СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. 8 класс.«Знаки препинания между подлежащим и сказуемым простом двусоставном предложении».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение ранее изученного материала:  определение типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”.Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 8 класс.«Знаки препинания между подлежащим и сказуемым простом двусоставном предложении».»

Урок русского языка. 8 класс.

Яссиевич Любовбь Александровна, учитель русского языка и литературы



Тема урока: «Знаки препинания между подлежащим и сказуемым простом двусоставном предложении».

Тип урока. Урок новых знаний

Цели урока:

Образовательные

  • Повторение ранее изученного материала: определение типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”.

  • Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении.

Развивающие

  • Развитие речи, обогащение словаря, развитие мышления учащихся.

  • Развитие пунктуационной и орфографической зоркости учащихся.

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к слову.

  • Воспитывать патриотизм, любовь к родному языку бережное отношение к слову.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер,

раздаточный материал: карточки для работы за партой и у доски; презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку. Запись в тетрадях дата и классная работа.

  2. Словарная работа.

( Слайд №1)

Слова : аттестат, диплом

-Объясните значение этих слов

Запись слова в тетрадь. Выделение орфограммы.

3.Актуализация знаний.

- Какую тему мы изучали на прошлых уроках?

-“Главные члены предложения. Виды сказуемого”.

 

1) Ответы на вопросы:

1. Назовите главные члены предложения– ( это подлежащее и сказуемое).

2. Как называется подлежащее и сказуемое другими словами ? (Это грамматическая или предикативная основа предложения).

3. Расскажите о подлежащем. (Главный член предложения , связанный со сказуемым, отвечает на вопросы Кто? , Что?)

4. Чем чаще всего выражается подлежащее? (Любой частью речи, но чаще всего существительным)

5. Расскажите о сказуемом. ( Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы Что делает предмет? Или Что с ним происходит?, Каков он?)

6. Какие виды сказуемого вам известны? ( Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным . В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом)

- Что вы знаете о составном сказуемом? ( Это такие сказуемые, в которых лексическое и грамматическое значения выражаются разными словами.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и неопределенной формы глагола.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.)

- Правильно. Перед вами листы с тестовыми заданиями.



2)Практическая работа в форме тестов «Типы сказуемых» .

-Перед вами тестовые задания. Определите тип сказуемого в предлохениях:

Ворота были распахнуты настежь .

а) составное именное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) простое глагольное сказуемое

Погода стояла тихая и солнечная.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Птицы начинают собираться в стаи.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Все птицы куда-то попрятались .

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Буря всё ещё не могла утихомириться..

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

- Проверьте себя. Рядом с ответами запишите количество правильных ответов.

Слайд №2

Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке

ответы : в в б а б 

 3.» Лингвистическая разминка».

1. Запись предложения под диктовку на доске и в тетрадях. (Один ученик работает орфограммами у доски по карточке ) Запись под диктовку:

На з...ре город становится ( нежно) голубым , окрашивается в оранжевые т...на и приобретает теплый желтоватый оттенок.

( Остальные записывают предложение в тетради , вставляют пропущенные буквы и объясняют орфограммы).

Найдите грамматическую основу в этом предложении. ).Укажите вид сказуемого.

- Синтаксический разбор предложения.( Коллективно , устно)

4 Работа над проблемной ситуацией.

Ребята, а что такое столица?

Столица- это главный город страны.

(Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

- Подчеркните грамматическую основу.

- Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

- Что мы знаем о пунктуации в таких случаях?

( В таких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире..)

Слайд №3

- Сравните эти предложения, представленные на слайде.





Краснодар –столица моей малой родины.

Простота – условие прекрасного.

Жить – Родине служить

Бедность не порок.

Облака как причудливые замки.

- Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можете вы это объяснить? (Нет)

-Почему? Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет) Что же нам нужно для этого знать?

- Сформулируйте тему нашего урока и запишите ее.

 Запишите ее в тетрадь .

Слайд №4

Тема. Тире между подлежащим и сказуемым.

-А  каковы цели нашего сегодняшнего урока? 

Слайд №5

Цель урока: узнать, неизвестные нам пока условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

- Молодцы!

4. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграфа 15, стр. 80

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)


Слайд №6 (для проверки записей в карточке)

Карточки вклеиваются в тетради по теории

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Тире ставится:

1. Сущ. в Им. п. + сущ. в Им. п.

Собака — друг человека.

2. Числит. + числит.

Трижды четыре-двенадцать.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

О решенном говорить только путать.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша заветнвя мечта хорошо сдать экзамены.

5. Н. ф. глаг. + сущ.

Побродить летом по лесу  — огромное удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение — вот лучшее учение.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не

Старость не радость.

2. При сказуемом есть как, будто

Сегодня море как небо.

Озеро будто зеркало.

3. Подлеж. = местоим.

Она учитель.

Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться

Мы –лучшие друзья..

- Проверьте запись предложений в карточке.

- Вернемся к слайду №3 и , пользуясь только что полученными знаниями, объясним , почему в одних предложениях стоят запятые , а в других нет.

5. Физкультминутка ( Проводит подготовленный ученик под музыку)

6. Закрепление материала.

1. Выполнение упр.115 (1 и 3 предложения.) с проверкой.

2. Самостоятельная работа по вариантам (поставить» +», если тире нужно

« -« , если не нужно )

СЛАЙД №7

Вариант 1

1.Самое страшное в мире быть успокоенным.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3.Жить родине служить.

4. В бою побывать -цену жизни узнать.

5. Лес точно терем расписной.

Вариант 2

1. Дело художника рождать радость.

2. Обь самая красивая река Сибири.

3. Великое делонаука.

4. Природа не храм, а мастерская.

5. Шестью пять тридцать.



Взаимопроверка по ответу на слайде. Укажите количество ошибок.

Слайд №8 Правильные ответы:

Вариант 1

1. Самое страшное в мире- быть успокоенным. +

2. Наши души - зеркала, отражающие нас. +

3. Жить- родине служить.+

4. В бою побывать - цену жизни узнать. +

5. Лес точно терем расписной.-

Вариант 2

1.Дело художника- рождать радость. +

2. Обь -самая красивая река Сибири.+

3. Великое дело - наука. +

4. Твои слова будто острый нож-



5. Шестью пять - тридцать. +



7. Исследовательская работа.

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым НЕ стояло тире.

Что для этого нужно сделать?(Убрать глагол-связку)

Повесть “Капитанская дочка” есть произведение историческое.

Основа повести есть картины восстания Пугачева.

Маша Миронова есть любимый женский образ автора.




8. Дифференцированная работа по закреплению материала.(С последующей проверкой).

Письмо со вставками. –1ая группа

1)Сирень точно ….

2) Подарить букет роз - …

3) Астра  …

Творческая работа : написать предложения на тему «Моя родная станица» , в которых нужно поставить или не поставить тире между главными членами 2-ая группа





9. Подведение итогов.

1.Рефлексия.

  • “Сегодня на уроке я узнал...”

  • “Сегодня на уроке я научился...”

  • “Сегодня на уроке мне было сложно...”

  • “Сегодня на уроке мне было легко...”

- “Сегодня на уроке мне понравилось

2. Оценка работ учащихся

10. Домашнее задание:

§ 22, упражнение 116 ,

- творческое индивидуальное задание: подобрать примеры к правилам постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым из изучаемого по литературе произведения.












































Главные члены предложения

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

Подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?


Способы выражения подлежащего

Способы выражения

Примеры

1. Имя существительное в именительном
падеже (или другая часть речи,
употребленная в значении
имени существительного)

Метель надвинулась сразу. (Н. Островский)
Собравшиеся обсуждали повестку дня.

2. Местоимение в именительном падеже

Каждый отправился в комнату, ему предназначенную.
(А. Пушкин)

3. Неопределенная форма глагола

Охранять природу — значит охранять Родину.
(К. Паустовский)

4. Фразеологизмы

В поле вышли от мала до велика.

