Урок родного русского языка в 3 классе
Тема: «Сошлись два друга – мороз да вьюга»
Цель: познакомить учащихся с образными средствами языка (олицетворением, сравнением) на примере изображения зимних явлений природы в речи и художественных текстах.
Планируемые результаты:
Предметные:
Узнавать олицетворение и сравнение в тексте.
Объяснять значение выражений, характеризующих зимние явления.
Обогащать активный словарь образными выражениями о зиме.
Метапредметные:
Познавательные: развивать умение анализировать текст, находить нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах, слушать собеседника, участвовать в учебном диалоге.
Регулятивные: учиться принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий.
Личностные:
Воспитывать чувство любви к родной природе через слово.
Развивать эстетический вкус, умение видеть красоту зимней природы.
Оборудование:
Интерактивная доска или проектор.
Карточки с заданиями для групповой работы.
Репродукции картин русских художников на зимнюю тему (И. Шишкин, И. Грабарь, А. Саврасов).
Музыкальный фрагмент (например, П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь»).
Учебник или распечатанные тексты.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2 минуты)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно. Какое время года сейчас за окном? Верно, зима. Давайте закроем глаза на минуту и послушаем музыку. Постарайтесь представить себе картины, которые она вам навевает.
(Звучит спокойный зимний музыкальный фрагмент).
Учитель: Какие образы возникли у вас в голове? (Ответы детей: снег, метель, морозный день и т.д.). Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме, но не просто о снеге и холоде, а о том, как русский язык помогает нам увидеть зимнюю природу живой, одушевлённой. Тема нашего урока – «Сошлись два друга – мороз да вьюга».
II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (5 минут)
На доске записана пословица: «Сошлись два друга – мороз да вьюга».
Учитель: Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? О каких «друзьях» идёт речь? (Мороз и вьюга).
Вопросы для диалога:
Могут ли мороз и вьюга быть друзьями на самом деле? (Нет, это неживые явления природы).
Почему же о них говорят как о друзьях? Что делает автор, чтобы оживить их? (Он их очеловечивает, наделяет человеческими качествами).
Учитель: Значит, главная задача нашего урока – понять, как язык «оживляет» природу, и научиться находить такие приёмы в текстах.
III. Открытие нового знания. (15 минут)
1. Беседа об олицетворении.
Учитель: Приём, когда неживым предметам или явлениям природы придают свойства живых существ, называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ.
На доске появляется определение: Олицетворение – это изображение неживых предметов в виде живых существ.
Работа с примером: Давайте найдём олицетворение в нашей пословице. («Сошлись», «друзья» – эти слова мы употребляем по отношению к людям, а здесь – к морозу и вьюге).
2. Работа с текстом. Чтение и анализ стихотворения.
(На интерактивной доске или на карточках появляется отрывок стихотворения С.А. Есенина «Поёт зима – аукает...»)
Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
Учитель: Прочитаем стихотворение про себя, а потом вслух.
Вопросы для анализа:
Какие явления или предметы здесь «оживлены»? (Зима, лес, облака).
Найдите слова, которые их «оживляют». Что они делают? (Зима – поёт, аукает; лес – баюкает; облака – плывут).
Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Спокойствие, лёгкую грусть, сказочность).
3. Работа в парах. «Найди олицетворение».
Учащимся раздаются карточки с небольшими предложениями или загадками.
Вьюга злится за окном. (Злится – олицетворение).
Метель заплакала у окна. (Заплакала).
Мороз разрисовал узоры на стёклах. (Разрисовал).
Дети в парах подчёркивают слова, в которых спрятано олицетворение. Проверяем фронтально.
IV. Физкультминутка. (2 минуты)
Игра «Мороз и Вьюга». Учитель называет явление, а дети его изображают.
«Вьюга» – кружатся на месте, изображая снег.
«Мороз» – замирают в любой позе, «застывают».
«Оттепель» – медленно и плавно растекаются, как ручеёк.
V. Первичное закрепление. Работа с художественным текстом и картиной. (10 минут)
1. Сравнение.
Учитель: Кроме олицетворения, есть ещё один важный инструмент – СРАВНЕНИЕ. Мы говорим: снег как пух, лёд словно зеркало. Сравнение помогает нам ярче представить предмет.
Задание: Придумайте сравнения.
Снежинки похожи на... (звёздочки, пух, кружева).
Сосульки висят, как... (кинжалы, стеклянные палочки).
2. Интеграция с живописью.
На экране – репродукция картины, например, «Иней» И. Грабаря.
Учитель: Рассмотрите картину. Попробуйте описать её, используя «оживляющие» слова.
Не ветви, а кружева... Иней одел деревья в серебристые шубки. Солнце рассыпало бриллианты по снегу.
3. Творческое задание (по желанию или в сильной группе).
Составьте 2-3 предложения о зиме, используя олицетворение или сравнение.
VI. Итог урока. Рефлексия. (5 минут)
Учитель: Вернёмся к теме нашего урока. Теперь вы можете объяснить, почему мороз и вьюга – «два друга»? (Потому что язык позволяет нам использовать олицетворение).
Вопросы:
С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? (Олицетворение, сравнение).
Для чего писатели и поэты используют эти приёмы? (Чтобы сделать речь красивой, образной, чтобы мы могли ярче представить картину).
Рефлексия «Снежинка»: На партах лежат бумажные снежинки трёх цветов.
Белая снежинка: Я всё понял(а), могу объяснить тему другому.
Голубая снежинка: Я понял(а) тему, но ещё немного затрудняюсь.
Синяя снежинка: Мне нужно ещё раз повторить тему.
Дети прикрепляют свою снежинку на нарисованное на доске зимнее дерево.
VII. Домашнее задание (дифференцированное). (1 минута)
Базовый уровень: Найти в стихотворениях о зиме (из учебника или хрестоматии) 2-3 примера олицетворения и выписать их.
Повышенный уровень: Написать небольшой рассказ или стихотворение о зимней природе, используя олицетворения и сравнения.
Методический комментарий: Урок построен в соответствии с системно-деятельностным подходом. Смена видов деятельности (фронтальная, парная, индивидуальная работа) помогает поддерживать внимание третьеклассников. Интеграция с музыкой и живописью способствует эмоциональному восприятию темы и развитию образного мышления.