СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по уроку русского языка в 4 классе на тему "Три склонения имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Три склонения имён существительных.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по уроку русского языка в 4 классе на тему "Три склонения имён существительных"»

Тема: «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия 1 склонения имён существительных и их признаков.

  • Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

  • Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,

формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

- Мы будем на уроке думать? (да)

- Мы будем рассуждать? (да)

- А может, будем спать? (нет)

- И в облаках летать? (нет)

- Друг другу будем помогать? (да)

- И трудности преодолевать? (да)

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

-Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.

-Открыли тетради. Сели правильно. Записываем число, классная работа.

II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы. (с опорой на прежний опыт об-ся)

– Какую часть речи мы изучаем?  (Имя сущ.)
- У вас на партах  есть  карточка  «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».

1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?
2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?
3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?

4. Знаете ли вы, падежи имен существительных?
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три  склонения имён существительных?


- Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус? (да)

- Сформулируйте  тему нашего урока? (Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных).

- Тема нашего урока «Три склонения имён существительных. Первое  склонение имён существительных».

Учитель: Какие цели поставим перед собой на уроке.

(На доске опорные слова:
понять….
запомнить….
применять….)

Учитель: Ребята, к концу урока мы разберёмся, что такое склонение  имён существительных и как его определять 1-ое склонение.

- А как нам поможет достичь поставленной цели?  – проведём  какое-нибудь исследование, будем наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.)

- Ребята, а как вы понимаете  слово склонение?

- Давайте, обратимся к толковому словарю. В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование:

Склонение – группа имен с одинаковыми формами словоизменения. (т.е. с одинаковыми окончаниями)

- Попробуйте подобрать родственные слова (склонять, склоняемые, склониться, поклон.)

-  Что значит просклонять имя существительное? (Изменить по падежам и числам)

- А как думаете, почему склонения три?

III. Решение учебной проблемы.

  1. Исследование (работа в группах).


1)- Проведем исследовательскую работу в группах по 4 человека.

(Учитель раздаёт таблицы для исследования)

Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.

1группа: лиса, папа.

2 группа: окно, волк.

3 группа: пыль, мышь.

Коллективная проверка.

Вывод: окончания всех существительных, входящих в одну группу совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.

Оценивание на листе достижений.

- Итак, сколько групп склонений в русском языке? (Три)

- Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)

2)- Во второй части исследовательской работы  давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных.  

Сейчас вы будете работать в группах.

(Учитель раздаёт таблицы для исследования)

- Исследуйте признаки  первого склонения имён существительных.

Таблица для исследования признаков 1 склонения  имён существительных

Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга

Вопросы

Ответы

  1. К какой части речи относится?


  1. В какой форме эти существительные?


  1. Определите число, падеж


  1. Определите род


  1. Выделите окончания



Зачитывают столбики ответов. (На доске сравнивают правильные ответы).

- Сделайте вывод: к 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями а, я, в Им. п. ед-го числа.

2. Работа с учебником.

-Откройте учебник  с. 90  Познакомьтесь с правилом. (Дети читают).

-Совпали ли ваши выводы  с правилом в учебнике? (Да).

Оценивание на листе достижений

3.Физминутка

IV. Применение опорных знаний.

1. Работа в парах. В тетрадь.

- Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. И предлагают вам выполнить задание.

-Выпишите имена существительные 1 склонения. Укажите род, выделите окончания. Придумайте свою пару слов.

Беседа – собеседник, гость – гостья, буква – букварь, хозяйство – хозяйка, юность – юноша, железо – железка, Иван – Иванушка.

-Сколько выписали  слов? (8)  Назовите их, род и окончание.

-Какое имя существительное  1 склонения придумали сами? Назовите.

-По какому признаку узнавали имена сущ. 1 склонения.

Поменяйтесь тетрадками проверьте по образцу и поставьте оценки друг другу в лист достижений.

Оценивание  на листе достижений.

V. Закрепление новых  знаний.

1. Самостоятельная работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода)

1 уровень:  Выписать  имена существительные 1 склонения.
Аллея,  собачка,   дорога,   поверхность,   мышь,  
герой,   деревня,   речка,  стройка.
2 уровень:  Образовать  от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 склонения. Запишите слова парами. Подчеркните изученные орфограммы.

Например: Сельдь - селёдка,   метель, соль, ночь, цепь, кость, ель.

(Проходит проверка, оценивание)

2. Работа с учебником, упр.157

-Ребята, перед вами загадки, отгадайте их. Определите, какие из имён существительных относятся к 1 склонению.

-Запишите любую загадку, а над словами  укажите склонение.

Фронтальная проверка.

Оценивание  на листе достижений.

VI. Итог урока.

-Давайте подведём итог нашего урока.

-Какая тема нашего урока?

-Каких целей вы достигли?

(На доске опорные слова:
я понял….
я запомнил….
я буду применять….)

– Я  понял,  почему три склонения у имен существительных, по каким признакам  можно определить 1 склонение имён существительных.

– Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р.  с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.  

– Я  буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится.

Д/з.- по выбору

*с. 90 правило, упр. 155




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!