5. Собственное наименование

Широкой полосой, от края до края, протянулся
Млечный Путь. (В. Арсеньев)

6. Синтаксически цельное словосочетание

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.
(М. Горький)



Сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др.
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Сказуемое может быть простым и составным.

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называетсяпростым глагольным сказуемым.
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.
Составное сказуемое может быть глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) — основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности.
В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение.
Наиболее употребляемым является глагол-связка быть, выражающий только грамматические значения.

Примечание:
В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.

Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.

Примечание:
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно, вносящие в сказуемое значение сравнения.








































































1)Опрос (повторение теории)

Главные члены предложения-это ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ

Подлежащее и сказуемое другими словами – это ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подлежащее –это ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ,КОТОРЫЙ СВЯЗАН СО СКАЗУЕМЫМ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА КТО?ЧТО?

Подлежащее чаще всего выражается СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ,НО МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНО И ДРУГИМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

Сказуемое-это главный член предложения, который СВЯЗАН С ПОДЛЕЖАЩИМ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ?ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ?КАКОВ ОН?

Сказуемое,выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения,называется ПРОСТЫМ ГЛАГОЛЬНЫМ СКАЗУЕМЫМ.

В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются ОДНИМ СЛОВОМ.

Составными сказуемыми называются такие сказуемые,в которых ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖАЮТСЯ В РАЗНЫХ СЛОВАХ.

Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое СОСТОИТ ИЗ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ГЛАГОЛА И НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ ГЛАГОЛА.

Составное именное сказуемое –это СКАЗУЕМОЕ,КОТОРОЕ СОСТОИТ ИЗ ГЛАГОЛА-СВЯЗКИ и ИМЕННОЙ ЧАСТИ (ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО,ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И ДР.)

2) Тест : в в б а б

3)Лингвистическая разминка

Объяснение орфограмм:

НА ЗАРЕ СКАЛЫ ОКРАШИВАЮТ СЯ В НЕЖНО-РОЗОВЫЕ И КРАСНОВАТЫЕ ТОНА И ПРИОБРЕТАЮТ ТЕПЛЫЙ КОРИЧНЕВАТЫЙ ОТТЕНОК.

С слове “заре” чередование зар-зор, гласная в корне находится в безударном положении ,поэтому пишем А

В слове “окрашиваются” нет мягкого знака,так как слово отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?

Слово «нежно –розовые» пишем через дефис,это сложное прилагательное.Между двумя словами можно поставить союз и.

В корне слова «тона» пишем букву «о»,её можно проверить однокоренным словом «тОн».

Корич неватый- сочетание ЧН, пишем без мягкого знака.

Грамматическая основа предложения – СКАЛЫ ОКРАШИВАЮТСЯ И ПРИОБРЕТАЮТ

Вид сказуемого – простые глагольные сказуемые.



4)Устно синтаксический разбор (по членам предложения)

НА ЗАРЕ СКАЛЫ ОКРАШИВАЮТСЯ В НЕЖНО-РОЗОВЫЕ И КРАСНОВАТЫЕ ТОНА И ПРИОБРЕТАЮТ ТЕПЛЫЙ КОРИЧНЕВАТЫЙ ОТТЕНОК.

Подлежащее-СКАЛЫ,выражено существительным множественного числа в именительном падеже и отвечает на вопрос ЧТО?

Сказуемые – ОКРАШИВАЮТСЯ и ПРИОБРЕТАЮТ, выражены глаголами настоящего времени в изъявительном наклонении. Отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?Одни однородные,так как отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения –скалы.

Окрашиваются во ЧТО?В ТОНА –дополнение,выраженное существительным в именительном падеже.

В тона КАКИЕ? НЕЖНО-РОЗОВЫЕ И КРАСНОВАТЫЕ –однородные определения,выраженные прилагательными.

