СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Русские поэты XX века о Родине и родной природе. А.Прокофьев «Аленушка», Д.Кедрин «Аленушка».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях; формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения; закреплять умение выразительного чтения; раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Русские поэты XX века о Родине и родной природе. А.Прокофьев «Аленушка», Д.Кедрин «Аленушка».»

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. А.Прокофьев «Аленушка», Д.Кедрин «Аленушка».

Цели: актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях; формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения; закреплять умение выразительного чтения; раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения.

Ход урока:Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным, мы побываем в роли исследователей. Посмотрите на экран — перед вами картина художника В.Васнецова «Аленушка (слайд 1). На экране портреты двух поэтов XX века – Д. Кедрина и А. Прокофьева (слайд 2). Что общего у этих поэтов?

- Тема нашего урока – «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. А.Прокофьев «Аленушка», Д.Кедрин «Аленушка» (слайд 3). Запишите тему урока в тетрадь.

- Как и всякие исследователи, перед началом работы мы должны определить задачи нашей деятельности. Каковы они?

Обучающиеся под руководством учителя формулируют цели и задачи урока.

  1. Работа по теме урока. Работа с репродукцией картины В.Васнецова «Аленушка» (работа в парах).

- Картина В.Васнецова «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада). Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Задание: Сейчас вам придётся поработать в качестве реставраторов текста, представляющего со­бой описание картины. Внимательно рассмотрите картину русского художника В. М. Васнецова «Алёнушка» и вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст.

На картине художника В. М. Васнецова изображена бедная крестьянская девушка________________, которая пришла к лесному _____________, чтобы поделиться с ним своим горем. Тёмный густой ______________окружает зелёную полянку. Алёнушка сидит на большом - валуне, обхватив тонкими руками и склонив _____

_____. Каштановые ____________ небрежно па­дают вниз, едва не доставая камня. Она в простом крестьянском __________________, голубая кофта поблёкла от __________ и непогоды. Взгляд девушки прикован к ______________ глади озера. В мутной воде чуть виднеется _________________ Алёнушки. В воде тускло отражается ___________________, тесно обступивший большие камни, и _____________________, наклонившиеся над озером.

____________________ медленно плавают поодиночке, а иногда и вместе, плотно прижимаясь

друг к другу, словно не хотят расставаться. За _______________ Алёнушки виден лес. Он стоит мрачно и безмолвно, как будто в тем­ноте его скрывается какая - то ______________ . Особенно красивы __________________. Они стройно тянутся вверх, словно стремятся достичь недосягаемой высоты _______________. Только осинки роняют жёлтые _______________, будто слезинки. Уже вечереет. Солнце вот - вот скроется. Лёгкие облака _____________ по серому небу. На ветке, над самой головой бедной сиротки сидят ______________. Они поют свои _________________, как будто хотят развеселить Алёнушку, отвлечь её от грустных мыс­лей. __________________ притихла и как бы сочувствует Алёнушке.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Какие чувства вызвала у вас эта картина?

  1. Стихотворения А. Прокофьева и Д. Кедрина имеют одинаковые названия. Как вы думаете, являются ли они словесным пересказом картины Васнецова? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Послушаем актерское чтение этих стихотворений и проанализируем их.

  1. Работа со стихотворением А.Прокофьева. Актёрское чтение (слушание).

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Какие строки стихотворения совпадают с изображенным на картине Васнецова?

- Чем образ Аленушки у Прокофьева отличается от образа Аленушки у Васнецова?

- С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт рисует картины природы? Заполнение таблицы (работа в парах)

Изобразительно – выразительное средство

Примеры

Сравнение


Эпитет


Метафора


Ряды однородных членов


«Трава …знать не хочет, что мертва вода», «совсем как в сказке милая Аленушка сидит», «пруд заглохший», «золотые обручи», «тростник качается, шумит», «милая Аленушка», «красен от гвоздик, от лилий бел», «солнце щедро…золотые обручи кладет».

- Сверим ваши ответы с ответами на слайде (слайд 4). Где возникли затруднения?

- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.

  1. Работа со стихотворением Д. Кедрина. Актёрское чтение (слушание).

- Каким настроением пронизано стихотворение Д.Кедрина?

- Какие картины вы представили?

- Все ли слова понятны?

Задание: к словам в левой колонке подберите лексическое значение, приведенное в правой колонке.

Стойбище

большой нож, который обычно носят за голенищем сапога

Вотчина

разбойники

Лихая сила

становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время

Нетленная краса

изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес

Околица

на Руси наследственное земельное владение

Ножичек сапожный

вечная красота, которая не истлевает, не умирает

- Какой мы увидели Алёнушку в этом стихотворении?

- Какие средства выразительности использует поэт?

- Сверим ваши ответы с ответами на слайде (слайд 5). Были ли у вас затруднения?

- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.

3) Сопоставление стихотворений.

- Мы прочитали оба стихотворения. Что их объединяет?

- Чем отличаются стихотворения?

- Чьё чтение стихотворения понравилось? Почему?

3. Домашнее задание: анализ стихотворения по плану (по выбору обучающихся)

Комментирование домашнего задания

Пользуясь примерным планом анализа лирического произведения, ответьте на вопросы.

  1. Подведение итогов урока.

Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по - разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
IV. Рефлексия.

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Выполнили эти задачи?

- Интересно быть исследователем?

- Что понравилось на уроке?

- Чью работу можно отметить? Кого можно похвалить?

- Что вызвало затруднения? Над чем нужно будет поработать?

















В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.

Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.

В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.

Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.

В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.

Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.

В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.

Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.

В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.

Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.

В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.

Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.