СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Ручные стежки и швы на их основе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 7 класса по разделу "Художественные ремесла".

Цель урока: ознакомить учащихся с технологией вышивания и научить приемам подготовки к вышивке. 

Задачи урока:

Обучающая

- обобщить субъективный опыт учащихся, включая опыт его предшествующего обучения;

- ознакомить учащихся с историей вышивки, с материалами, ин­струментами и приспособлениями для вышивки, с основ­ными стежками и швами на их основе; формирование уме­ния выполнять прямые, петлеобразные, петельные, кре­стообразные и косые стежки.

- формировать навыки по организации рабочего места;

- научить правильным приемам работы с соблюдением технологической последовательности обработки и техники безопасности;

- добиваться прочности знаний;

Развивающая

- развивать умение самостоятельно мыслить и анализировать;

- развивать умение работать с информацией;

- содействовать развитию умения аккуратно и правильно работать;

- содействовать развитию сенсорных и моторных навыков;

Воспитательная

- совершенствовать эстетический вкус;

- воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам;

- прививать интерес к культуре и искусству.

Ожидаемые учебные результаты:

  • общее представление о материалах, инструментах и приспособлениях для вышивания;
  • приобретение опыта выполнения строчек прямых, пет­леобразных, петельных и крестообразных, косых стеж­ков;
  • приобретение навыков самооценки, рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Ручные стежки и швы на их основе"»

11


Тема: Ручные стежки и швы на их основе

Мисюля М.В., учитель технологии

Цель урока: ознакомить учащихся с технологией вышивания и научить приемам подготовки к вышивке. 

Задачи урока:

Обучающая

- обобщить субъективный опыт учащихся, включая опыт его предшествующего обучения;

- ознакомить учащихся с историей вышивки, с материалами, ин­струментами и приспособлениями для вышивки, с основ­ными стежками и швами на их основе; формирование уме­ния выполнять прямые, петлеобразные, петельные, кре­стообразные и косые стежки.

- формировать навыки по организации рабочего места;

- научить правильным приемам работы с соблюдением технологической последовательности обработки и техники безопасности;

- добиваться прочности знаний;

Развивающая

- развивать умение самостоятельно мыслить и анализировать;

- развивать умение работать с информацией;

- содействовать развитию умения аккуратно и правильно работать;

- содействовать развитию сенсорных и моторных навыков;

Воспитательная

- совершенствовать эстетический вкус;

- воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам;

- прививать интерес к культуре и искусству.

Ожидаемые учебные результаты:

  • общее представление о материалах, инструментах и приспособлениях для вышивания;

  • приобретение опыта выполнения строчек прямых, пет­леобразных, петельных и крестообразных, косых стеж­ков;

  • приобретение навыков самооценки, рефлексии.

Место проведения урока: кабинет технологии швейных изделий.

Дидактические средства обучения: материалы, инстру­менты и приспособления для вышивки; образцы вышивки основными стежками; видеоматериалы; ЭОР и информа­ционно-технологические материалы; учебник технологии (§ 24),РТ.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация нагляд­ных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.

Форма организации деятельности учащихся:
фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: история, эстетическое воспитание, изобразительное искусство. 

Тип урока: комбинированный.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

-научить развивать образность, внимание, речь;

Познавательные УУД:

-уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

Коммуникативные УУД:

-развить навык работы в группах при выполнении практических работ;

-находить способы созидательного труда внутри группового общения;

-соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;

- уметь обобщать и делать выводы.

Материалы, служащие для мотивации и постановки про­блемы, включения учащихся в учебную деятельность: презентация, технологические карты, образцы вышивки.

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: практическая работа № 20 из учебника.

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 2 задания 24 из РТ.

Учебно-практические задачи, решаемые на уроке: освоение знаний, коммуника­ция, сотрудничество; использование ИКТ.


Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой на урок.


II. Ознакомление учащихся с новым материалом.


Войти в тему урока нам поможет стихотворение Евгении Красновой, известной рукодельницы:


РАЗГОВОР С ВЫШИВАЛЬЩИЦЕЙ


- Стежок, стежок, ещё стежок…

Что проще может быть,

Когда в кресте наискосок

Укладываешь нить.


И расцветают под иглой

Волшебные цветы!

Секрет у чуда есть? Какой?

О нём расскажешь ты?


- Сестрица, здесь секретов нет,

Ты делай всё с душой,

И вышитый тобой букет

Задышит, как живой.


Росу и трепет в лепестках

Ты сможешь ощутить.

А чудо у тебя в руках:

Иголочка и нить!


- О каком виде художественного ремесла идет речь в стихотворении? (о вышивке)


- Стихотворение называется «РАЗГОВОР С ВЫШИВАЛЬЩИЦЕЙ».


- Представьте себя автором учебника «Технология». Вам нужно написать параграф о вышивке.

С какого предложения вы начнете? (Ключевые слова: вышивка-вид-искусство)

Например,Вышивка – один из видов декоративно – прикладного искусства.


- Почему вышивка – декоративное искусство? (применяется для украшения одежды, интерьера, предметов быта)


- Почему вышивка – прикладное искусство? (используется в быту, в повседневной жизни).


- Вышивку выполняют вручную и на швейных машинах.


Тема « Ручная вышивка» знакома вам с начальных классов. Вспомним изученное.


- Продолжите предложения:

- В основе ручной вышивки лежит прокладывание...? (стежков)

- Ряд ручных стежков, проложенных на ткани, в вышивке называют ...(швом).


- Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?

- Для того чтобы научиться выполнять новые ручные стежки, что необходимо сделать? (познакомиться с технологией их выполнения). Цели и задачи мы обозначили.


Слайд 1

Исходя из сказанного, сформулируем тему урока: «Ручные стежки и швы на их основе». Запишем.


Слайд 2

Запишите в тетрадь.

Любая вышивка основывается на пяти видах ручных стежков: прямые, петлеобразные, петельные, крестообразные и косые.


Слайды 3-9

Названия запишите в тетрадь.

На их основе выполняют следующие швы: «вперёд иголку», «назад иголку», «шнурок», стебельчатый, петельный, тамбурный, «петля с прикрепом», «полупетля с прикрепом», «козлик», бархатный, крест.



-Какие швы из перечисленных вы умеете вышивать?

-Сегодня вы познакомитесь с технологией выполнения швов: стебельчатый, «петля с прикрепом».


Пришло время отдохнуть. Посетим музейный уголок.. До 18 века все виды вышивки назывались «шитье».


Важно отметить, что в 2020 г. в Уфе будет проходить Всемирный фестиваль народного творчества «Фольклориада».

Его главной целью является сохранение и продвижение традиционной культуры и фольклора. Первая фольклориада состоялась в 1996 году в Нидерландах, после этого ее приняли Япония, Венгрия, Китай и Южная Корея. Ближайшая фольклориада пройдет в июле 2016 года в Мексике. Проходит она один раз в четыре года.


Слайд 10

- Для вышивки необходимы: материалы и оборудование. Вспомним их.


Материалы и оборудование для вышивки

Для первых шагов в вышивке ткань берут плотную, но тонкую. Можно начинать учиться вышивать на тонком неотбелённом льне — игла прокалы­вает его без усилий, а натуральный цвет ткани служит хорошим фоном. Вы­бор иглы обусловлен толщиной нитки: игольное ушко должно быть доста­точно большим, чтобы легко вдевать нитку в несколько сложений. Остриё иглы для вышивки должно быть острым, чтобы игла не делала затяжки на ткани.

Аккуратно выглядят пробные строчки на канве — ткани, которая имеет сетчатую структуру и применяется для вышивки крестом. В этом случае нуж­на игла с закруглённым кончиком, чтобы она не раскалывала нити канвы и легко проскальзывала в её отверстия.

Для вышивки применяют различные нитки: шёлковые, шерстяные, син­тетические, но для начала лучше пользоваться хлопчатобумажным мулине. Толщина ниток зависит от плотности ткани и величины стежка.

Ткань для вышивки должна быть хорошо натянута в пяльцах. Лучше ис­пользовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом.

Напёрсток подбирают по размеру среднего пальца рабочей руки. Он не должен сдавливать палец, чтобы не нарушить кровообращение, но и не дол­жен соскакивать с пальца при встряхивании.

Вышивальные ножницы применяют для обрезания ниток. Они должны быть маленькими, острыми, иметь закругление лезвий на конце, чтобы слу­чайно не испортить ткань.


Слайд 11

III. Практическая работа «Выполнение образцов ручной вышивки»

Проверим подготовку к практической работе.


Слайд 12

- Во время вышивания следует помнить о правилах техники безопасности и санитарно – гигиенические требованиях.

Инструктаж по правилам техники безопасности при ручной вышивке

1. Хранить иголки в игольнице или использовать магнит.

2. Не пользоваться ржавыми иголками.

3. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

4. . Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.


Слайд 13


Вышивка выполняется на столе. При этом свет должен падать с левой стороны или спереди. Инструменты для вышивания располагаются в правой стороне стола, а материалы в левой. Во время работы нужно следить за правильной посадкой:

1. Грудь не должна быть сжатой.

2. Корпус слегка наклонен .

3. Расстояние от глаз до работы 25-30см.

4. Торс удобно расположен на стуле.

5. В левой руке находятся пяльцы, а в правой - игла.


Практическая работа «Выполнение образцов ручной вышивки»


Вам потребуются: гладкокрашеная ткань, цветные нитки мулине, игла, наперсток, пяльцы.


1. Нанесите на ткань рисунок: цветок – слайд 14


2. Натяните ткань в пяльцы. Для этого расположите меньший обруч пялец на столе. На него положить ткань. Прижмите большим обручем ткань к меньшему обручу. Хорошо натяните ткань по долевой нити и по утку.


3. Отрежьте от мотка ниток мулине пасму (пучок нитей, состоящий из шести тонких ниточек). Отделите от нее одну тонкую нить. Сложите ее пополам и обоими сложенными концами вденьте в иглу.


4. Закрепите нить в начале работы. Способ 1. С лицевой стороны ткани сделайте маленький стежок в начале работы, потяните нитку, пока не останется маленькая петелька. Пропустите иглу через петлю и затяните.


5. Выполните стебельчатый шов (вышить стебель цветка) – слайд 15.


6. Закрепите нить в конце работы. Выведите нитку на изнаночную сторону, закрепите её коротким стежком на месте и проведите иглу с ниткой под несколькими изнаночными стежками готовой вышивки. После этого нитку обрежьте.


7. Закрепите нить в начале работы. Способ 2. Отделите от пасмы 3 – 6 нитей, заправьте их в иглу. Чтобы нити легко вдеть в иголку, их следует подрезать под углом. Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нити. Выведите иглу на лицевую сторону так, чтобы кончики нитей длиной 1 см остались с изнаночной стороны. Придерживая их пальцами, сделайте стежок так, чтобы он закрепил нити.


8. Выполните шов «петля с прикрепом» (вышить листья на стебле и лепестки цветка) - слайд 16


9.Закрепите нитку в конце работы известным способом.


10. Готовую работу приутюжьте работу.


11. Вложите вышивку в декоративную коробку.



IV. Подведение итогов урока и рефлексия

- В качестве чего могут служить ваши мини – проекты?

- Покажем друг другу выполненные работы.


ДАРИТЕ ВАШИ ВЫШИВКИ ЛЮБИМЫМ


Дарите ваши вышивки любимым,

Друзьям, знакомым, близким и родным,

Ведь вышивки всегда неповторимы

И нежность ваших рук хранят они.


Как мал стежок! Один он незаметен,

Но встал на место, рядом с ним другой.

Так вышивка – ей равной нет на свете! –

Настойчиво закон диктует свой.


Они прелестны, рукоделья детки,

Жар-птицыно весёлое перо!

Все скатерти, платочки и салфетки

Несут в дома и радость, и добро.


Пусть пышные узоры, переливы

Из тона в тон, игра из цвета в цвет

Откроют мир и щедрый, и счастливый

И радовать всех будут много лет.


Евгения Краснова

Мы готовимся к вышивке лентами. Посмотрите на слайды 17 и 18. Какие швы узнали?


- Предлагаю ответить на контрольные во­просы. Самооценка.

Ответы на задание «Проверьте себя» по теме


«Ручные стежки и швы на их основе»

Утверждение

Да

Нет

1.При вышивании прямых стежков выполняется шов «вперед иголку»

+


2.Петлеобразными стежками можно выполнить стебельчатый шов

+


3.Тамбурный шов получается из косых стежков


-

4.Крестообразными стежками можно вышить швы «козлик» и «бархатный»

+


5.Петельными стежками можно вышивать мелкие листики и лепестки цветов

+



Рефлексия


- Что интересного было на уроке?

- Что было трудно?

- Зачем вам нужен этот урок?


Слайд 19

V. Домашнее задание

Приготовить и принести на следующий урок канву, иглу, наперсток, цветные нити мулине, ножницы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!