Русские поэты XX века о Родине и родной природе. А.Прокофьев «Аленушка», Д.Кедрин «Аленушка».
Цели: актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях; формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения; закреплять умение выразительного чтения; раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения.
Ход урока:Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным, мы побываем в роли исследователей. Посмотрите на экран — перед вами картина художника В.Васнецова «Аленушка (слайд 1). На экране портреты двух поэтов XX века – Д. Кедрина и А. Прокофьева (слайд 2). Что общего у этих поэтов?
- Тема нашего урока – «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. А.Прокофьев «Аленушка», Д.Кедрин «Аленушка» (слайд 3). Запишите тему урока в тетрадь.
- Как и всякие исследователи, перед началом работы мы должны определить задачи нашей деятельности. Каковы они?
Обучающиеся под руководством учителя формулируют цели и задачи урока.
Работа по теме урока. Работа с репродукцией картины В.Васнецова «Аленушка» (работа в парах).
- Картина В.Васнецова «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада). Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
Задание: Сейчас вам придётся поработать в качестве реставраторов текста, представляющего собой описание картины. Внимательно рассмотрите картину русского художника В. М. Васнецова «Алёнушка» и вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст.
На картине художника В. М. Васнецова изображена бедная крестьянская девушка________________, которая пришла к лесному _____________, чтобы поделиться с ним своим горем. Тёмный густой ______________окружает зелёную полянку. Алёнушка сидит на большом - валуне, обхватив тонкими руками и склонив _____
_____. Каштановые ____________ небрежно падают вниз, едва не доставая камня. Она в простом крестьянском __________________, голубая кофта поблёкла от __________ и непогоды. Взгляд девушки прикован к ______________ глади озера. В мутной воде чуть виднеется _________________ Алёнушки. В воде тускло отражается ___________________, тесно обступивший большие камни, и _____________________, наклонившиеся над озером.
____________________ медленно плавают поодиночке, а иногда и вместе, плотно прижимаясь
друг к другу, словно не хотят расставаться. За _______________ Алёнушки виден лес. Он стоит мрачно и безмолвно, как будто в темноте его скрывается какая - то ______________ . Особенно красивы __________________. Они стройно тянутся вверх, словно стремятся достичь недосягаемой высоты _______________. Только осинки роняют жёлтые _______________, будто слезинки. Уже вечереет. Солнце вот - вот скроется. Лёгкие облака _____________ по серому небу. На ветке, над самой головой бедной сиротки сидят ______________. Они поют свои _________________, как будто хотят развеселить Алёнушку, отвлечь её от грустных мыслей. __________________ притихла и как бы сочувствует Алёнушке.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Какие чувства вызвала у вас эта картина?
Стихотворения А. Прокофьева и Д. Кедрина имеют одинаковые названия. Как вы думаете, являются ли они словесным пересказом картины Васнецова? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Послушаем актерское чтение этих стихотворений и проанализируем их.
Работа со стихотворением А.Прокофьева. Актёрское чтение (слушание).
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Какие строки стихотворения совпадают с изображенным на картине Васнецова?
- Чем образ Аленушки у Прокофьева отличается от образа Аленушки у Васнецова?
- С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт рисует картины природы? Заполнение таблицы (работа в парах)
Изобразительно – выразительное средство | Примеры |
Сравнение | |
Эпитет | |
Метафора | |
Ряды однородных членов | |
«Трава …знать не хочет, что мертва вода», «совсем как в сказке милая Аленушка сидит», «пруд заглохший», «золотые обручи», «тростник качается, шумит», «милая Аленушка», «красен от гвоздик, от лилий бел», «солнце щедро…золотые обручи кладет».
- Сверим ваши ответы с ответами на слайде (слайд 4). Где возникли затруднения?
- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.
Работа со стихотворением Д. Кедрина. Актёрское чтение (слушание).
- Каким настроением пронизано стихотворение Д.Кедрина?
- Какие картины вы представили?
- Все ли слова понятны?
Задание: к словам в левой колонке подберите лексическое значение, приведенное в правой колонке.
Стойбище | большой нож, который обычно носят за голенищем сапога |
Вотчина | разбойники |
Лихая сила | становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время |
Нетленная краса | изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес |
Околица | на Руси наследственное земельное владение |
Ножичек сапожный | вечная красота, которая не истлевает, не умирает |
- Какой мы увидели Алёнушку в этом стихотворении?
- Какие средства выразительности использует поэт?
- Сверим ваши ответы с ответами на слайде (слайд 5). Были ли у вас затруднения?
- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.
3) Сопоставление стихотворений.
- Мы прочитали оба стихотворения. Что их объединяет?
- Чем отличаются стихотворения?
- Чьё чтение стихотворения понравилось? Почему?
3. Домашнее задание: анализ стихотворения по плану (по выбору обучающихся)
Комментирование домашнего задания
Пользуясь примерным планом анализа лирического произведения, ответьте на вопросы.
Подведение итогов урока.
Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по - разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
IV. Рефлексия.
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Выполнили эти задачи?
- Интересно быть исследователем?
- Что понравилось на уроке?
- Чью работу можно отметить? Кого можно похвалить?
- Что вызвало затруднения? Над чем нужно будет поработать?
В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.
Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.
В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.
Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.
В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.
Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.
В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.
Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.
В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.
Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.
В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.
Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.