Учащиеся делятся на группы(пары) по жребию (вытягивая цветные бумажные каточки в виде кружочков). 1. ЭТАП ВЫЗОВА на доске записана тема урока и спрашиваю, какие ассоциации возникают у вас со словом “ счастье”, предполагаемые ответы записываются на доске. (хорошая жизнь, прекрасное настроение, любовь, осуществление всего задуманного, внутреннее равновесие, радость, богатство) Предлагаю, используя данные ключевые слова, написать небольшой текст на эту тему (обсуждение в группах, лучший текст от группы читают классу). (1. Счастье - это первая любовь, когда сбываются все мечты, и когда у вас всего достаточно. 2. Хорошая жизнь, прекрасное настроение, внутреннее равновесие-все это называется одним большим словом “счастье”. 3 Счастье - это наша жизнь, каждый понимает его по-своему. Только ты один- творец собственного счастья) 2.ЭТАП СОДЕРЖАНИЯ “Для чего, собственно, создан человек?” - Человек создан для счастья, как птица для полета, - отвечает 1 герой с исковерканной судьбой. - Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него,-замечает Короленко. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель 1 из самых значительных произведений “Слепой музыкант” Вы уже знакомы с содержанием этого произведения, составьте по желанию 2 вопроса по содержанию произведения (на выбор учащихся “толстые или тонкие”), запишите в свои таблицы, затем обсудите в группе, выберите лучший вопрос и задайте его другой группе. Стратегия “Тонкие и толстые вопросы”) тонкие вопросы | толстые вопросы | Как звали слепого музыканта ? | Какая была связь между Петром и Эвелиной? | Кто помог Анне воспитать слепого сына? | Согласны ли вы с тем, что любовь для Петруся была самым главным в жизни? | С кем познакомился Петрусь на холмике возле реки? | Объясните, почему мальчик очень трепетно относился к каждому услышанному звуку? | На каком инструменте играла мама мальчика? | Почему жизнь мальчика была так сложна и неоднородна? | Кто такой Иохим? | Как вы почувствовали бы себя, встав на место Петруся? | Гл 4 часть 1. Чтение учителем эпизода рождения ребенка Почему так подробно Короленко описывает слезы матери, ее душевное состояние? (обсуждение в группах, 1 высказывается) - объяснение заключено в короткой фразе “РЕБЕНОК РОДИЛСЯ СЛЕПЫМ” Рождение слепого ребенка – это трагедия, боль и матери, и всей семьи, и конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людей? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека. Кто сыграл огромную роль в формировании характера Петруся? (Максим Яценко) Итак почему именно Максим обратил внимание на мальчика? (он тоже был несчастен и наказан судьбой) Проанализируем 4 главу Стратегия: Двухчастный дневник. Выпишите самые для вас запоминающиеся цитаты и напишите комментарий к ним (анализ эпизода разговора Максима с сестрой) цитата | комментарий | “…у меня нет ноги и руки, но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли…” | Самое главное , чего боится Максим, что Петрусь лишится воли, а значит ничего не добьется в жизни | “…у него пока есть все шансы развить все остальные способности, чтобы хотя бы отчасти заменить свою слепоту…” | Если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни | “..при всяком взгляде на слепого мальчика сердце матери сжималось от боли…” | мать понимала, что счастливого будущего у сына нет. | “..этот малый будет еще гораздо несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться…” | Ребенок никогда не увидит своих родных, окружающий мир, вся его жизнь пройдет в темноте. | Предлагаю сформулировать вывод по анализу данного эпизода. (обсуждение в группах, 1 человек выступает от группы) 1. На 1 взгляд может показаться, что Максим жесток по отношению к матери мальчика, но это не так. Он знал, как надо относиться к таким людям, их не надо жалеть, они должны научиться сами преодолевать трудности, нельзя оберегать их от жизни. Нужно помочь им найти свое место в жизни, преодолевая недуг 2. Таким образом, Максим хотел видеть племянника счастливым, живущим полнокровной жизнью, а не нытиком, спекулирующим на своих несчастьях. И в этом он ему поможет. Составьте логическую цепочку событий, которые показывают взросление Петруся под влиянием Максима и уже собственного взгляда на жизнь. Стратегия : логическая цепочка (работа в группах, затем афиширование) (Музыка Иохима - пианино - Эвелина - звонарь - путь в монастырь - свадьба - рождение ребенка) Какое звено в цепочке круто повернуло всю жизнь нашего героя? (первая любовь) Итак, Петрусь понял, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства. Почему ключевой сценой в повести является встреча Петра и Эвелины. Гл.8 ( читаю с целью формирования эмоционального восприятия текста художественного произведения - Что такое любовь для Петра? - Знал ли он о ней? (обсуждение в группах, выступают желающие) (Да, с детских лет, но любовь - это жалость матери, мудрая любовь Максима, он привык эгоистично пользоваться всем этим, любовь Эвелины - нечто другое.) Петр проходит трудный жизненный путь: обретения смысла жизни, любви, признания. - Можно ли назвать Петра счастливым человеком? (да) 3. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ Давайте вернемся к вашим рассказам о счастье , написанным в начале урока совпало ли ваше представление о счастье с тем, что вы узнали сегодня? (обсуждение в группах, выступление ведущих) А мог ли Петрусь сделать другой выбор в жизни? И что такое выбор вообще? Домашнее задание: Стратегия: совместное письменное размышление Напишите письмо от имени слепого музыканта Петруся всем людям, которые собираются сделать свой выбор в жизни . 1. Молодое поколение, я обращаюсь к вам. Каждый человек должен сделать свой выбор в жизни. Я его сделал и выбрал самую длинную и счастливую дорогу. Я желаю всем большой любви, счастья и радости в жизни. Пусть в вашей жизни встретится первая любовь, тогда жизнь будет гораздо лучше. У каждого человека должно быть свое мнение и своя цель, не будет цели - значит не для чего жить, а счастье и любовь-это самое главное. Счастье - не в материальном достатке. 2. Радуйтесь жизни, надейтесь на хорошее будущее и идите к своей цели. Да, на вашем жизненном пути будет много препятствий, но не останавливайтесь, преодолевайте их, и вы достигнете своей цели, и конечной станцией будет станция под названием “ Счастье”. Не отчаивайтесь, если уже нет никакой надежды, даже я, слепой, нашел свое место и добился счастья в этом мире. Верьте в лучшее, и эта вера поможет вам. |