СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родной литературы в 9 класс «Эхо войны» по рассказу Бориса Екимова “Ночь исцеления”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жанр небольшого рассказа позволяет держать само произведение в центре внимания, включить всех учащихся в работу по восприятию, истолкованию, оценке художественного текста.

Работая с «маршрутным листом»,  ни один ученик не остался вне аналитической работы по рассказу.

 

Художественный пересказ от лица бабы Дуни, чтение отрывков из рассказа  помогали развитию монологической и диалогической речи и артистических умений.

Просмотр содержимого документа
«Урок родной литературы в 9 класс «Эхо войны» по рассказу Бориса Екимова “Ночь исцеления”.»

Урок родной литературы в 9 класс.

Тема: «Эхо войны» по рассказу Бориса Екимова “Ночь исцеления”.

Тип урока: урок-размышление.

Цель:

Создать условия для знакомства с жизнью и творчеством писателя Бориса Петровича Екимова; осмысление содержания рассказа «Ночь исцеления»; создать условия для знакомства учащихся с жизнью людей в годы войны, с душевной болью, которую они испытывают и после войны; дать импульс к размышлению о милосердии, о проявлении доброты к окружающим и уважения к другим людям.

Задачи:

: расширить знания учащихся об истории России в годы Великой Отечественной войны; усовершенствовать навыки сопоставительного анализа; научить обобщать, делать выводы; углубить представление о характере героя, данного в развитии.

развивать у учащихся творческие и познавательные способности, внимание, воображение; способствовать развитию устной речи учащихся.

- воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать окружающим, сострадать, сопереживать; научить тепло относиться к беспомощной старости, разделять чужую боль; развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитать культуру человеческих отношений.

Формирование УУД:

1. Познавательные: владеть смысловым чтением; анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения; сравнивать объекты по заданным критериям; представлять информацию в разных формах.

2. Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

3. Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, факты; корректировать своё мнение; создавать устные тексты; организовывать работу в паре, в группе, уметь договариваться с людьми.

4. Личностные: осознавать свои эмоции, осознавать свои черты характера, интересы, позиции; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него; вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к мнению других; выбирать, как поступить и отвечать за свой выбор.

Методы: проектирование, компьютерная технология, «мозговой штурм».

Оборудование урока:
1. Мультимедийная презентация;
2.Ксерокопии текста рассказа Б.Екимова “Ночь исцеления”.

3.Рабочие листы учащихся.


Опережающее домашнее задание:

Общее: Прочитать рассказ. Подготовиться к пересказу основных эпизодов.



Ход урока

Эпиграф:

А говорили все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок.

С. Селезнев

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Начало, мотивирующее деятельность (звучит тихая музыка) музыка)


  1. ...люди Земли.
    Убейте
    Войну,
    Прокляните
    Войну, Люди Земли!

Война… Даже от слова этого веет чем – то холодным, нагоняющим тоску и ужас. Война всегда была суровым испытанием не только для всего народа, но и для каждого человека в отдельности, потому что победа или поражение всегда зависели от суммы усилий и веры людей.

  1. Война – это горе, слёзы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жёны – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжёлой из всех войн, перенесённых до сих пор человечеством. И живы ещё те люди, которые пережили войну в тылу. Горести, горькие чувства голода оставили в душе глубокие раны, рубцы от которых не дают покоя и после войны.


Как вы думаете, может ли время излечить эту боль?

Так думаете не только вы, известный писатель Эрих Мария Ремарк пришёл к такому же выводу, что и вы. (Или: А вот у Э. М. Ремарка иная точка зрения.)

(Зачитывает высказывание писателя )

«А время - оно не лечит. Оно заштопывает раны, оно просто закрывает их сверху марлевой повязкой новых впечатлений, новых ощущений, жизненного опыта… И иногда, зацепившись за что-то, эта повязка слетает, и свежий воздух попадает в рану, даря ей новую боль… и новую жизнь… Время - плохой доктор… Заставляет забыть о боли старых ран, нанося все новые и новые. Так и ползем по жизни, как ее израненные солдаты… И с каждым годом на душе все растет и растет количество плохо наложенных повязок…»

- Дома вы прочитали рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».

Учитель. У нас необычный урок: урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление – потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. А открытие – потому, что рассказ, над которым мы будем сегодня работать, - это нравственная заповедь, оставленная нам, потомкам Екимова.

Тема нашего урока «Эхо войны по рассказу Бориса Екимова “Ночь исцеления”.


Учитель. Какая, по-вашему, цель нашего урока. (Слайд 2)

Ответы учащихся.

Цель:

познакомить с писателем Борисом Петровичем Екимовым, с его биографией и творчеством; осмысление содержания рассказа «Ночь исцеления»; познакомиться с жизнью людей в годы войны, с душевной болью, которую они испытывают и после войны; поразмышлять о милосердии, о проявлении доброты к окружающим и уважения к другим людям.

-Прежде, чем анализировать рассказ, прослушаем небольшое сообщение об авторе, нашем современнике, Борисе Петровиче Екимове


Обратите внимание на стихи С.Селезнева, которые являются эпиграфом к нашему уроку. К этим словам мы вернемся позже.

(Слайд 1)

Запись в тетрадях даты, темы урока, эпиграфа.


-Прежде, чем анализировать рассказ, прослушаем небольшое сообщение об авторе, нашем современнике, Борисе Петровиче Екимове

(слайд 3, 4, 5, 6, 7).

Выступление учащегося.

Борис Екимов родился 19 ноября 1938 года в далекой северной Игарке Красноярского края, куда родители будущего писателя – специалисты по пушнине - приехали работать. Отец Бориса Екимова, Петр Александрович, вскоре тяжело заболел и умер в мае 1939 года в Иркутске, на своей родине. Мать, Антонина Алексеевна, уехала с сыном в Казахстан, на станцию Или, неподалеку от Алма-Аты, где с малолетним сыном проживала высланная как жена «врага народа» ее родная сестра Анна Алексеевна. Сестры решили жить вместе и прожили так всю жизнь. Муж сестры матери, к счастью, вернулся из лагеря живым, и в конце войны им всем разрешили вернуться в Россию, правда, «без права проживания в областных центрах». Так Екимов оказался в поселке Калач-на-Дону Волгоградской области, у донских казаков. Путь в литературу начался с книжного чтения. Читать он научился в 4 года с небольшим у соседской девочки-первоклассницы. Окончив среднюю школу, учился в Сталинградском механическом институте, но, как рассказывает сам писатель, институт «не домучил» т.е. не закончил. Служил в армии, работал на заводе электромонтером. Первый рассказ был напечатан в 1965 году в журнале «Молодая гвардия». Окончил высшие литературные курсы при Литературном институте. Первая книга писателя — "Девушка в красном пальто" — появилась в издательстве "Современник" в 1974 году. Она стала "заявкой" на собственное место в литературе. Потом были другие книги: "У своих", "Офицерша", "Доехали благополучно", "Последняя хата", "Тёплый хлеб", "Ночь исцеления" и др. Имя его заняло прочное место в столичных журналах.

Он работал корреспондентом в "Новой газете", заместителем редактора журнала "Отчий край". Ныне сотрудничает в "Волгоградской правде".
Всего им выпущено более 20 книг. Борис Екимов – лауреат премии имени И.А. Бунина, премии Москва – Пена. Писатель Борис Екимов стал лауреатом литературной премии Александра Солженицына за 2008 год.

Награды:

Лауреат премии журнала «Наш Современник» (1976)
Лауреат премии «Литературной Газеты» (1987)
Лауреат премии им. И.А.Бунина (1994)
Лауреат премии журнала «Новый Мир» (1996)
Лауреат первой премии «Москва-Пенне» (1997)
Лауреат Государственной премии РФ (1998)
Лауреат премии «Сталинград» (1999)

В заключении сообщения хочу привести слова самого Бориса Екимова: «Хорошая литература сродни религии. Они пытают заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою жизнь пристойно».


Учител. Дома вы прочитали рассказ Б. Екимова «Ночь Исцеления» . Ребята, как вы думаете, о чём этот рассказ? (Путем метода

« мозговой штурм» выбрать подходящие ответы)

  1. Воспоминания о войне.

  2. Об исцелении души.

  3. О переживаниях бабы Дуни.

  4. О доброте внука.

  5. О равнодушии детей бабы Дуни к её страданиям.

  6. Об одиночестве бабы Дуни.

  7. О развитии души Гриши.

Учитель. Правильно, молодцы.


Кого вы назвали бы главным героем рассказа?

- Главным героем произведения является Гриша, так как именно он изменяется в течение рассказа, он взрослеет, становится мудрее. А бабушка, конечно, важный персонаж, но именно от внука она получает помощь, которая ей так необходима.

