Тема: «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.
Задачи:
Создать условия для «открытия» учащимися понятия 1 склонения имён существительных и их признаков.
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
- Мы будем на уроке думать? (да)
- Мы будем рассуждать? (да)
- А может, будем спать? (нет)
- И в облаках летать? (нет)
- Друг другу будем помогать? (да)
- И трудности преодолевать? (да)
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.
-Ребята, улыбнитесь друг другу.
-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.
-Открыли тетради. Сели правильно. Записываем число, классная работа.
II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы. (с опорой на прежний опыт об-ся)
– Какую часть речи мы изучаем? (Имя сущ.)
- У вас на партах есть карточка «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».
1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?
2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?
3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?
4. Знаете ли вы, падежи имен существительных?
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?
- Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус? (да)
- Сформулируйте тему нашего урока? (Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных).
- Тема нашего урока «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных».
Учитель: Какие цели поставим перед собой на уроке.
(На доске опорные слова:
понять….
запомнить….
применять….)
Учитель: Ребята, к концу урока мы разберёмся, что такое склонение имён существительных и как его определять 1-ое склонение.
- А как нам поможет достичь поставленной цели? – проведём какое-нибудь исследование, будем наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.)
- Ребята, а как вы понимаете слово склонение?
- Давайте, обратимся к толковому словарю. В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование:
Склонение – группа имен с одинаковыми формами словоизменения. (т.е. с одинаковыми окончаниями)
- Попробуйте подобрать родственные слова (склонять, склоняемые, склониться, поклон.)
- Что значит просклонять имя существительное? (Изменить по падежам и числам)
- А как думаете, почему склонения три?
III. Решение учебной проблемы.
Исследование (работа в группах).
1)- Проведем исследовательскую работу в группах по 4 человека.
(Учитель раздаёт таблицы для исследования)
Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.
1группа: лиса, папа.
2 группа: окно, волк.
3 группа: пыль, мышь.
Коллективная проверка.
Вывод: окончания всех существительных, входящих в одну группу совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.
Оценивание на листе достижений.
- Итак, сколько групп склонений в русском языке? (Три)
- Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)
2)- Во второй части исследовательской работы давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных.
- Сейчас вы будете работать в группах.
(Учитель раздаёт таблицы для исследования)
- Исследуйте признаки первого склонения имён существительных.
Таблица для исследования признаков 1 склонения имён существительных |
Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга |
Вопросы | Ответы |
К какой части речи относится? | |
В какой форме эти существительные? | |
Определите число, падеж | |
Определите род | |
Выделите окончания | |
Зачитывают столбики ответов. (На доске сравнивают правильные ответы).
- Сделайте вывод: к 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями а, я, в Им. п. ед-го числа.
2. Работа с учебником.
-Откройте учебник с. 90 Познакомьтесь с правилом. (Дети читают).
-Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике? (Да).
Оценивание на листе достижений
3.Физминутка
IV. Применение опорных знаний.
1. Работа в парах. В тетрадь.
- Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. И предлагают вам выполнить задание.
-Выпишите имена существительные 1 склонения. Укажите род, выделите окончания. Придумайте свою пару слов.
Беседа – собеседник, гость – гостья, буква – букварь, хозяйство – хозяйка, юность – юноша, железо – железка, Иван – Иванушка.
-Сколько выписали слов? (8) Назовите их, род и окончание.
-Какое имя существительное 1 склонения придумали сами? Назовите.
-По какому признаку узнавали имена сущ. 1 склонения.
Поменяйтесь тетрадками проверьте по образцу и поставьте оценки друг другу в лист достижений.
Оценивание на листе достижений.
V. Закрепление новых знаний.
1. Самостоятельная работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода)
1 уровень: Выписать имена существительные 1 склонения.
Аллея, собачка, дорога, поверхность, мышь,
герой, деревня, речка, стройка.
2 уровень: Образовать от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 склонения. Запишите слова парами. Подчеркните изученные орфограммы.
Например: Сельдь - селёдка, метель, соль, ночь, цепь, кость, ель.
(Проходит проверка, оценивание)
2. Работа с учебником, упр.157
-Ребята, перед вами загадки, отгадайте их. Определите, какие из имён существительных относятся к 1 склонению.
-Запишите любую загадку, а над словами укажите склонение.
Фронтальная проверка.
Оценивание на листе достижений.
VI. Итог урока.
-Давайте подведём итог нашего урока.
-Какая тема нашего урока?
-Каких целей вы достигли?
(На доске опорные слова:
я понял….
я запомнил….
я буду применять….)
– Я понял, почему три склонения у имен существительных, по каким признакам можно определить 1 склонение имён существительных.
– Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.
– Я буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится.
Д/з.- по выбору
*с. 90 правило, упр. 155