Открытый урок в 5а классе
«Второстепенные члены предложения»
(сопровождение презентацией интерактивной доски)
Цели:
Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения».
Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.
Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
!!! На перемене записать «число, классная работа».
Орг. момент. Рассаживаемся по группам (1 слайд) - 2 мин
(Весь класс стоит у доски)
- Кто любит считать? (группа – аналитики)
- Кто любит сочинять? (группа – филологи)
- Кто любит читать? (группа – буквоешки)
- Кто любит рисовать? (группа – художники)
Постановка проблемы (использование кейс-технологий) - 3 мин
В разных группах заранее предупредить одного учащегося о том, чтобы он создал проблемную ситуацию – неожиданно после орг. момента встал и выдал фразу:
1 группа
Степанян Ашот:
- Я пошел
Учитель:
- Куда? Как? Зачем?
2 группа
Кураков Георгий:
- Я знаю
Учитель, дети:
- Что? О чем?
3 группа
Мальцева Анастасия:
- Я получу оценку.
Учитель, дети:
- Какую?
4 группа
Зудина вероника
- Я найду клад
Учитель, дети:
- Где?
(2 слайд)
3. Актуализация новой темы урока - 4 мин
Учитель: Спасибо моим секретным помощникам)
(записывает на доске: " Я пошел... . Я знаю... . Я получу... . Я найду... .")
- Почему мы не могли понять ваших одноклассников?
Дети:
- Они не договаривали свои предложения.
Учитель:
- С точки зрения синтаксиса, какие члены предложения они только чаще употребляли?
Дети:
- Только подлежащее и сказуемое. Докажите.
Учитель:
- Все так считают? Докажите, расскажите про подлежащее, сказуемое.
- А существительным в И.п. сказуемое может быть выражено?
- И какой же знак мы поставим, когда сказуемое выражено существительным? всегда?
…
- В их предложениях были и подлежащие, и сказуемые? А как такие предложения называются?
Дети:
- Двусоставные.
Учитель:
- А если только один гл. член?
- А если 1 основа, как называются?
- А если 2,3,… основы?
- Если связаны сочинительными союзами?
- Если связаны подчинительными союзами?
- А чем отличаются СПП от ССП, БСП?
- Каких же членов предложения не хватало в высказываниях ребят?
Дети:
- Второстепенных.
Учитель: Запишем тему урока
«Второстепенные члены предложения»
Скажите, а можно, допустим, написать грамотно, статью в газету, используя только главные члены предложения? Нет, конечно, половина предложений будет просто непонятна.
- Какие мы ребятам вопросы задавали? Пишет на интерактивной доске: Я пошел (куда? зачем?) Я знаю (что?) Я получу (что?) оценку (какую?) Я найду (что?) клад (где?)
(3 слайд)
- А какие, вы слышали, существуют второстепенные члены предложения?
- Будем группами разбираться, какой член предложения на какой вопрос отвечает?
4. Работа в группах. Исследование теоретического материала - 5 мин
(4 слайд ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ)
Внимательно прочитайте задания.
Выполняя задания, чётко следуйте инструкции
Работайте дружно.
Уважайте мнение товарищей.
Выберите капитана, он выберет выступающих, не выберет – выступает сам.
Первая группа, вы изучаете материал параграфов № 37,38, 39 и оформляете ответ в виде схемы.
Вторая группа – те же параграфы – в виде связного текста.
Третья группа – в виде плана.
Четвертая группа – в виде таблицы. Образец выполнения по главным членам лежит лежит у вас на партах.
(5 слайд) Отвечаем у доски – заполняем маркером пропуски.
5.Первичное закрепление новой темы - 10мин.
Учитель: Теперь мы можем дополнить предложения ребят и определить, каких членов предложения не хватало? Допишите предложения, чтобы они были понятны. Определите и подчеркните все члены предложения.
Я пошел в школу.
Я знаю урок.
Я получу отличную оценку.
Я найду клад в подземелье.