Еще родители Гриши.


IV. Этап усвоения новых знаний.


- Мы будем проводить развернутый анализ текста.

- На сколько частей можно разделить рассказ?


(три части, первая часть – приезд Гриши,

вторая часть – первая ночь в деревне,

третья часть – ночь исцеления).

Перед тем, как обратиться к тексту, вы возьмите маршрутные листы. Здесь мы будем заполнять сравнительную таблицу. Таким образом, метод сравнительного анализа поведения взрослых и мальчика Гриши поможет нам лучше понять это произведение.

Учитель: Вспомните начало произведения

Баба Дуня живет одна. Что значит одиночество для пожилого человека?

(Она испытывает чувство покинутости, порой даже ненужности).

Подтвердите словами и цитатами из текста и сделайте вывод.

Дети

Внук

1. Поддерживают ли бабу Дуню её родные?

Часто ли они ее навещают?

  • “свили гнезда в городе”;

  • “наезжали редко – хорошо, коли раз в год”;

  • “И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”.

Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери.

“... в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал”.

Внука тянет к родным истокам, к родному человеку.

- Сделайте запись в вашей таблице.


Учитель.

2. Как это отражается на жизни бабы Дуни?

“ И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.

Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы.

- Что изменилось в жизни бабушки Дуни с приездом внука?

“Внук приехал... А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты... Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах.

С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.


Учитель. Можно сказать, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Обратите внимание на слова «одна», «одинокая», «одиночество». Почему автор повторяет эти однокоренные слова?

- «Одна» – без других, в отдельности.

- «Одинокая» - не имеющая семьи, близких.

- «Одиночество» - состояние одинокого человека. (Слайд 9)

И состояние это не только физическое, но и душевное. Его можно испытать, когда вокруг люди, но нет близкого по духу.

Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши.

Почему же она нечасто гостила у них?

С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…


(Зачитать) Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит. Кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!»

3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни?

“Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь... С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”.

Приезд матери им в тягость.

На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы...”.

Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке.


Почему Баба Дуня кричала?


- Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставляет ее так мучиться?

- Во время войны она потеряла хлебные карточки, а дома трое маленьких детей.


Карточка – это бланк с отрывными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек в военное время смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

Итак, с помощью приёма сна автор хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших ВО. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы. Тяжёлое время, горе, пережитое во время войны не отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в её памяти, в душе.



В рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления» о войне говорится не напрямую, а косвенно.

- Какой приём использует для этого автор? (Переворачивает на доске табличку) Запишите в тетрадях: Приём сна в рассказе Б. Екимова

Сон – это человека со своим подсознанием. Сны зависят от психического состояния человека и оказывают огромное влияние на его внутренний мир.

Сны – это воспоминания о прошлом.

С помощью данного приёма автор хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Великую Отечественную. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы.

- В своих снах она вновь переживает все ужасы войны, когда-то испытанные ею.


- Многие авторы художественных произведений используют приём сна. Борис Екимов с помощью сна героини отсылает нас в прошлое.

Зачем он это делает?

Давайте обратимся к страшным снам бабушки Дуни.

- Что представляют собой кошмары главной героини?

Художественный пересказ от имени б. Дуни



Анализ первой ночи..(от имени бабы Дуни) Бикбаева Камилла

 

Учитель. А что говорит она о мешках, для чего нужны были ей желуди?

Ответ. (Они были голодны и ели желуди.)

Учитель. Хорошо. Значит, баба Дуня страдает и до конца жизни не успокоится, потому что пережитые горести не дают ей покоя и во время сна, когда она должна отдыхать, набирать себе силы.

- Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью?

- « Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его». Гриша старается разбудить бабушку, просит ее лечь на другой бок.

« - Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.

- На сердце, на сердце… - послушно согласилась баба Дуня.

- Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.

- Лягу, лягу…»

За желудями я ходила за Дон, на горы. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено. И мешки не отдают.

- А зачем тебе желуди?

- Кормиться. Мы их толкли, мучки с чуток добавляли и чуреки пекли, ели.

- Бабаня, тебе это только снится или это было? – спросил Гриша.

- Снится, - ответила баба Дуня. – Снится - и было. Не приведи, Господи. Не приведи…»


«- Бабаня… - охнул Гриша. – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.

- Плачу, дура старая. Во сне, во сне…

- Но слезы–то зачем настоящие? Ведь сон – неправда. Ты вот проснулась, и все.

- Да это сейчас проснулась. А там…

- А чего тебе снилось?

- Снилось? Да нехорошее.

- А как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своему недугу.

- «Совестясь, чувствовала себя …виноватой», «горевала»;

- « вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу».


- Как позже внук реагирует на крики бабушки во сне? - Он начинает понимать, что пережила бабушка. Он разговаривает с ней о том, что слышал от нее во сне. И он поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез.



4. Как дети и Гриша пытаются помочь б. Дуни

“Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”.

Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам.

“Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах...” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “... это только снится, или это было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь.

Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем.


Учитель. Обратите внимание: после первой бессонной ночи автор описывает, как Гриша катается на лыжах, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют. Вначале мальчик воспринимает прошлое своей бабушки отстраненно, а потом оно становится его собственной болью.


Переходим к 3 части произведения

Вспомним начало этой части.


Как можно озаглавить эту часть? «Ночь исцеления» - так называется рассказ Бориса Екимова. Синонимами к слову «исцеление» являются слова «выздоровление, возвращение к жизни». Чтобы исцелить бабу Дуню Грише приходится выбрать один из двух способов. Первый предлагает мать.

5. Какие способы , чтобы помочь бабушке , находят герои?

“Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: "“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”.

“Мы” – это родители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене.

Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль.

1.Мамин способ быстрый, легкий, простой, но жестокий, грубый. Он подавлял психику бабушки, не исцелял ее, а помогал окружающим заснуть. Это эгоистичное поведение.



2. Гришин способ долгий, трудный, мягкий, чуткий, добрый; он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний, т. е. исцеляет ее, именно ей помогает. Гриша проявляет гуманность, любовь, милосердие, сострадание.)

Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния


- Воспользовался ли мальчик советом матери?

« Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет.

Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что–то теплело и таяло, что–то жгло и жгло»

Учитель. Ребята, вам понравился этот способ лечения?

Ответы учеников (Нет, потому что так нельзя обращаться с людьми. Это - выявление строгости, бессердечия, равнодушия со стороны её близких.)

Учитель. Мальчик нашел свой способ исцеления бабы Дуни.

Нужен был другой способ лечения, более человечный, вежливый. Но как найти его? Кто ей поможет? И нашёлся такой человек. Ребята, кто он?


- Ученик. Этот человек – внук бабы Дуни.

- Учитель. Правильно. Дайте характеристику мальчику. Каким мы видим его в начале рассказа? Прочитайте отрывки о нём.

- Ответ. (« Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься…», «К обеду внук заявился, поел, как подмёл, и снова умчался, теперь уже в лог, с коньками…», «Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на октябрьские праздники да Майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да на лыжах, дружил с уличными ребятами,- словом, не скучал…», «Внук всё малыш был да малыш. А в последние год – два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом, большеруком подростке с чёрным пушком на губе косолапого Гришатку…»)

-Учитель. Правильно. Значит, перед нами обыкновенный мальчик. У него свой детский мир: без забот и хлопот, спокойный. Но в течение рассказа мы видим, как он меняется. Давайте, проследим, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке.

Как мальчик готовится к этой ночи? Прочитайте об этом в рассказе.

Выступление ребят (« За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи… И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лег, а сел в постели, дожидаясь своего часа. За окном светила луна. Снег белел. Чернели сараи…» Гриша напоминает нам дежурного врача в больнице. Он отказался от первого способа лечения, а придумал свой – второй способ.)

- Чтение эпизода по ролям

«- Потеряла… Нет…Нету карточек… - бормотала баба Дуня ещё негромко.- Карточки… Где… Карточки… - И слёзы подкатывали.

Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка.

- Хлебные…карточки… - в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

- Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите, - настойчиво повторял он. – Все целые, берите…

Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:

- Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…

По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет.

- Не надо плакать, - громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать, - говорил он, словно приказывал.- И спите спокойно. Спите.

Баба Дуня смолкла…

- Документ есть, есть документ… вот он…- дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.

Гриша словно увидел тёмную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь.

-Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.

- Документ есть! – выкрикнула баба Дуня.

Гриша понял, что надо брать документ.

- Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.

- Правильный… - облегчённо вздохнула баба Дуня.

- Всё сходится. Проходите.

- Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.

- Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.

Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра. Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет…»

Учитель. Ребята, как автор пишет о психологическом состоянии Гриши?

Чтение отрывка. « - Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой – то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была еще тепла. Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого–то еще… Он не спал, но находился в старинном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком”.

- Почему он плакал?

(Гришка понял душевное состояние бабы Дуни. Все события, которые пережила баба Дуня, встали перед его глазами. Ее горе стало его горем.)

Учитель. Правильно. А как вы думаете, где еще мы видим взросление Гриши, его ответственность за судьбу бабы Дуни ?

Ответ. (В конце рассказа Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчётливо понял – ни слова. Ни даже намёка. Это должно остаться и умереть в нём. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление».



Учитель.


6. Как родные относятся к прошлому?

“Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”.

Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна.

“Слезы катились и катились... Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще... Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать..."

Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека.

Учитель. И природа тоже сочувствует героям рассказа. Повторяется предложение: « Снег белил». Это надежда на выздоровление, исцеление.

V.Этап проверки понимания учащимися нового материала.


Мы провели сопоставительный анализ. Какой вывод можно сделать?

- Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише. Он милосерден.

Произведение называется «Ночь исцеления»

-О чьем исцелении идет речь?

- Добротой и лаской можно исцелить бабу Дуню: « И придет исцеление». Чуткость, внимательность, забота мальчика сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые. После этой ночи исцелилась не только бабушка, но и Гриша. Освободил себя от чёрствости и равнодушия, преподнеся урок доброты и милосердия и своим родителям, и нам, читателям. Гриша понял «нужно делать и молчать. И придёт исцеление.


Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью он как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта «ночная» жизнь стала для него важнее.

VI. Этап закрепления нового материала.

Учитель. Уроки Екимова

– Чему учит нас Борис Екимов? (Б.Екимов учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.) (Слайд 11)



5.Рефлексия.

(3 мин.)

- Какие нравственные уроки преподал вам Борис Екимов?

Война не только убивает, ранит физически, но ещё наносит душевные раны. И кровоточат всю жизнь они у тех, кто выстоял, выстрадал, завоевал Победу.

.

Учитель. Вернемся к эпиграфу нашего урока:

А говорили все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок. С. Селезнев


Слова поэта как нельзя лучше раскрывают содержание рассказа. Действительно, боль жива.

(Слайд 13) Мы видим прекрасные лица людей старшего поколения: бабушек и прабабушек, на долю которых выпало тоже немало жизненных испытаний.


(История о Юртаевой Александре Ивановне (13.05.1924 - 26.05.1998)



Вглядитесь в эти дорогие лица бабушек, дедушек, каждый день и каждую минуту будьте к ним милосердны, сострадательны. Помните: боль не бывает чужой! Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей. Они заслужили это.

Прослушайте стихотворение А.Д.Дементьева. Вдумайтесь в его глубокий смысл:


Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Что б от волненья сердце дрогнуло!

Ведь все порушить может смерть.


Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.


Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.


И запоздалая вина

Потом терзает наши души.

Всего-то надо – научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

Учитель Борис Екимов оставил нам бесценные нравственные заповеди

«никто на земле не лишний»,

«нужно уважать в человеке человека»,

«доброта неизбывна, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее»

нужно любить человека вовремя.


VII. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.


Вывод по уроку.

– О чем мы говорили сегодня на уроке? К какому выводу вы пришли?

(Мы анализировали рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления» и пришли к выводу, что нужно жить, храня в сердце любовь, быть милосердным)

Я очень рада, что уроки литературы не проходят для вас бесследно.


Вот и подошел к концу наш разговор. Подвести итог я попрошу вас самих. Чтобы это сделать, нужно закончить фразу,

- сегодня на уроке я узнал, что…

- мы сегодня говорили о…

сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…

- я понял, что …


IX.Домашнее задание (выборочное задание).

1. Напишите письмо Грише, выразив свое отношение к нему.

2. Сочинение «Не бывает совсем не пострадавших от войны» на материале этого рассказа и на основе рассказов ваших близких, знакомых, перенёсших тяготы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.-


Оценки за работу на уроке.

– Пришло время оценить вашу работу на уроке. (Листы самооценки)


VIII. Рефлексия


У вас на парте лежат три карточки разного цвета. Если вам понравился сегодняшний урок - приклейте карточку красного цвета, если оставил равнодушными – жёлтого, а если не понравился – зелёного.




15