11
Тема: Ручные стежки и швы на их основе
Мисюля М.В., учитель технологии
Цель урока: ознакомить учащихся с технологией вышивания и научить приемам подготовки к вышивке.
Задачи урока:
Обучающая
- обобщить субъективный опыт учащихся, включая опыт его предшествующего обучения;
- ознакомить учащихся с историей вышивки, с материалами, инструментами и приспособлениями для вышивки, с основными стежками и швами на их основе; формирование умения выполнять прямые, петлеобразные, петельные, крестообразные и косые стежки.
- формировать навыки по организации рабочего места;
- научить правильным приемам работы с соблюдением технологической последовательности обработки и техники безопасности;
- добиваться прочности знаний;
Развивающая
- развивать умение самостоятельно мыслить и анализировать;
- развивать умение работать с информацией;
- содействовать развитию умения аккуратно и правильно работать;
- содействовать развитию сенсорных и моторных навыков;
Воспитательная
- совершенствовать эстетический вкус;
- воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам;
- прививать интерес к культуре и искусству.
Ожидаемые учебные результаты:
общее представление о материалах, инструментах и приспособлениях для вышивания;
приобретение опыта выполнения строчек прямых, петлеобразных, петельных и крестообразных, косых стежков;
приобретение навыков самооценки, рефлексии.
Место проведения урока: кабинет технологии швейных изделий.
Дидактические средства обучения: материалы, инструменты и приспособления для вышивки; образцы вышивки основными стежками; видеоматериалы; ЭОР и информационно-технологические материалы; учебник технологии (§ 24),РТ.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Форма организации деятельности учащихся:
фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: история, эстетическое воспитание, изобразительное искусство.
Тип урока: комбинированный.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД:
-научить развивать образность, внимание, речь;
Познавательные УУД:
-уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);
Коммуникативные УУД:
-развить навык работы в группах при выполнении практических работ;
-находить способы созидательного труда внутри группового общения;
-соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;
- уметь обобщать и делать выводы.
Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: презентация, технологические карты, образцы вышивки.
Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: практическая работа № 20 из учебника.
Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 2 задания 24 из РТ.
Учебно-практические задачи, решаемые на уроке: освоение знаний, коммуникация, сотрудничество; использование ИКТ.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой на урок.
II. Ознакомление учащихся с новым материалом.
Войти в тему урока нам поможет стихотворение Евгении Красновой, известной рукодельницы:
РАЗГОВОР С ВЫШИВАЛЬЩИЦЕЙ
- Стежок, стежок, ещё стежок…
Что проще может быть,
Когда в кресте наискосок
Укладываешь нить.
И расцветают под иглой
Волшебные цветы!
Секрет у чуда есть? Какой?
О нём расскажешь ты?
- Сестрица, здесь секретов нет,
Ты делай всё с душой,
И вышитый тобой букет
Задышит, как живой.
Росу и трепет в лепестках
Ты сможешь ощутить.
А чудо у тебя в руках:
Иголочка и нить!
- О каком виде художественного ремесла идет речь в стихотворении? (о вышивке)
- Стихотворение называется «РАЗГОВОР С ВЫШИВАЛЬЩИЦЕЙ».
- Представьте себя автором учебника «Технология». Вам нужно написать параграф о вышивке.
С какого предложения вы начнете? (Ключевые слова: вышивка-вид-искусство)
Например, …Вышивка – один из видов декоративно – прикладного искусства.
- Почему вышивка – декоративное искусство? (применяется для украшения одежды, интерьера, предметов быта)
- Почему вышивка – прикладное искусство? (используется в быту, в повседневной жизни).
- Вышивку выполняют вручную и на швейных машинах.
Тема « Ручная вышивка» знакома вам с начальных классов. Вспомним изученное.
- Продолжите предложения:
- В основе ручной вышивки лежит прокладывание...? (стежков)
- Ряд ручных стежков, проложенных на ткани, в вышивке называют ...(швом).
- Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?
- Для того чтобы научиться выполнять новые ручные стежки, что необходимо сделать? (познакомиться с технологией их выполнения). Цели и задачи мы обозначили.
Слайд 1
Исходя из сказанного, сформулируем тему урока: «Ручные стежки и швы на их основе». Запишем.
Слайд 2
Запишите в тетрадь.
Любая вышивка основывается на пяти видах ручных стежков: прямые, петлеобразные, петельные, крестообразные и косые.
Слайды 3-9
Названия запишите в тетрадь.
На их основе выполняют следующие швы: «вперёд иголку», «назад иголку», «шнурок», стебельчатый, петельный, тамбурный, «петля с прикрепом», «полупетля с прикрепом», «козлик», бархатный, крест.
-Какие швы из перечисленных вы умеете вышивать?
-Сегодня вы познакомитесь с технологией выполнения швов: стебельчатый, «петля с прикрепом».
Пришло время отдохнуть. Посетим музейный уголок.. До 18 века все виды вышивки назывались «шитье».
Важно отметить, что в 2020 г. в Уфе будет проходить Всемирный фестиваль народного творчества «Фольклориада».
Его главной целью является сохранение и продвижение традиционной культуры и фольклора. Первая фольклориада состоялась в 1996 году в Нидерландах, после этого ее приняли Япония, Венгрия, Китай и Южная Корея. Ближайшая фольклориада пройдет в июле 2016 года в Мексике. Проходит она один раз в четыре года.
Слайд 10
- Для вышивки необходимы: материалы и оборудование. Вспомним их.
Материалы и оборудование для вышивки
Для первых шагов в вышивке ткань берут плотную, но тонкую. Можно начинать учиться вышивать на тонком неотбелённом льне — игла прокалывает его без усилий, а натуральный цвет ткани служит хорошим фоном. Выбор иглы обусловлен толщиной нитки: игольное ушко должно быть достаточно большим, чтобы легко вдевать нитку в несколько сложений. Остриё иглы для вышивки должно быть острым, чтобы игла не делала затяжки на ткани.
