются слова из упр.7.

Записывают информацию о домашнем задании

Выбор способа закрепления учебного материала.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

-По желанию можно

оценить свою работу отметкой, ориентируясь на смайлики.

(выставление отметок)

-Мы достигли поставленной цели на уроке? Справились с задачами? Что было сложно на уроке? За что можно себя похвалить?

- Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Оценивают свое участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Переводят оценки своих заданий смайликами в отметку (по предложенным критериям).

Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.







Скачать

© 2021 848 36

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!