Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольская специальная школа-интернат № 2»
Урок РРС и ФПСР
с учеником 6 класса Хиро Дмитрием
на тему:
ФПСР: Автоматизация звука [С], дифференциация звуков [З-Зь]. Работа над нормами орфоэпии.
РРС: Тема: «Спорт». Фразы разговорно-обиходного характера по теме «Спорт».
Учитель: Полежаева О.В.
Симферополь
2016/2017 учебный год
Коррекционно-образовательная цель:
ФПСР: Автоматизация звука [С] в различных позициях, дифференциация звуков [З-Зь] во всех позициях на материале слогов, слов, предложений и самостоятельной речи, работа над дыханием, закрепить произношение слов с сочетаниями –тся, -ться как –ца.
РРС: Закрепить умение различать на слух с индивидуальным аппаратом речевой материал.
Коррекционно-развивающая цель:
ФПСР: Развивать познавательные процессы: произвольное внимание, зрительную память, а также самоконтроль за произношением. Развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений.
РРС: Развивать слуховое внимание и слуховую память, а также умение различать на слух различный слуховой материал. Вырабатывать привычку слухового контроля.
Коррекционно-воспитывающая цель:
ФПСР: Воспитывать интерес к занятиям, мотивировать на самоконтроль за своим произношением и произношением собеседника.
РРС: Использовать материал занятия для воспитания личностных качеств.
Задачи:
Учить умению произносить звуки с, з, зь на различном речевом материале, соблюдать нормы орфоэпии, правильно дышать, учить умению различать на слух речевой материал по теме «Спорт». Учить умению понимать и выполнять поручения.
Оборудование:
Компьютер, презентация с заданиями по теме «Спорт», карточки с речевым материалом по теме урока, речевые таблички, профили произношения звуков с, з.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы занятия.
3. Постановка целей.
4. Работа над ФПСР.
5. Работа над развитием речевого слуха.
6. Итог занятия (самооценка, оценка учителем).
1. Оргмомент.
- Здравствуй, Дима.
- Здравствуйте, Ольга Владимировна.
- У нас гости. Поздоровайся.
- Добрый день, Людмила Николаевна.
- Па-па-па. Как ты слышишь?
- Я слышу хорошо. Аппараты работают.
- Какое сейчас время года?
- Сейчас зима.
- Какой сейчас месяц?
- Сейчас декабрь. Сегодня первый день зимы.
- Какой сейчас урок?
- Сейчас урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны речи.
2. Тема занятия:
- Какая тема урока?
ФПСР: Автоматизация звука [С], дифференциация звуков [З-Зь]. Работа над нормами орфоэпии.
РРС: Тема: «Спорт».
3. Постановка целей.
- Спроси у меня, что будем делать?
- Что будем делать?
- Будем работать по плану.
Будем:
Работать над звуками с, з-зь в различных позициях.
Работать над нормами орфоэпии.
Дополнять предложение.
Повторять фразы по теме «Спорт».
Играть.
Писать слуховой диктант.
4. ФПСР.
Сейчас будем повторять звуки «С», «З», «Зь».
Посмотри внимательно на профиль.
Это звук [С]. Это звук [З].
Чем похожи эти звуки?
У звука [З] и [З] кончик языка внизу.
Чем различаются эти звуки?
У звука [З] – голос есть, у звука [С] – голоса нет.
Сейчас будем читать слоги, слова и предложения со звуками с, з и зь в разных позициях.
С – СС – ССС
Са – со – су
Сне – сна - сну
Аса – сла – след
Скет – спо – спорт
Сне - снег
Когда бывает снег?
Зимой.
Какой первый звук в слове зима?
Звук зь
Различай звуки з и зь.
Зо – зе
Зу – зю
Зы – зи - зим
Здня – здно
Зимний
Зимующий
Зима
Давай поиграем. Игра «Эхо».
Я говорю слоги со звуком с, а ты – со звуком з.
са – за
со – зо
су – зу
Коса – коза
Суп - Зуб
Я говорю слоги со звуком з, а ты со звуком зь.
За – зя
Зо – зё
Зу – зю
Зы – зи.
Как надо произносить звук зь?
Это мягкий согласный звук. Язык напряжен.
Игра «Доскажи предложение» (презентация).
Вот и наступила долгожданная зима.
Из-за туч выглянуло солнышко.
Игра «Четвёртый лишний»
Физминутка.
Посмотри на картинки.
Какие бывают виды спорта? Скажи предложение кратко.
Зимние и летние.
Разложи зимние и летние виды спорта.
Плавание, гимнастика, бокс, бег, теннис, футбол, лыжный спорт, баскетбол, фигурное катание, хоккей.
Выбери картинки, где есть звук «С»: баскетбол, теннис, бокс, футбол, баскетбол, бег, плавание.
Сколько звуков в слове «бокс»?
Какой по счету звук «С» в слове бокс? (четвертый).
Посмотри на картинку. Какой это вид спорта?
Это футбол.
Придумай предложение со словом футбол.
Мальчики играют в футбол.
Перед тобой слова. Послушай и собери предложение из слов.
В нашем классе Слава занимается плаванием.
Каким видом спорта ты любишь заниматься?
Я люблю заниматься танцами.
Соблюдай правило: сочетание –тся, -ться говори в словах как ца.
Соедини табличку с картинкой:
кататься на санках – бобслей
кататься на лыжах – слалом
кататься на коньках – фигурное катание.
Молодец.
5. РРС.
Вспомни, какую тему мы учили?
Мы учили тему «Спорт».
Сегодня мы будем повторять фразы. Отвечать на вопросы. Писать слуховой диктант.
Вспомни, в какой стране проходили Зимние Олимпийские игры 2014 года?
В России.
Назови столицу Зимних Олимпийских игр 2014 года.
Сочи.
Как награждают спортсмена?
Кубком, медалью.
Что это? Это кубок. Это медаль.
Ты занимаешься танцами. Как зовут твоего тренера.
Женя.
Ты давно занимаешься танцами?
Я занимаюсь танцами с шести лет.
Ты устаешь после тренировки?
Нет, я не устаю после тренировки.
Что ты делала?
Я отвечала на вопросы.
Повтори: Полезно заниматься спортом.
Полезно заниматься спортом.
Почему? Продолжи предложение.
Полезно заниматься спортом, потому что я не буду болеть, буду сильной, смелой.
Давай поиграем сейчас.
(Спортивная викторина – презентация на компьютере)
1. Кто из этих животных – талисманы Олимпиады в Сочи?
Белый Мишка, Леопард, Зайка.
2. Этот знак не продают, а торжественно вручают, за спортивные успехи, им лишь лучших награждают.
Что это? Это медаль.
Составь слово по первым буквам: спорт, зима, Сочи.
Что мы делали?
Мы играли.
Сейчас будем писать слуховой диктант. Слушай внимательно.
Спорт, медаль, кубок, плавание, тренер, Сочи, зимний вид спорта.
Молодец. Проверь, как ты написала слова.
6. Итог урока.
- Что ты делала на уроке?
Я:
- училась правильно говорить звуки с, з, зь,
- соблюдать правила орфоэпии
- слушать и говорить фразы по теме «Спорт».
Оценка: Как ты занималась?
- Я занималась очень хорошо. Я старалась.
- Поставь себе оценку.
- Думаю, что мне можно поставить сегодня 5, потому что я старалась отвечать хорошо.
Молодец. Ты старалась, занималась хорошо.
Цели занятия выполнены. Занятие окончено. Попрощайся.
- До свидания, Ольга Владимировна.
- До свидания, Дима.
- До свидания, Людмила Николаевна.