Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Альметьевска РТ
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту»
Учитель: Мазитова О.А.
Альметьевск
2016
Цели урока:
1. Обучающая: систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и писать по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению задания 25.
2. Развивающая: развитие коммуникативной компетенции учащихся;развитие аналитических умений и навыков учащихся, совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом; развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения учащихся; развитие творческих способностей учащихся; развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку и литературе.
3. Воспитывающая: воспитание уважительного отношения к чужому мнению;формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;формирование культуры языкового общения; формирование положительных нравственных ориентаций; профилактика правонарушений; воспитание положительного отношения к знаниям.
Межпредметные связи: русский язык –история - обществознание.
Оборудование: компьютер и проектор, наглядный материал (слайды – мультимедиа), исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся!
Рада приветствовать Вас на уроке. (слайд 1)
- Сегодня мы продолжим подготовку к ЕГЭ, к сочинению-рассуждению, задание 25. (слайд 2,3)
II. Вступительное слово учителя.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому показывает, что одним из самых сложных для выпускников 11 класса является интерпретация текста с комментированием его проблематики и аргументацией собственного мнения. Сегодня мало кто из учащихся охотно пишет сочинения. Но набрать достаточное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку без выполнения задания 25 практически невозможно, поэтому на нашем уроке вспомним изученное на примере нового текста, еще раз заострив внимание на требованиях, предъявляемых при проверке сочинения, и специфических особенностях данной работы.
III. Актуализация прежних знаний учащихся.
Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?
План сочинения-рассуждения (слайд 4)
1. Вступление
2. Проблема, поставленная автором
3. Комментарий проблемы (текстуальный, 2 примера из текста)
4. Позиция автора (личностное мнение автора)
5. Собственное мнение по проблеме
6. Пример из литературы (литературный аргумент)
7. Конкретный пример из жизни (аргумент из жизненного опыта) или на основе знаний учащегося
8. Заключение. О чем заставил задуматься текст.
Обратимся к исходному тексту.(.Приложение 1)
IV. Подготовка к сочинению.
- Автором данного текста является Леонид Жуховицкий – русский писатель, публицист, драматург. (слайд 5)
Чтение исходного текста.
Осмысление содержания текста.
- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (Тему.)
- О чем же идет речь в тексте? (Об обострившихся межнациональных отношениях.)
- С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? Какова идея текста? (Заставить читателей задуматься над тем, к чему может привести межнациональная вражда, и убедить в необходимости дружбы людей всех национальностей.)
- Вспомните, какие вы знаете стили русской речи?
Книжные (научный,официально-деловой, публицистический, художественный) и разговорный.
- Каков стиль данного текста? (Публицистический.)
- Почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?
Цель публицистического стиля – воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важным вопросам.
- К какому типу речи относится данный текст?
- Как строится текст-рассуждение? ( Исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод.)
- Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определите проблему.
- Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)
- Сформулируйте проблему данного текста. (Проблема межнациональной розни; обострившихся межнациональных отношений; национализма.)
- К какой категории можно отнести эту проблему? (Нравственной, морально-этической) (слайд 6)
- Какие еще проблемы можно выделить в этом тексте? (Проблема равнодушия, позволяющая процветать наглости; проблема возрождения межнациональной дружбы.)
- Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, злободневная, наболевшая)
- Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.
Вступление
1. В форме лирического размышления.
2. В форме ряда риторических вопросов, созвучных проблеме данного текста.
3. В форме рассуждения о заглавии, которое может быть дано данному тексту.
4. В форме диалога с воображаемым собеседником о проблеме данного текста. И др.
- Оформим вступление к сочинению. Не забудьте, что оно должно быть небольшим. Воспользуйтесь при необходимости клише.
Мир, в котором мы живём, трудно назвать совершенным. В нём много хорошего, но много и такого, что для неравнодушного человека является неприемлемым. Так, для ..., автора данного текста, неприемлемым является... .
...- один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в России. Его волнуют проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ... .
Автор текста ... не случайно обратился к теме ... . Проблема, которую он затрагивает, ... . Она интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени.
... - вот название, которое я бы дал(а) предложенному тексту. В своей статье, говоря о ..., ... поднимает ...(какую?) проблему ...
- Прочитайте, что у вас получилось.
Возможные варианты вступлений:
“Судьба человечества – в руках человека. Вот в чем ужас”. Эту фразу В.Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, а потому и запомнившуюся, я вспомнил сразу же, как прочитал текст Л.Жуховицкого, который заставляет задуматься над тем, что ждет человечество, если оно пойдет по пути межнациональной розни.
