Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. -Добрый день, ребята! На столах у вас солнышко, дорисуйте серединку, отразите свое настроение. Пожалуйста, поднимите. Как много улыбок засветилось. Спасибо! Улыбнитесь друг другу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Поднимают солнышко и демонстрируют своё настроение. | Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала. |
Интрига Подытожим, для чего же человеку нужен язык? Язык позволяет людям думать Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?». 2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу. 3. Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком. 4. Язык позволяет людям радоваться его красоте Объявление темы урока. Запишем тему, классную работу, эпиграф. Обращается к термину «эпиграф» (фраза перед произведением, главой, поясняющая идею, смысл текста). | Дают ответ Самая большая ценность народа-его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д. С. Лихачев. . | Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку. |
Интрига III. Беседа о родном языке. – Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны? На Земле насчитывается белее 2 тысяч языков. На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Работа с учебником Упражнение 6. Выводы. Все языки отличаются друг от друга. Ближайшими братьями родного языка являются русский, украинский и белорусский языки. Родной язык – это национальный язык определённого народа, один из богатейших языков мира. Писатель К. Абрамов, подчеркивая богатство родного языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в родном языке есть великое множество хороших слов и названий». -Как понимаете смысл высказывания? Работа с учебником. Упражнение 7 К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки́ за собой повести. – Как вы понимаете эти слова? – А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке (2–3 пословицы записываются в тетради): Человеческое слово стрелы острее. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. На великое дело – великое слово. Язык мал, а великим делом ворочает. Хорошую речь хорошо и слушать. Ласковое слово и кость ломит. IV. Решение проблемы происхождения языка. Учитель. А вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык? – Более полную и систематизированную информацию по проблеме происхождения языка нам представят учащиеся, которые самостоятельно подготовили сообщения, предварительно проведя «научные изыскания». На доске записаны вопросы, которые облегчат учащимся восприятие материала сообщений и помогут следить за содержанием и последовательностью изложения для последующей краткой информации или пересказа. Обращаю внимание детей на эти вопросы: 1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам. 2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором? 3. Каковы условия происхождения языка? Подведем итог Физминутка. | Слушают, работают с учебником. Сопоставляют примеры . Делают выводы. Дают ответы Делают вывод Учащиеся дают ответы Пословицы Приводят примеры, раскрывают смысл пословиц. Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения. Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза. | Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. |
V. Работа по учебнику. 3.Выполнение упражнения ЗСП-3. 2) Игра «Кто подберет больше многозначных слов?». | Объясняют значение слова. Дети анализируют, сопоставляют фонетические и орфографические особенности многозначных слов. Проверяют и оценивают. Учащиеся переписывают слова без ошибок, воспроизводя обозначение морфем, ударений, прочитывают (сначала вслух по очереди, потом каждый про себя), сопоставляя значение, строение и правописание каждого слова. Учащиеся должны подобрать как можно больше однокоренных слов к словам из рубрики ЗСП. Оценивают свою работу. | Личностные УУД:действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Адресую учащимся слова Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит». Объясните, как вы понимаете фразу Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которые они для себя сделали на сегодняшнем уроке. | Дают ответы на вопросы Не забывать о значимости речи, выучить эпиграф.. Анализируют работу на уроке через самооценку. | Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Личностные УУД: самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |