СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 5 класс"Знаки препинания в сложном предложении", учитель Мельникова А.С.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: систематизировать знания по синтаксису сложного предложения,закрепить понятия  о сложном предложении, его структурных признаках, отрабатывать навыки и умения строить доказательства  по отличию простого предложения от сложного, вырабатывать умения излагать свои знания в схемах, таблицах,развивать пунктуационную зоркость, монологическую речь.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 5 класс"Знаки препинания в сложном предложении", учитель Мельникова А.С.»

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Цели:

1.систематизация и обобщение полученных знаний;

2.закрепление понятия сложное предложение, его структурных признаков;

3.развитие умения различать простые и сложные предложения, приводить доказательства, что данное предложение является сложным, находить средства связи в предложении, строить схемы сложных предложений, комментировать знаки препинания, употреблять сложные предложения в речи, развитие пунктуационной зоркости; развитие монологической речи и культуры речи учащихся.

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала.

Ход урока

  1. Приветствие. Организационный момент.

Слайд 1.

- Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости! Я очень рада вас видеть. Сегодня хорошая погода на улице, а чтобы стало еще солнечнее, мы начнем урок с того, что улыбнемся друг другу: соседу справа, слева, гостям. Спасибо, сразу стало тепло и приятно, правда?

II. Проверка домашнего задания:

  1. Работа на карточках-стикерах, приклеенных к доске (исправить ошибки в словах из домашнего упражнения)

С начало, пушыстый, гласками, непомним, белорозовым, увидили, кросавицу.

  1. Зачитывание диалогов по упражнению 449, стр. 255.

  2. Орфографическая минутка: вставить пропущенные орфограммы, объяснить.

Слайд 2: Пос…деть от старости, поз(?)но, б…гровые лист(?)я, в(?)южит, пом...рит(?)ся с друз(?)ями, учас(?)ники ра(с, сс)троились, изредк… видет(?)ся.

(Ращенкова И., Шарамко А., Юдин В.)

III. Актуализация опорных знаний, сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего урока: Знаки препинания в сложных предложениях. Синтаксический разбор сложного предложения. Попытаемся сформулировать цели нашего урока, опираясь на тему: что мы должны знать, что мы должны уметь.

Слайд 3 Мы должны знать:

-порядок синтаксического разбора предложения;

-правила расстановки знаков препинания в сложных предложениях.

Мы должны уметь:

-производить синтаксический разбор предложений;

-применять на практике изученные пунктуационные правила.

Слайд 4 - Что мы уже знаем по данной теме?

IV. Работа над темой урока, закрепление знаний.

- Ну что же, мы с вами повторили ключевые понятия, можем перейти к работе над темой. Перед вами карточки-памятки синтаксического разбора, ими можно и нужно пользоваться.

Слайд 5 Перед вами текст

За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор и береза была счастлива.

  • Определите тип речи, докажите (повествование с элементами описания)

  • В соответствии с темой текста озаглавьте его.

  • Найдите пунктуационную ошибку в тексте.

  • Запишите последнее предложение и сделайте его разбор.

(Слайд меняется, и предложение записывается на доске под диктовку)

Осень убрала деревья в золотой убор, и береза была счастлива. (повест.. невоскл., сложное, состоит из 2-х простых, союзное, сложносочиненное.

  1. Двусоставное, распространенное, не осложнено.

  2. Двусоставное, нераспространенное, не осложнено).

Схема.

Учитель у доски делает разбор предложения, учащиеся в тетради.

Мы начали урок с улыбок и хорошего настроения, чтобы сохранить его, нужно не забывать отдыхать и заниматься спортом. Физкультминутка

Яблоня в моём саду

Гнётся сильно на ветру.

Наклонилась вправо, влево,

Покачаться захотела: 1, 2, 3, 4, 5.

Ветки вниз и вверх опять!

И вперёд их протянула.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька уснёт.

Работа в группах.

Чтобы правильно передать смысл предложения, нужно помнить о знаках препинания. Представьте, предложение не выполняло рекомендаций и заболело, потеряло знаки препинания. Вам нужно его вылечить, вернув знаки препинания. А чтобы лечить, нужно поставить диагноз, исследовать его, определить грамматические основы – то есть сделать синтаксический разбор. Работаем в группах, выполняя задание:

Слайд :

  1. Блеснул на востоке луч солнца и природа конечно оживилась.

  2. Когда проснулись птицы все вокруг наполнилось разноголосым пением.

  3. Если ночью не будет идти дождь или град мы опять пойдем в поход.

  4. Тихая ночь опустилась над городом луна освещает пустынные улицы.

  5. Листья сыплются за школой слышен громкий спор сорок.

  6. Когда выпадет снег и замерзнет озеро мы пойдем кататься на коньках.

Обсуждение результатов.

Творческое задание:

Придумать продолжение простых предложений, сделав их сложными:

Чтобы быть здоровым…

Если делать гимнастику…

Когда кушаешь овощи и фрукты…

V. Итоги урока.

О чем мы сегодня говорили?

Достигли мы поставленных целей?

VI. Рефлексия. Закончи фразу

Сегодня я узнал(а)…

Я хочу похвалить своих одноклассников и себя за то, что…

Я хочу отметить своего соседа за то, что… и поставить ему

VII.

Д/з стр. 74 – выучить разбор, упр. 122 (I) по желанию I и II.

Памятка.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1) По цели высказывания.

2) По эмоциональной окраске.

3) Предложение сложное, состоящее из ... простых (читается каждое простое),

Это предложение сложносочинённое (ССП), потому что

а) части сложного предложения можно прочитать как самостоятельные предложения,

б) простые предложения, входящие в состав сложного, равноправны по отношению друг к другу (от одного предложения к другому нельзя задать вопрос),

в) союз, использованный между частями сложного предложения, употребляется для связи однородных членов предложения.

Это предложение сложноподчинённое (ССП), так как

а) при чтении простых предложений как самостоятельных, сложное предложение теряет смысл,

б) простые предложения, входящие в состав сложного, неравноправны по отношению друг к другу (от одного предложения к другому можно поставить вопрос),

в) союз, соединяющий простые предложения, не может быть использован для связи однородных членов предложения.

Это предложение сложное, бессоюзное (БСП), потому что простые предложения в составе сложного объединяются с помощью интонаций.



1. Блеснул на востоке луч солнца и природа конечно оживилась.



2. Когда проснулись птицы все вокруг наполнилось разноголосым пением.





3. Если ночью не будет идти дождь или град мы опять пойдем в поход.



4. Тихая ночь опустилась над городом луна освещает пустынные улицы.



5. Листья сыплются за школой слышен громкий спор сорок.





6. Когда выпадет снег и замерзнет озеро мы пойдем кататься на коньках.