СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Русская литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: определить, в чем нравоучительный смысл сказки; обучать анализу литературной сказки развивать умения пересказывать, выразительно читать

Просмотр содержимого документа
«Урок. Русская литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица»»

15.11. Русская литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица»

Цели урока: определить, в чем нравоучительный смысл сказки; обучать анализу литературной сказки развивать умения пересказывать, выразительно читать.

Ход урока

  1. Слово учителя Все мы с детства любим читать сказки. В них мы встречаемся со сказочными красавицами и смелыми принцами; коварными злодеями и волшебными животными. В них происходят чудеса! Невозможное становится возможным, а добро всегда побеждает зло.

  2. Актуализация знаний. Конкурс «Знатоки русских сказок»- какое произведение мы называем сказкой?

- расскажите, как и кем создавались народные сказки?

- как они смогли дойти до современных читателей?

- какие типы сказок вы знаете?

- приведите ещё примеры сказочных зачинов, концовок.(В некотором царстве, в некотором государстве…

Жили-были старик со старухой…За тридевять земель, в тридесятом царстве…

И стали жить-поживать, добра наживать…И я там был, мёд-пиво пил…

Вот вам, детки, такая сказочка, а мне бубликов вязочка…»)

- назовите героев, чаще всего встречающихся в русских народных сказках.

(Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Емеля, Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и др.)

- Игра «Кто больше»

Задание 1: назовите предметы-помощники, которые встречаются в сказках.

(Ступа, метла, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебный клубок, зеркальце, узелок, блюдо, яблоко и др.)

Задание 2: вспомните обороты речи, которые часто встречаются в сказках

(Добрый молодец, красна девица; Встань передо мной, как лист перед травой…

Долго ли коротко ли…Далеко ли близко ли…Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…Утро вечера мудренее…Рос не по дням, а по часам…)

Работа по теме урока.Мы с вами много говорили о русской народной сказке. Кажется, знаем о ней все. Знаем, что они были придуманы и существовали в народе. Что делились они на бытовые, волшебные и на сказки о животных. Но сказка не осталась существовать в фольклоре. Сказки очень любили многие русские писатели-классики. Так, Александр Сергеевич Пушкин подарил нам много волшебства в своих сказках. «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и многие другие.

Литературная сказка - авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная увлекательная история, объединяющая элементы действительности и фантазии.- Давайте выясним, в чем состоит сходство и отличие народных и литературных сказок.Сходство и различие народных и литературных сказок

 СХОДСТВО

 

 

 

Народная сказка

 

 

Литературная сказка

 

Сюжет

Вымышленные события.

 

Вымышленные события.

Часто встречающаяся тема

Противостояние добра и зла.

Противостояние добра и зла.

 

Литературные обороты и выражения

 

Троекратные повторы, эпитеты.  

Троекратные повторы, эпитеты.  

Герои сказки

Деление героев на положительных и отрицательных.

 

Деление героев на положительных и отрицательных.

Второстепенные герои

Волшебные вещи и помощники.

 

Волшебные вещи и помощники.

Основа сказки

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)

 

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)

 

 РАЗЛИЧИЕ 

 

 

Народная сказка

 

 

Литературная сказка

 

Автор

Нет одного автора, писалась целыми поколениями.

 

 

Конкретный человек.

Текст

Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме.

 

Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.

Литературное описание

Простое, с использованием общепринятых эпитетов.

 

Бывает сложное, детальное, неповторимое.

Композиционные элементы

Присказка, зачин, концовка.

Может не иметь традиционных элементов.

Антоний Погорельский «Черная курица»В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.

Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?

Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.

 Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.

Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона...

— Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.

Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.

 В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.

 — Что такое псевдоним? Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.       Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.

Работаем в группах.

1 группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»

  1. Расскажите о любимых занятиях Алеши.

  2. Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

  3. Кого ждали в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

  4. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

2 группа « Неудачная попытка»

  1. Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)

  2. Куда Чернушка повела Алешу?

  3. Кого испугался Алеша и почему?

  4. Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)

  5. Почему в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

3 группа «Алеша в Подземном городе»

  1. Как Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?

  2. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

  3. Что увидел мальчик в подземном царстве?

  4. Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

  5. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

  6. Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

  7. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

4 группа «Алеша и жители Подземного города»

  1. Найдите в тексте и прочитайте описание сада в Подземном царстве

  2. Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

  3. На кого охотятся в Подземном царстве?

  4. Что узнал Алеша о жителях Подземного царства?

  5. О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

5 группа «Жизнь Алеши после подарка короля»

  1. Как ведёт себя Алёша после подарка короля?

  2. Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

  3. Как был наказан мальчик?

  4. Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

  5. Что произошло с министром (Чернушкой) и жителями Подземного царства после предательства Алеши?

Аналитическая беседа. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Ребята, мы завершили обсуждение содержания произведения Погорельского. — Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими? -, (волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.

А есть ли отличие этой сказки от народной?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

- Это литературная сказка

Ребята, еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными, бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…» Почему? (ответы детей)

— Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
      — Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
      — Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
            — Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
      Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.
      Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад.
      Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
      Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.
      В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать.
      — Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?
      Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.
III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
      — Чему учит пример превращения Алеши? (Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. )

— Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
      1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
      2) «— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
      3) «...для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).
Подведение итогов урока.

— Как вы понимаете, что такое пансион?

— Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?

— Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?

— Что такое псевдоним?

— Какой псевдоним взял себе Перовский?

— Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица,

или Подземные жители»?

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее задание

Сочинение – миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »



Задание 1 Прочитайте информацию об авторе. Подготовьте пересказ краткий

Антоний Погорельский «Черная курица»В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.

Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?

Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.

 Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.

Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона...

— Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.

Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.

 В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.

 — Что такое псевдоним? Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.       Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.

Задание 2 Работаем в группах. 5 группа «Жизнь Алеши после подарка короля»

  1. Как ведёт себя Алёша после подарка короля?

  2. Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

  3. Как был наказан мальчик?

  4. Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

  5. Что произошло с министром (Чернушкой) и жителями Подземного царства после предательства Алеши?


Задание 3 Аналитическая беседа. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?

— Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими? -, (волшебное число “3” – три сна ,волшебный предмет – конопляное зёрнышко, чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.,А есть ли отличие этой сказки от народной?


2 группа « Неудачная попытка»

  1. Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)

  2. Куда Чернушка повела Алешу?

  3. Кого испугался Алеша и почему?

  4. Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)

  5. Почему в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

3 группа «Алеша в Подземном городе»

  1. Как Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?

  2. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

  3. Что увидел мальчик в подземном царстве?

  4. Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

  5. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

  6. Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

  7. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

4 группа «Алеша и жители Подземного города»

  1. Найдите в тексте и прочитайте описание сада в Подземном царстве

  2. Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

  3. На кого охотятся в Подземном царстве?

  4. Что узнал Алеша о жителях Подземного царства?

  5. О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

5 группа «Жизнь Алеши после подарка короля»

  1. Как ведёт себя Алёша после подарка короля?

  2. Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

  3. Как был наказан мальчик?

  4. Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

  5. Что произошло с министром (Чернушкой) и жителями Подземного царства после предательства Алеши?

Аналитическая беседа. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?

— Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими? -, (волшебное число “3” – три сна ,волшебный предмет – конопляное зёрнышко, чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.,А есть ли отличие этой сказки от народной?