Аккуратно выглядят пробные строчки на канве — ткани, которая имеет сетчатую структуру и применяется для вышивки крестом. В этом случае нужна игла с закруглённым кончиком, чтобы она не раскалывала нити канвы и легко проскальзывала в её отверстия.
Для вышивки применяют различные нитки: шёлковые, шерстяные, синтетические, но для начала лучше пользоваться хлопчатобумажным мулине. Толщина ниток зависит от плотности ткани и величины стежка.
Ткань для вышивки должна быть хорошо натянута в пяльцах. Лучше использовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом.
Напёрсток подбирают по размеру среднего пальца рабочей руки. Он не должен сдавливать палец, чтобы не нарушить кровообращение, но и не должен соскакивать с пальца при встряхивании.
Вышивальные ножницы применяют для обрезания ниток. Они должны быть маленькими, острыми, иметь закругление лезвий на конце, чтобы случайно не испортить ткань.
Слайд 11
III. Практическая работа «Выполнение образцов ручной вышивки»
Проверим подготовку к практической работе.
Слайд 12
- Во время вышивания следует помнить о правилах техники безопасности и санитарно – гигиенические требованиях.
Инструктаж по правилам техники безопасности при ручной вышивке
1. Хранить иголки в игольнице или использовать магнит.
2. Не пользоваться ржавыми иголками.
3. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
4. . Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.
Слайд 13
Вышивка выполняется на столе. При этом свет должен падать с левой стороны или спереди. Инструменты для вышивания располагаются в правой стороне стола, а материалы в левой. Во время работы нужно следить за правильной посадкой:
1. Грудь не должна быть сжатой.
2. Корпус слегка наклонен .
3. Расстояние от глаз до работы 25-30см.
4. Торс удобно расположен на стуле.
5. В левой руке находятся пяльцы, а в правой - игла.
Практическая работа «Выполнение образцов ручной вышивки»
Вам потребуются: гладкокрашеная ткань, цветные нитки мулине, игла, наперсток, пяльцы.
1. Нанесите на ткань рисунок: цветок – слайд 14
2. Натяните ткань в пяльцы. Для этого расположите меньший обруч пялец на столе. На него положить ткань. Прижмите большим обручем ткань к меньшему обручу. Хорошо натяните ткань по долевой нити и по утку.
3. Отрежьте от мотка ниток мулине пасму (пучок нитей, состоящий из шести тонких ниточек). Отделите от нее одну тонкую нить. Сложите ее пополам и обоими сложенными концами вденьте в иглу.
4. Закрепите нить в начале работы. Способ 1. С лицевой стороны ткани сделайте маленький стежок в начале работы, потяните нитку, пока не останется маленькая петелька. Пропустите иглу через петлю и затяните.
5. Выполните стебельчатый шов (вышить стебель цветка) – слайд 15.
6. Закрепите нить в конце работы. Выведите нитку на изнаночную сторону, закрепите её коротким стежком на месте и проведите иглу с ниткой под несколькими изнаночными стежками готовой вышивки. После этого нитку обрежьте.
7. Закрепите нить в начале работы. Способ 2. Отделите от пасмы 3 – 6 нитей, заправьте их в иглу. Чтобы нити легко вдеть в иголку, их следует подрезать под углом. Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нити. Выведите иглу на лицевую сторону так, чтобы кончики нитей длиной 1 см остались с изнаночной стороны. Придерживая их пальцами, сделайте стежок так, чтобы он закрепил нити.
8. Выполните шов «петля с прикрепом» (вышить листья на стебле и лепестки цветка) - слайд 16
9.Закрепите нитку в конце работы известным способом.
10. Готовую работу приутюжьте работу.
11. Вложите вышивку в декоративную коробку.
IV. Подведение итогов урока и рефлексия
- В качестве чего могут служить ваши мини – проекты?
- Покажем друг другу выполненные работы.
ДАРИТЕ ВАШИ ВЫШИВКИ ЛЮБИМЫМ
Дарите ваши вышивки любимым,
Друзьям, знакомым, близким и родным,
Ведь вышивки всегда неповторимы
И нежность ваших рук хранят они.
Как мал стежок! Один он незаметен,
Но встал на место, рядом с ним другой.
Так вышивка – ей равной нет на свете! –
Настойчиво закон диктует свой.
Они прелестны, рукоделья детки,
Жар-птицыно весёлое перо!
Все скатерти, платочки и салфетки
Несут в дома и радость, и добро.
Пусть пышные узоры, переливы
Из тона в тон, игра из цвета в цвет
Откроют мир и щедрый, и счастливый
И радовать всех будут много лет.
Евгения Краснова
Мы готовимся к вышивке лентами. Посмотрите на слайды 17 и 18. Какие швы узнали?
- Предлагаю ответить на контрольные вопросы. Самооценка.
Ответы на задание «Проверьте себя» по теме
«Ручные стежки и швы на их основе»
Утверждение | Да | Нет |
1.При вышивании прямых стежков выполняется шов «вперед иголку» | + | |
2.Петлеобразными стежками можно выполнить стебельчатый шов | + | |
3.Тамбурный шов получается из косых стежков | | - |
4.Крестообразными стежками можно вышить швы «козлик» и «бархатный» | + | |
5.Петельными стежками можно вышивать мелкие листики и лепестки цветов | + | |
Рефлексия
- Что интересного было на уроке?
- Что было трудно?
- Зачем вам нужен этот урок?
Слайд 19
V. Домашнее задание
Приготовить и принести на следующий урок канву, иглу, наперсток, цветные нити мулине, ножницы.