СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок: Русский язык Тема: Три склонения имён существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить наблюдать за употреблением языкового материала в устной и письменной речи; дать представление о склонении имен существительных (с введением термина) как о постоянном грамматическом признаке; формировать умение классифицировать имена существительные по склонениям; (для учителя) создать условия обучающимся для составления алгоритма определения склонения имен существительных.

Развивать память, речь, мышление, внимание; воспитывать наблюдательность, аккуратность, ответственность, коллективизм, взаимопомощь, самостоятельность.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок: Русский язык Тема: Три склонения имён существительных.»

Класс: 3

Дата:

Урок: Русский язык

Тема: Три склонения имён существительных.

Цель: учить наблюдать за употреблением языкового материала в устной и письменной речи; дать представление о склонении имен существительных (с введением термина) как о постоянном грамматическом признаке; формировать умение классифицировать имена существительные по склонениям; (для учителя) создать условия обучающимся для составления алгоритма определения склонения имен существительных.

Развивать память, речь, мышление, внимание; воспитывать наблюдательность, аккуратность, ответственность, коллективизм, взаимопомощь, самостоятельность.


Ход урока:

I.Организация начала урока.

- Начинаем размышлять,

Думать, спорить, рассуждать.

II. Каллиграфическая минутка.

- Приготовьтесь к письму: примите правильную позу, расположите правильно тетрадь.

III. Словарно-орфографическая работа.

На доске записаны слова:

М…л…ко, Ил…я, …вёс, п…рог, М…сква, рож…

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор.

Дети на карточках показывают букву, объясняют свой выбор.

IV. Актуализация опорных знаний. Определение темы и цели урока.

1. Образование пар из данных имен существительных.

- Образуйте из данных существительных пары. Объясните, по какому признаку вы их объединили.

Дети выполняют указание учителя:

- Молоко-пирог (т. к. молоко является составной частью пирога); Илья – Москва (имена собственные), овес – рожь (названия злаков).

2. Обобщение знаний грамматических признаков имен существительных

- Мы вспомнили один из грамматических признаков имен существительных: собственные или нарицательные. Какие еще грамматические признаки вы знаете?

- Постоянные признаки: род, одушевленные или неодушевленные. Непостоянные признаки: число, падеж.

Ведется построение схемы (в основе схемы – ответы детей):


Имена существительные



Род Число

Собственные/нарицательные Падеж

Одушевленные/неодуш.

Учитель вносит в схему изменения:


?


- Посмотрите внимательно на схему и сформулируйте тему и цель урока.

- Тема урока «Постоянный грамматический признак имени существительного». Цель: узнать новую классификацию существительных по постоянному признаку.

V. Наблюдение над языковым материалом.

Проблемная задача.

- Сейчас вас предстоит работа в группах. У каждой группы перфокарта. Вам необходимо изменить данное слово по падежам и выделить окончания.

1 группа – «Москва» 4 группа – «молоко»

2 группа – «Илья» 5 группа – «овес»

3 группа – «пирог» 6 группа – «рожь»

- По какому принципу можно сгруппировать данные существительные?

- По схожести окончаний.

- Сгруппируйте слова.

На доске листы со словами распределяются в 3 группы: I группа – Илья, Москва, II группа – пирог, молоко, овес, III группа – рожь.

VI. «Открытие» нового.

Проблемный вопрос.

- Ребята, вся система окончаний имен существительных называется склонением.

На доску в схему «Грамматические признаки существительного» вносятся изменения.


? склонение


- Сколько склонений у имен существительных?

- У существительных три склонения.

- Почему склонение – это постоянный грамматический признак существительного?

- Потому что у одного существительного может быть только одна система окончаний.

- Как же определить, к какому склонению относится данное существительное?

Предположения детей.

- Давайте определим род каждого существительного.

Учащиеся определяют род имен существительных.

- Одинаковы ли окончания у существительных во всех склонениях в начальной форме?

- Нет. У существительных 1-го склонения окончания –а, -я; у существительных 2-го склонения окончания –о и нулевое; у существительных 3-го склонения окончание нулевое.

