СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 5 класс. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С -Ч- И -Ш-. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализировать и восстановить знания учащихся по теме «Правописание буквосочетаний с -ч- и -. Гласные после шипящих», развивать орфографическую зоркость.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 5 класс. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С -Ч- И -Ш-. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ»

Урок русского языка 5 класс. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С -Ч- и -Ш-. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Цели деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания учащихся по теме «Правописание буквосочетаний с -ч- и -. Гласные после шипящих», развивать орфографическую зоркость

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие орфограмма-буква, условия появления орфограммы «Правописание буквосочетаний с -ч- и -ш-», «Правописание гласных после шипящих»; знать правило и уметь применять его на практике; уметь определять мягкость согласных, непарность по мягкости-твердости; применять правило.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные (цифровые) ресурсы

Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

http://www.klass39.ru/zhi-shicha-shha-chu-shhu

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстра-
ционный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия
и термины

Орфограмма-буква

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации
совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

– Давайте определим свое настроение, настрой на работу:

• отличное;

• хорошее;

• не совсем готовы

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учи-

телем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые

знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах

Листы обратной связи

2. Актуализация и проб-

ное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, письменная работа

– Ребята, кто из вас собирал в лесу грибы? Побудем немного грибниками. На слайде записаны предложения, «грибками» в них закрыты орфограммы.

Стоят грибы в лесной глуши.

Пришел искать их – не спеши.

Смотрим внимательно, как грибники.

Назовите все орфограммы, все трудные случаи написания.
Не с глаголом пиши раздельно!»; «Безударная е, проверяем спешка»; «Ши пиши с и».)

– Ребята, обратите внимание на последнее правило. Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? (Закреплять правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу.)

Отвечают на вопросы; строят понятные для партнера высказывания под руководством педагога выполняют задание

Групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познаватель-
ные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Устные ответы, письменная работа



1

2

3

4

5

6

7



– Правило это нам давно известно. Давайте проверим, насколько хорошо вы его помните.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы (либо выполняется упражнение 420):

Ч_до, брош_ра, верш_на, параш_т, печ_ль, ч_ща, обещ_ние,
ж_ри, снеж_нка, ч_чело, ч_гун, ч_ткость, ч_ры, ч_шка, пуш_нка, ж_знь, площ_ди, пуш_стый, отч_лить, ч_ткий, душ_стый,
ж_вой, стуч_ть



Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


3. Выявление места
и причины
затруднения

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме.

Организует проверку задания по цепочке с комментарием ответа.

– Разнообразие написаний гласных после шипящих объясняется историческими причинами. В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж]
и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твердо, а звуки [ч’] и [щ’] – мягко.

Ср.: жил [жы́л], шел [шо́л] – лучом [луч’о́м], Щорс [Щ’о́рс].

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; выполняют элементарные физические упражнения

Групповая, индивидуальная.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следствен-
ные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих
знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения информации.


Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать

Фронтальная

Выполнение упражнений

4. Целеполагание и построение проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Итак, давайте вспомним правило.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; выделяют главное, устанавливают

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах успеха или неуспеха в учении.

Познавательные: извлека-

Устные ответы, вопросы для уточнения



1

2

3

4

5

6

7

выхода
из затруднения

деятельности учащихся.

Беседа по вопросам. Формулирование правила

После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся гласные ы, я, ю;

пишутся и, а, у:

жил, шина, чиж, щипать, жать, шаг, час, щавель, журчит, шуршит, чудо, щупальца.

Исключения: брошюра, жюри, парашют (и производные от них: парашютный, брошюровать и т. д.), а также некоторые иноязычные имена собственные, например: Жюль, Сент-Жюст, Чюрленис, Мкртчян, Лонжюмо, Шяуляй и др.

дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.

– Возможно, нам стоит составить схему-помощницу, чтобы
не забыть все, о чем мы сегодня говорим?

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом.

причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями


ют необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют
необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных
задач

информации

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

6. Первичное закрепление
с комментированием
во внешней речи

Обобщение
и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

– А теперь проверим, как работает наша схема.

– Вставьте гласные (а, я, ы, и, у, ю) после шипящих. Дайте фонетическую транскрипцию сочетания звуков «шипящий + гласный». Дополните текст задания, подобрав 5–10 своих примеров на данную тему. Объясните свой выбор.

Параш_т, ж_знь, ж_рный, ш_бка, щ_тка, ж_ри, отч_яние,
ч_до, пощ_да, ч_ткий, щ_ка, ш_тка, сощ_риться, ч_ша, ч_ры, брош_ра, ощ_щать, снеж_нка, сброш_ровать, ш_на, ш_ло,
ч_гун, ч_с, Ж_ль Верн, ш_рж, ш_р, ш_ллинг, ш_рина, ш_фр,
щ_риться, ч_вство, ч_довище, ч_мазый, ч_чело, ч_шь, площ_дка,
ч_ть-ч_ть.

Контролирует правильность выполнения задания

Работают над заданием, отвечают на вопросы

Индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач


Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

7. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися

Выполняют
упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель;


Письменные работы

8. Включение
в систему знаний
и повторение

Обобщение
полученных
на уроке сведений, оценивание

– Мне очень понравилось как вы работали, отвечали, писали.
Вы справились со всеми заданиями, которые были предложены. А чтобы лучше запомнить правило написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, давайте прочтем такие стихи (слайд):

В сочетаниях жи–ши

Только и всегда пиши!

Прошуршали камыши:

«Только с и пишите ши

Им ответили ежи:

«Только с и пишите жи

Плавником бьет чудо-щука:

«Буква у нужна! А ну-ка!»

Воспринимают информацию
на слух; определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Оценивание учащихся за работу
на уроке



1

2

3

4

5

6

7



И шумит лесная чаща:

«В правило смотри почаще,

Там волшебные слова:

Ча и ща пишите с а



Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


9. Рефлексия учебной деятельности

10. Д.з.

Упр.

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился –
выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков
и операционных,

Регулятивные: оценивают свою работу.


Листы обратной связи