строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
учебник с.80-83; мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность урока. Создает эмоциональный настрой. – Звенит звонок, зовет звонок, Пора нам начинать урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). Ребята, улыбнитесь друг другу. -Какое у вас выражение лица? -А у меня получились такие слова: радостное, счастливое, весёлое, довольное. - Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много? -Как называются слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но совпадающие или близкие по значению? Откройте учебник на с. 80 и прочитайте тему урока. На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Для чего нужны синонимы?) -Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? -Прочитайте «важную информацию» о синонимах на с.80. во внутренней речи. -Что такое синонимы? -Назовите еще раз тему урока. -Найдите ответ на этот вопрос в рамочке. -Для чего же нужны синонимы? Прочитайте. -Предлагаю проверить эту информацию, в ходе выполнения упражнений. - Что будем доказывать? (что «синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой и выразительной») -Как будем доказывать? (выполняя упражнения) | Улыбаются. Дают ответы на вопрос. (Потому что эти слова близкие по значению/смыслу). Читают тему урока вслух. Отвечают на вопросы. Работают с рамочкой «важная информация» по заданиям учителя. Обсуждают информацию. Определяют цель и задачи урока. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Формулируют и принимают цель, учебные задачи. |
3. Актуализация знаний. | Прочитайте слова (слайд 1), подберите к ним синонимы (на слайде записаны слова 1-го столбика из упр.1 на с.80). Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь к толковому словарю. -Объясните, для чего в речи используют синонимы? | Выполняют задания учителя к упр.1. Отвечают на вопросы. | Понимание учащимися роли синонимов в речи |
4.Первичное усвоение новых знаний. | -Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения (слайд 2). Зябнет осинка, Зябнет на ветру, Зябнет на солнышке, Зябнет в жару. -Всё ли вам нравится в нём? Почему? (Часто повторяется одно и то же слово). Что бы вы посоветовали автору? (Заменить повторяющиеся слова синонимами). -Прочитайте стихотворение И.Токмаковой на с.80 упр.2. -Какое стихотворение вам нравится больше: на слайде или в учебнике? Почему? - Какими словами - синонимами заменили слово зябнет? - Что они обозначают? (ощущать холод) - Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку? Физкультминутка -Запишите стихотворение в тетрадь и подчеркните синонимы. -Проверьте и оцените свою работу смайликом. -Сделаем вывод: для чего автор использовал синонимы в данном стихотворении? Ответьте, опираясь на «важную информацию». | Дети готовятся к чтению и выразительно читают стихотворение на слайде. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упр.2 на с.80 по заданиям учителя. Проверяют и оценивают работу смайликом. Делают вывод с опорой на «важную информацию». | Устанавливают причинно-следственные связи. Развивают речь, доказывают свое мнение. Отмечают богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств Понимание учащимися роли синонимов в речи Синонимические замены с учётом особенностей текста Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
5. Первичная проверка понимания | - Прочитайте отрывок (слайд 3). Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… -Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост») -Прочитайте выделенные слова. - Можно ли их назвать синонимами? Почему? (обозначают одно и то же - собраться в одном месте) -Покажите, как сбежались маленькие зайчата? -Как вы понимаете значение этого слова? (бегом) - Покажите, как зайцы собрались. - Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом) -Покажите, как они приплелись. - Что значит приплелись? (пришли медленно) -Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения? (Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения.) -Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений. - Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? Ответьте, опираясь на «важную информацию». -Выполните упр.3 на с.81, работая в парах. Запишите предложение, в котором можно использовать только один из синонимов. -Проверим работу и оценим смайликом. | Читают отрывок на слайде. Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя. Делают вывод. Работают в парах: выполняют упр.3 по заданию учителя. Проверяют работу и оценивают правильность выполнения смайликом. | Формируют чувство красоты и выразительности речи, стремятся к совершенствованию речи. Понимание учащимися роли синонимов в речи |
6. Первичное закрепление | Работа с учебником. Выполнение задания 7 на стр.83. Встречались вам эти слова? Какие из них самые необычные? -Оцените работу смайликом. - Сделаем вывод, для чего еще нужны синонимы. -О чём узнали на уроке? - На какие вопросы вы получили ответы? - Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока? | Выполняют самостоятельно задание 7. Оценивают. Отвечают на вопросы. | Понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | -Выполните задание на выбор: упр. 5 или 6 на с.81-83. -А для тех, кто любит задания посложнее, упр.4 на с.81-82 и постарайтесь найти (вспомнить) сказки, в которых встречаются слова из упр.7. | Записывают информацию о домашнем задании | Выбор способа закрепления учебного материала. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | -Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. -По желанию можно оценить свою работу отметкой, ориентируясь на смайлики. (выставление отметок) -Мы достигли поставленной цели на уроке? Справились с задачами? Что было сложно на уроке? За что можно себя похвалить? - Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок. | Оценивают свое участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Переводят оценки своих заданий смайликами в отметку (по предложенным критериям). | Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. |