- Значит, чтобы определить склонение, нам достаточно определить род и окончание в начальной форме, а затем вспомнить, у существительного какого склонения встречаются данные параметры.

- Давайте составим алгоритм определения склонения имен существительных.

Под руководством учителя.

На доске:

Определение склонения существительных.

  1. Поставь существительное в начальную форму.

  2. Определи род, выдели окончание.

  3. Вспомни таблицу склонений.


- Некоторое время вы сможете пользоваться данной таблицей, пока не запомните.

На доску вывешивается таблица «Склонение имен существительных».

VII. Применение нового знания.

1. Первичное закрепление

- Потренируемся в определении склонения существительных.

Работа по материалу упражнений учебника: с. 27 упр. 2, 3.

- Данные слова будем выписывать в 3 столбика.

На доске:

1 скл. 2 скл. 3 скл.

К словам упражнения добавляются слова «площадка» и «площадь».

Учащиеся работают в тетрадях, трое учащихся в «шапочках» со склонениями выполняют задание на доске с подробным объяснением.

- Что интересного заметили в последней паре слов?

- Слова однокоренные, но относятся к разным склонениям.

Физминутка.

- А теперь немного отдохнем.

- Я буду называть вам слова. Если вы услышите слово первого склонения, то встаете на носочки и тянетесь ладошками кверху; если слово второго склонения – выполняете упражнение «дерево»; если слово третьего склонения – руки ставите на пояс и приседаете.

Слова: река, день, лето, цепь, ласточка, тень, ветер.

2. Закрепление полученных знаний.

- Сейчас вы будете работать в парах. У каждой пары на столах карточки со словами и заданием. Но сначала потренируемся выполнять задание. Посмотрите на рисунки с предметами. Какие оттенки лексического значения данных слов вы можете назвать?

На рисунке малярная кисть и кисточка для рисования; ель и ёлка.

- Кисть большая, а кисточка маленькая. Ель большая, а ёлка маленькая.

- К какому склонению относится слово «кисточка»? А слово «кисть»?

-Кисточка – существительное 1-го склонения, кисть – 3-го склонения.

- Определите склонение слова «мышка».

- Существительное «мышка» - 1-го склонения.

- Как же существительное «мышка» преобразовать в существительное 3-го склонения?

- Назвать большое животное – мышь.

- Приступайте к выполнению задания в парах.

Дети в парах выполняют задание на карточках.

Проверка: учащийся I варианта читает заданное слово, а учащийся II варианта – полученное.

Слова в карточках: ночка, печка, нитка.

- Что интересного заметили в образованных словах?

- Все существительные с мягким знаком на конце.

3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. 2 мин.

На доске рисунок с изображением лошади.

- Напишите название данного животного во всех трех склонениях.

Дети выполняют задание самостоятельно, затем – взаимопроверка.

(Лошадка – конь – лошадь)

VIII. Выявление степени усвоения нового материала.

- Перед вами карточки с вариантами ответом. На экране вы увидите вопросы. Выберите правильный, по вашему мнению, вариант ответа.

Вопросы на экране:

  1. Какое из данных существительных относится к 1-му склонению?

Малыш, кастрюля, свет, вещь.

Найдите среди данных слов существительные 2-го склонения Бежать, машина, золотой, пень.

  1. Есть ли среди данных существительных то, которое относится к 3-му склонению?

Лису, самолеты, мысли, зверя.

Учащиеся выполняют самостоятельно задание.

IX. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Постоянный или непостоянный грамматический признак существительного склонение?

- Как определить склонение существительного?

- Чем различаются склонения имен существительных?

Дети отвечают на вопросы учителя.

X. Рефлексия

- В конце вашей работы в тетради начертите окружность. Поставьте в ней точку: чем активнее вы работали на уроке, тем ближе точка к центру окружности. По степени комфортности на уроке выберите цвет: красный – комфортно, зеленый – были неудобства, синий – некомфортно.

XII. Домашнее задание.

Стр.3 правило, упр. 5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!