СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного русского языка в 3 классе Тема: «Сошлись два друга – мороз да вьюга»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок родного русского языка в 3 классе

Тема: «Сошлись два друга – мороз да вьюга» Цель: познакомить учащихся с образными средствами языка (олицетворением, сравнением) на примере изображения зимних явлений природы в речи и художественных текстах. Планируемые результаты:

  • Предметные:
    • Узнавать олицетворение и сравнение в тексте.
    • Объяснять значение выражений, характеризующих зимние явления.
    • Обогащать активный словарь образными выражениями о зиме.
  • Метапредметные:
    • Познавательные: развивать умение анализировать текст, находить нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи.
    • Коммуникативные: формировать умение работать в парах, слушать собеседника, участвовать в учебном диалоге.
    • Регулятивные: учиться принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий.
  • Личностные:
    • Воспитывать чувство любви к родной природе через слово.
    • Развивать эстетический вкус, умение видеть красоту зимней природы.

Оборудование:                                                        

  • Интерактивная доска или проектор.
  • Карточки с заданиями для групповой работы.
  • Репродукции картин русских художников на зимнюю тему (И. Шишкин, И. Грабарь, А. Саврасов).
  • Музыкальный фрагмент (например, П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь»).
  • Учебник или распечатанные тексты.

Просмотр содержимого документа
«Урок родного русского языка в 3 классе Тема: «Сошлись два друга – мороз да вьюга»»

Урок родного русского языка в 3 классе

Тема: «Сошлись два друга – мороз да вьюга»
Цель: познакомить учащихся с образными средствами языка (олицетворением, сравнением) на примере изображения зимних явлений природы в речи и художественных текстах.
Планируемые результаты:

  • Предметные:

    • Узнавать олицетворение и сравнение в тексте.

    • Объяснять значение выражений, характеризующих зимние явления.

    • Обогащать активный словарь образными выражениями о зиме.

  • Метапредметные:

    • Познавательные: развивать умение анализировать текст, находить нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

    • Коммуникативные: формировать умение работать в парах, слушать собеседника, участвовать в учебном диалоге.

    • Регулятивные: учиться принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий.

  • Личностные:

    • Воспитывать чувство любви к родной природе через слово.

    • Развивать эстетический вкус, умение видеть красоту зимней природы.

Оборудование:

  • Интерактивная доска или проектор.

  • Карточки с заданиями для групповой работы.

  • Репродукции картин русских художников на зимнюю тему (И. Шишкин, И. Грабарь, А. Саврасов).

  • Музыкальный фрагмент (например, П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь»).

  • Учебник или распечатанные тексты.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2 минуты)

  • Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно. Какое время года сейчас за окном? Верно, зима. Давайте закроем глаза на минуту и послушаем музыку. Постарайтесь представить себе картины, которые она вам навевает.
    (Звучит спокойный зимний музыкальный фрагмент).

  • Учитель: Какие образы возникли у вас в голове? (Ответы детей: снег, метель, морозный день и т.д.). Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме, но не просто о снеге и холоде, а о том, как русский язык помогает нам увидеть зимнюю природу живой, одушевлённой. Тема нашего урока – «Сошлись два друга – мороз да вьюга».

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (5 минут)

  • На доске записана пословица: «Сошлись два друга – мороз да вьюга».

  • Учитель: Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? О каких «друзьях» идёт речь? (Мороз и вьюга).

  • Вопросы для диалога:

    • Могут ли мороз и вьюга быть друзьями на самом деле? (Нет, это неживые явления природы).

    • Почему же о них говорят как о друзьях? Что делает автор, чтобы оживить их? (Он их очеловечивает, наделяет человеческими качествами).

  • Учитель: Значит, главная задача нашего урока – понять, как язык «оживляет» природу, и научиться находить такие приёмы в текстах.

III. Открытие нового знания. (15 минут)

1. Беседа об олицетворении.

  • Учитель: Приём, когда неживым предметам или явлениям природы придают свойства живых существ, называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ.

  • На доске появляется определение: Олицетворение – это изображение неживых предметов в виде живых существ.