(6 слайд)
Чем же мы логично нам сейчас заняться? Потренироваться в определении членов предложения.
А теперь вам предстоит провести небольшую исследовательскую работу
Задания группам лежат у вас на столе, они напечатаны на больших листах.
1 группа – сравните предложения 178 упр-я, 182 упр-я, 184 упр-я. На какие группы там уже поделены предложения? Обоснуйте ответ. Выпишите по 2 первых пр-я с разными второстепенными членами предложения. Обозначьте орфограммы. Подчеркните члены предложения.
2 группа – придумайте 5-7 простых предложений вместе на тему «Зачем нужны второстепенные члены», постарайтесь употребить там все члены предложения. Подчеркните члены предложения. Обозначьте орфограммы.
3 группа – Разделите на группы (по разным признакам) следующие предложения, обоснуйте ответ.
Но лето красн… летит.
Настала ос…нь золотая.
Блес…нул моро….
Градины ложились на доро…ки.
К ра(с,сс)вету гр…за утихла.
Ноч… наступила.
Я пр…слушиваюсь к звукам.
Девоч…ка подн…ла гол…ву.
Спишите только распространенные предложения из получившихся групп, расставьте пропущенные буквы, объясните графически орфограммы, подчеркните все члены предложения.
4 группа – упр. 188, изобразите 2,3,4 предложения схематически. Только линиями, над линиями надпишите вопрос, присвойте каждому члену предложения свой цвет (подлежащее - красное, сказуемое - зеленое, определение - желтое, дополнение - синее, обстоятельство - коричневое,
например: Я рисую прекрасный мир в альбоме. Кто? Что делаю? Какой? Что? Где? ). Можно пользоваться и учебником, и вашими таблицами, схемами, текстами.
Теперь выступаем, следим за ответами, подсказываем, поправляем, помогаем, если что не так. Каждая группа читает задания.
Деловая игра - 8 мин
Учитель:
- А теперь скажите: из каких членов предложения состоит предложение? Все мы с вами знаем о составе предложения? Теперь мы можем написать заметки в газету? Какие предложения мы будем употреблять?
Учитель:
Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «ШОК». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты «Осенние зарисовки». Слушайте задания. Найдите на столе лист жёлтого цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задания на парты, открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.
7. Физминутка - 3 мин
Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?
Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?
Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?
Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под крышкой парты. Нашли? Вот и хорошо.
У.: Мы все с вами отправляемся в осеннюю командировку.
(Слайд- осенняя командировка) Задания группам. Инструкция для работы у вас на листах
4 группа: нарисуйте в газету рисунки «Осенний пейзаж».
3 группа (буквоешки)
У: У вас на столе находится текст, написанный корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Ваша задача:
Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.
Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.
Инструкция для работы на карточке.
Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.
Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.
1группа (аналитики)
У.: Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:
Написать текст по аналогии, распространив его второстепенными членами.
Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
Инструкция для работы на карточке.
Наступление весны.
Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.
2 группа (филологи)
У.:А ваше задание - самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами. Я осторожно шагнула на лесную тропинку… Определите, зачем нужны второстепенные члены. . Инструкция для работы на карточке.
У.: Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад, вы будете работать под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Осень». (Щёлкнуть кнопку на слайде 9). Я думаю, вам это поможет. На выполнение этой работы вам даётся 3-4 мин.
8. Выступления групп, прикрепляем сочинения и рисунок к магнитной доске.
Учитель:
Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. У нас готова газета "Осенние зарисовки".А теперь давайте сделаем вывод:
Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
9. Оценки - 3 мин
У.:А теперь давайте подведём итог нашей работы. Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал? (Выставить оценки)
10. Домашнее задание - 4 мин
У.: А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 13) Выберите то, которое вам больше понравилось, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.
Упр. 185 (по заданию)
Нарисовать осенний пейзаж и подобрать к нему четверостишие из понравившегося стихотворения об осени.
Попытайтесь написать стихотворение об осени.
11. Рефлексия - 2 мин
Учитель: Давайте похлопаем, если урок понравился.