Национализм. Один из отвратительных нравственных пороков. Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека, и совсем другое, когда она овладевает душами тысяч людей. Предостеречь человечество от последствий, к которым может привести межнациональная рознь, стремится Л.Жуховицкий в своем тексте.
“Мы – россияне!” - вот название, которое я дала бы предложенному тексту. Именно к такому важному выводу приводит Л.Жуховицкий читателя, поднимая проблему межнациональных отношений.
Комментарий
- Итак, как же прокомментировать этот текст? (слайд 7)
Как писать комментарий
Комментировать надо то, как автор раскрывает данную проблему в тексте. Комментарий должен быть, таким образом, написан по тексту. Мы идём как бы по следам автора, отвечая на вопросы: (слайд 8)
Какие аспекты проблемы выделяет автор?
Какие примеры для демонстрации своей позиции он использует? (2 примера из текста)
Какие ключевые слова есть в тексте и о чём они говорят?
По сути, комментарий - это небольшой анализ текста. Здесь есть опасность сбиться на пересказ или погрешить чрезмерным цитированием. Сразу оговорюсь, что все цитаты эксперт исключает при подсчёте слов. Некоторые экзаменуемые поступают "хитро" - они не заключают цитаты в кавычки, думая, что у эксперта нет возможности прочитать текст. Это не так, поэтому не допускайте заведомых ошибок.
По комментарию эксперт должен понять, правильно ли ученик понял текст. Всё, что происходит в тексте, происходит не с автором, а с рассказчиком, героем. Не путайте! Автор решает проблему, высказывает свою позицию, иногда в завуалированной форме, применяет те или иные изобразительные средства, но все события происходят с героем.
- Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; глубокий знаток человеческой души и т.д.)
- Насколько актуальна проблема текста? (В последнее время она является одной из центральных проблем нашей жизни, все чаще дает о себе знать не только такими случаями, один из которых описан Жуховицким, но и кровавыми хулиганскими столкновениями, убийствами.)
- Что приводит к подобным страшным событиям? (Национализм – отвратительнейшее проявление мнимого превосходства одной нации над другой.)
- На основе какого материала автор раскрывает данную проблему?
Автор, как бы готовясь к спору с читателем, в самом начале своей статьи выдвигает тезис: «У всякой наглости есть предел». И сразу же его опровергает, приводя яркий пример из нашей повседневной жизни: «два молодых здоровых боевика избили Героя России» среди белого дня. И каково удивление читателя, когда он узнаёт, что эти «бандиты» - это русские сержанты-милиционеры! А били за имя Магомет и фамилию Толбоев! В конце концов перед Героем России извинились. Но Жуховицкий задаётся вполне логичным вопросом: «А если бы потерпевшим вдруг оказался не знаменитый человек? Тогда что? Автор статьи для раскрытия проблемы прибегает не только к анализу отдельных явлений, но главным образом к размышлениям, опираясь на всю совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. Примеры из жизни, исторические факты служат почвой для наблюдений и выводов. Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: чем быстрее мы поймём, что путь национализма глуп и бесперспективен, тем скорее мы станем нацией, «которую никому не удастся раздробить на куски».
- Почему для России эта проблема особенно актуальна? (В ней проживает около двухсот народов и народностей, и обострение межнациональных отношений может привести к трагическим последствиям.)
- Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы? (Россия веками традиционно складывалась как многонациональное государство, славившееся своей единой многонациональной литературой, культурой, наукой, интернациональными отношениями (даже победа в Великой Отечественной войне – это заслуга всего многонационального советского народа), и попытки уничтожить все это не могут не вызывать авторской боли: он интернационалист.)
- Традиционна эта проблема? (Да, к сожалению, хотя и возникла в последние десятилетия, когда распался СССР и Россия оказалась страной со множеством накопившихся экономических, политических, социальных проблем, причины которых многие националисты видят именно в том, что слишком много “понаехало” людей из бывших союзных республик.)
- Как Жуховицкий заостряет внимание читателя на этой проблеме? (Он рассказывает историю о наглом нарушении прав человека так называемой “кавказской национальности”. Эта история не может не вызвать чувств стыда и возмущения за подобные безобразные поступки, унизительные для любого человека.)
Составьте комментарий.
Позиция автора. Определите позицию автора. (слайд 9)
- Что такое позиция автора? (Тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)
- В какой строке звучит основная мысль автора?
- Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?
- Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?
- Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?
oбилие восклицательных предложений делает текст эмоциональным;
вопросно-ответная форма изложения сближает автора с читателем (12-14, 39-41);
парцелляция придает статье интонации разговорной речи, облегчает читательское восприятие (2-3, 7-8, 26-27);
риторические вопросы заставляют лишний раз задуматься над проблемой поднятой автором (31-35);
лексические повторы придают тексту особую значимость и публицистический пафос(40-41, 47-48);
ирония выражает негодование, возмущение автора по поводу подобных безобразных поступков.
- Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.
По мнению автора, ...
Публицист убеждён в том, что...
Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: ...
Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка...
Слова автора “...” отражают основную идею. Автор призывает нас к ...
В своих рассуждениях о ... автор убедителен и доказателен. По его мнению, “...”
Автор убеждает читателя в том, что...
Авторскую позицию нельзя не увидеть в...
Отражение собственной позиции. Определите собственную позицию (ваше личностное мнение по проблеме).
- Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.
Я полностью согласен с автором...
Проблемы, поднятые автором, злободневны и актуальны. Мне, как и автору, представляется правомерным убеждение в том, что...
Как и автор, я убеждён в том, что...
Безусловно, нельзя не признать правоту автора...
Нельзя не согласиться с автором...
Позиция автора представляется мне убедительной, потому что...
Подберите 2 аргумента
- Что такое аргумент? /Довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли/. (Слайд 10)
Аргументов должно быть два. Причём второй лучше разместить отдельным абзацем.Существуют различные типы аргументов: литературные, жизненные, из личных знаний ученика/. (Слайд 11) -Какие аргументы можно подобрать к данной проблеме?
Литературным аргументом может стать вечная книга – роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». Л.Н.Толстой изображает русских людей самыми миролюбивыми людьми на свете. (Слайд 12,13)
Носителями подлинного миролюбия русских людей выступает в книге Толстого не только юный Петя Ростов, проявляющий трогательную заботу о французском барабанщике - "жалком мальчишке" Винсенте, но и фельдмаршал Кутузов, который, глядя на разбитых, сдавшихся в плен французов, голодных и измученных, говорит, что их "теперь и пожалеть можно".
Попав в плен, французы были поражены тем, что русские солдаты не только их не казнят, а стараются помочь им. "О, мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О, мои добрые друзья!"- беспрестанно говорит французский офицер Рамбаль, потрясенный тем, что его, заболевшего, русские солдаты несут на руках.
Анатолий Игнатьевич Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая» рассказывает о детях, которые борются за жизнь. Их дружба помогает многое перенести. Сначала Алхузур спасает больного Кольку, а затем тот не дает русскому солдату убить чеченского мальчика. Так их судьба становится ясной: они становятся такими близкими, как братья, и никакие передряги не могут их разлучить.
Высказывание Д.С.Лихачева с вашим комментарием также может служить аргументом (из личных знаний): (Слайд 14)
“Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.”
Подводим итог нашей работы в заключении к сочинению.
- Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?
Вывод-впечатление.Размышляем над тем, о чем нас заставил задуматься текст.
Ответ на вопрос.
Призыв к действию.
Концовка с использованием цитаты.
Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Призыв к действию)
- Напишите заключение.
Возможные варианты:
Стоит ли говорить, что все попытки поджечь “чужой” дом неминуемо приведут к пожару родного дома? Думаю, нет. А поэтому нужно сделать все для того, чтобы наша страна стала, действительно, родным домом, надежным, благополучным, комфортным, безопасным для людей разных национальностей и вероисповеданий, чтобы все мы могли с гордостью сказать: “Мы — россияне!”.
Древняя мудрость гласит: “Род человеческий – одна семья”. Почему же сегодня льется кровь? Придем ли к пониманию и согласию, к миру? На мой взгляд, ситуация изменится только в том случае, если каждый поймет, что это нормально, когда у соседа другая форма глаз, носа и другой цвет волос.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Итак, каковы особенности композиции творческой части ЕГЭ (задание 25)?
– Что такое проблема текста?
– Можно ли найти одну проблему, а комментировать другую?
– Что такое комментарий проблемы?
– Как строится аргумент?
– Сколько аргументов должно быть в сочинении?
– Какую роль в сочинении-рассуждении играет заключение?
Рефлексия:
– Дополните, пожалуйста, фразы:
– Сегодня новым для меня было…
– Сегодня мне удалось…
– Мне показалось, что…
– Хочется надеяться на то, что…
Выставление оценок за работу на уроке.
- Итак, мы плодотворно поработали, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с сочинением. Ваше домашнее задание: дописать сочинение-рассуждение по исходному тексту. (Слайд 15) А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами французского просветителя Ж.-Ж.Руссо, который еще в свое время сказал: «Люди, будьте человечны. Это ваш первый долг!».(Слайд 16,17)