  • Работа с примером: Давайте найдём олицетворение в нашей пословице. («Сошлись», «друзья» – эти слова мы употребляем по отношению к людям, а здесь – к морозу и вьюге).

2. Работа с текстом. Чтение и анализ стихотворения.
(На интерактивной доске или на карточках появляется отрывок стихотворения С.А. Есенина «Поёт зима – аукает...»)

Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

  • Учитель: Прочитаем стихотворение про себя, а потом вслух.

  • Вопросы для анализа:

    • Какие явления или предметы здесь «оживлены»? (Зима, лес, облака).

    • Найдите слова, которые их «оживляют». Что они делают? (Зима – поёт, аукает; лес – баюкает; облака – плывут).

    • Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Спокойствие, лёгкую грусть, сказочность).

3. Работа в парах. «Найди олицетворение».

  • Учащимся раздаются карточки с небольшими предложениями или загадками.

    • Вьюга злится за окном. (Злится – олицетворение).

    • Метель заплакала у окна. (Заплакала).

    • Мороз разрисовал узоры на стёклах. (Разрисовал).

  • Дети в парах подчёркивают слова, в которых спрятано олицетворение. Проверяем фронтально.

IV. Физкультминутка. (2 минуты)

  • Игра «Мороз и Вьюга». Учитель называет явление, а дети его изображают.

    • «Вьюга» – кружатся на месте, изображая снег.

    • «Мороз» – замирают в любой позе, «застывают».

    • «Оттепель» – медленно и плавно растекаются, как ручеёк.

V. Первичное закрепление. Работа с художественным текстом и картиной. (10 минут)

1. Сравнение.

  • Учитель: Кроме олицетворения, есть ещё один важный инструмент – СРАВНЕНИЕ. Мы говорим: снег как пух, лёд словно зеркало. Сравнение помогает нам ярче представить предмет.

  • Задание: Придумайте сравнения.

    • Снежинки похожи на... (звёздочки, пух, кружева).

    • Сосульки висят, как... (кинжалы, стеклянные палочки).

2. Интеграция с живописью.

  • На экране – репродукция картины, например, «Иней» И. Грабаря.

  • Учитель: Рассмотрите картину. Попробуйте описать её, используя «оживляющие» слова.

    • Не ветви, а кружева... Иней одел деревья в серебристые шубки. Солнце рассыпало бриллианты по снегу.

3. Творческое задание (по желанию или в сильной группе).

  • Составьте 2-3 предложения о зиме, используя олицетворение или сравнение.

VI. Итог урока. Рефлексия. (5 минут)

  • Учитель: Вернёмся к теме нашего урока. Теперь вы можете объяснить, почему мороз и вьюга – «два друга»? (Потому что язык позволяет нам использовать олицетворение).

  • Вопросы:

    • С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? (Олицетворение, сравнение).

    • Для чего писатели и поэты используют эти приёмы? (Чтобы сделать речь красивой, образной, чтобы мы могли ярче представить картину).

  • Рефлексия «Снежинка»: На партах лежат бумажные снежинки трёх цветов.

    • Белая снежинка: Я всё понял(а), могу объяснить тему другому.

    • Голубая снежинка: Я понял(а) тему, но ещё немного затрудняюсь.

    • Синяя снежинка: Мне нужно ещё раз повторить тему.

  • Дети прикрепляют свою снежинку на нарисованное на доске зимнее дерево.

VII. Домашнее задание (дифференцированное). (1 минута)

  • Базовый уровень: Найти в стихотворениях о зиме (из учебника или хрестоматии) 2-3 примера олицетворения и выписать их.

  • Повышенный уровень: Написать небольшой рассказ или стихотворение о зимней природе, используя олицетворения и сравнения.

Методический комментарий: Урок построен в соответствии с системно-деятельностным подходом. Смена видов деятельности (фронтальная, парная, индивидуальная работа) помогает поддерживать внимание третьеклассников. Интеграция с музыкой и живописью способствует эмоциональному восприятию темы и развитию образного мышления.