Класс: 3
Дата:
Урок: Русский язык
Тема: Три склонения имён существительных.
Цель: учить наблюдать за употреблением языкового материала в устной и письменной речи; дать представление о склонении имен существительных (с введением термина) как о постоянном грамматическом признаке; формировать умение классифицировать имена существительные по склонениям; (для учителя) создать условия обучающимся для составления алгоритма определения склонения имен существительных.
Развивать память, речь, мышление, внимание; воспитывать наблюдательность, аккуратность, ответственность, коллективизм, взаимопомощь, самостоятельность.
Ход урока:
I.Организация начала урока.
- Начинаем размышлять,
Думать, спорить, рассуждать.
II. Каллиграфическая минутка.
- Приготовьтесь к письму: примите правильную позу, расположите правильно тетрадь.
III. Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны слова:
М…л…ко, Ил…я, …вёс, п…рог, М…сква, рож…
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор.
Дети на карточках показывают букву, объясняют свой выбор.
IV. Актуализация опорных знаний. Определение темы и цели урока.
1. Образование пар из данных имен существительных.
- Образуйте из данных существительных пары. Объясните, по какому признаку вы их объединили.
Дети выполняют указание учителя:
- Молоко-пирог (т. к. молоко является составной частью пирога); Илья – Москва (имена собственные), овес – рожь (названия злаков).
2. Обобщение знаний грамматических признаков имен существительных
- Мы вспомнили один из грамматических признаков имен существительных: собственные или нарицательные. Какие еще грамматические признаки вы знаете?
- Постоянные признаки: род, одушевленные или неодушевленные. Непостоянные признаки: число, падеж.
Ведется построение схемы (в основе схемы – ответы детей):
Имена существительные
Род Число
Собственные/нарицательные Падеж
Одушевленные/неодуш.
Учитель вносит в схему изменения:
?
- Посмотрите внимательно на схему и сформулируйте тему и цель урока.
- Тема урока «Постоянный грамматический признак имени существительного». Цель: узнать новую классификацию существительных по постоянному признаку.
V. Наблюдение над языковым материалом.
Проблемная задача.
- Сейчас вас предстоит работа в группах. У каждой группы перфокарта. Вам необходимо изменить данное слово по падежам и выделить окончания.
1 группа – «Москва» 4 группа – «молоко»
2 группа – «Илья» 5 группа – «овес»
3 группа – «пирог» 6 группа – «рожь»
- По какому принципу можно сгруппировать данные существительные?
- По схожести окончаний.
- Сгруппируйте слова.
На доске листы со словами распределяются в 3 группы: I группа – Илья, Москва, II группа – пирог, молоко, овес, III группа – рожь.
VI. «Открытие» нового.
Проблемный вопрос.
- Ребята, вся система окончаний имен существительных называется склонением.
На доску в схему «Грамматические признаки существительного» вносятся изменения.
? склонение
- Сколько склонений у имен существительных?
- У существительных три склонения.
- Почему склонение – это постоянный грамматический признак существительного?
- Потому что у одного существительного может быть только одна система окончаний.
- Как же определить, к какому склонению относится данное существительное?
Предположения детей.
- Давайте определим род каждого существительного.
Учащиеся определяют род имен существительных.
- Одинаковы ли окончания у существительных во всех склонениях в начальной форме?
- Нет. У существительных 1-го склонения окончания –а, -я; у существительных 2-го склонения окончания –о и нулевое; у существительных 3-го склонения окончание нулевое.
- Значит, чтобы определить склонение, нам достаточно определить род и окончание в начальной форме, а затем вспомнить, у существительного какого склонения встречаются данные параметры.
- Давайте составим алгоритм определения склонения имен существительных.
Под руководством учителя.
На доске:
Определение склонения существительных.
Поставь существительное в начальную форму.
Определи род, выдели окончание.
Вспомни таблицу склонений.
- Некоторое время вы сможете пользоваться данной таблицей, пока не запомните.
На доску вывешивается таблица «Склонение имен существительных».
VII. Применение нового знания.
1. Первичное закрепление
- Потренируемся в определении склонения существительных.
Работа по материалу упражнений учебника: с. 27 упр. 2, 3.
- Данные слова будем выписывать в 3 столбика.
На доске:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
К словам упражнения добавляются слова «площадка» и «площадь».
Учащиеся работают в тетрадях, трое учащихся в «шапочках» со склонениями выполняют задание на доске с подробным объяснением.
- Что интересного заметили в последней паре слов?
- Слова однокоренные, но относятся к разным склонениям.
Физминутка.
- А теперь немного отдохнем.
- Я буду называть вам слова. Если вы услышите слово первого склонения, то встаете на носочки и тянетесь ладошками кверху; если слово второго склонения – выполняете упражнение «дерево»; если слово третьего склонения – руки ставите на пояс и приседаете.
Слова: река, день, лето, цепь, ласточка, тень, ветер.
2. Закрепление полученных знаний.
- Сейчас вы будете работать в парах. У каждой пары на столах карточки со словами и заданием. Но сначала потренируемся выполнять задание. Посмотрите на рисунки с предметами. Какие оттенки лексического значения данных слов вы можете назвать?
На рисунке малярная кисть и кисточка для рисования; ель и ёлка.
- Кисть большая, а кисточка маленькая. Ель большая, а ёлка маленькая.
- К какому склонению относится слово «кисточка»? А слово «кисть»?
-Кисточка – существительное 1-го склонения, кисть – 3-го склонения.
- Определите склонение слова «мышка».
- Существительное «мышка» - 1-го склонения.
- Как же существительное «мышка» преобразовать в существительное 3-го склонения?
- Назвать большое животное – мышь.
- Приступайте к выполнению задания в парах.
Дети в парах выполняют задание на карточках.
Проверка: учащийся I варианта читает заданное слово, а учащийся II варианта – полученное.
Слова в карточках: ночка, печка, нитка.
- Что интересного заметили в образованных словах?
- Все существительные с мягким знаком на конце.
3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. 2 мин.
На доске рисунок с изображением лошади.
- Напишите название данного животного во всех трех склонениях.
Дети выполняют задание самостоятельно, затем – взаимопроверка.
(Лошадка – конь – лошадь)
VIII. Выявление степени усвоения нового материала.
- Перед вами карточки с вариантами ответом. На экране вы увидите вопросы. Выберите правильный, по вашему мнению, вариант ответа.
Вопросы на экране:
Какое из данных существительных относится к 1-му склонению?
Малыш, кастрюля, свет, вещь.
Найдите среди данных слов существительные 2-го склонения Бежать, машина, золотой, пень.
Есть ли среди данных существительных то, которое относится к 3-му склонению?
Лису, самолеты, мысли, зверя.
Учащиеся выполняют самостоятельно задание.
IX. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Постоянный или непостоянный грамматический признак существительного склонение?
- Как определить склонение существительного?
- Чем различаются склонения имен существительных?
Дети отвечают на вопросы учителя.
X. Рефлексия
- В конце вашей работы в тетради начертите окружность. Поставьте в ней точку: чем активнее вы работали на уроке, тем ближе точка к центру окружности. По степени комфортности на уроке выберите цвет: красный – комфортно, зеленый – были неудобства, синий – некомфортно.
XII. Домашнее задание.
Стр.3 правило, упр. 5