Окрашиваются КОГДА?НА ЗАРЕ-обстоятельство времени,выраженное существительным в предложном падеже с предлгом.

Приобретают ЧТО?ОТТЕНОК- дополнение,выраженное существительным в винительном падеже.

Оттенок КАКОЙ? ТЕПЛЫЙ-определение,выраженное прилагательным

Оттенок КАКОЙ?КОРИЧНЕВАТЫЙ-определение,выраженное прилагательным.

Между ними не ставится запятая, так как у них разные признаки.



5)Оттенок- это виды одного цвета

Оттенок разновидность одного и того же цвета. (Подлежащее и сказуемое выражены именами существительными).

Мы знаем,что в таким случаях между ними ставится знак тире.

6)Ишимбай-город моего детства.(тире между главыми членами предложения ставится,так как они оба выражены существтельными в именительном падеже).

В остальных примерах мы можем объяснить знаки препинания? НЕТ.

Значит о чем мы будем говорить на уроке? Назовите тему нашего урока . ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.

Какие цели ставим на сегодняшний урок?УЗНАТЬ И О ДРУГИХ СЛУЧАЯХ,КОГДА СТАВИТСЯ ТИРЕ,А КОГДА НЕ СТАВИТСЯ.

7)Самостоятельно читаете материал на странице 57 в ваших учебниках.

Один встанет и назовет вкратце моменты,когда тире СТАВИТСЯ, а второй перечислит,когда тире НЕ СТАВИТСЯ.

Когда я скажу,заполняете таблицу на местах предложениями,которые я буду читать. Потом я откроюслайд и вы проверите себя.

Снова один объяснит,почему в одних примерах тире СТАВИТСЯ, а в других НЕ СТАВИТСЯ.

8) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под песню)

9)Выполнение упражнения 115 у доски.

1 предложение – Совесть -есть внутреннее сознание добра и зла(подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)

4 предложение – Доброта как деятельная способность делать добро, высшее совершенство человека(есть союз как,поэтому тире не ставится)

10)Самостоятельная работа в парах на листочках ( 1 вариант 1-5 пр., 2 вариант -5-6 пр.)Потом обмениваетесь и проверяете.

Повесть “Капитанская дочка” – историческое произведение.

Основа повести - картина восстания Пугачева.

Маша Миронова – любимый женский образ автора.



11) Подарить букет тюльпанов – значит,на языке цветов признаться в любви(тире ставится,есть указательное слово значит)

Астра- это последняя улыбка осени(тире ставится,есть указательная частица это)

Сирень точно нежное душистое море.(тире не ставится,есть сранительный союз точно)



12) Время остается – по-одному выходим к доске и работаем на тренажере.

Ответы : 3, 1,2,4,3,2,2,3,1,4

13)РефлЕксия:

Что повторили ?Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Что узнали нового? Узнали,что тире ставится и в других случаях. Узнали много интересного о цветах.

Чему научились?Научились правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым.

Какой этап урока показался самым интересным?Работа с таблицей,проверка друг друга.

Что было трудно?Не путать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Но всё запомнили.











































































 

 

 

Скачать материал

 Автор

Гадельшина Эльвира Равилевна

 Дата добавления

29.11.2015

 Раздел

Русский язык и литература

 Подраздел

Конспекты

 Просмотров

155

 Номер материала

ДВ-208786 
Получить свидетельство о публикации

Похожие материалы

Презентация интегрированного урока русского языка и литературного чтения на тему "Предложения с прямой речью в сказке В.Даля "Война грибов с ягодами"

 29.11.2015 
 Просмотров: 54  Комментариев: 0

Литературный вечер, посвящённый жизни А.П. Чехова

 29.11.2015 
 Просмотров: 119  Комментариев: 0

Рабочая программа по литературе для 5 класса (УМК БеленькийГ.И.)

 29.11.2015 
 Просмотров: 60  Комментариев: 0

Урок русского языка "Имя существительное" (2 класс)

 29.11.2015 
 Просмотров: 180  Комментариев: 0

Рабочая программа по