Конспект урока русского языка во 2 классе.
Тема урока: «Части речи»
Тип урока: закрепление изученного материала
Цель урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Задачи урока:
1. Формировать умение распознавать части речи.
2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости.
3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.
4. Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное отношение к русскому языку.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Планируемый результат:
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
- умение извлекать информацию из энциклопедий, словарей, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
Предметные:
- выявление характерных признаков частей речи, их роли в речи.
Ход урока
Организационный момент. Слайд 1.
Актуализация знаний и формулирование темы урока.
Ребята, отгадайте загадки.
Имя существительное | Всё что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. |
Имя прилагательное | Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? |
Глагол
| Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. |
- Определите тему урока. (Части речи) Слайд 2.
- Какова цель урока, если тема не новая? (Закрепить полученные знания)
- А для этого нам надо выполнить некоторые задачи.
уметь распознавать части речи;
применять полученные знания на практике;
стараться грамотно писать;
слушать ответы одноклассников;
быть внимательным на уроке.
Обобщение и систематизация знаний.
Первое задание. Слайд 3.
Даны слова: лё…, руч…и, доч…ка, егор, б..лшой, в…сна.
- Ребята, какое задание нужно выполнить в первую очередь? (Вставить пропущенные буквы и исправить ошибки). Работа в тетрадях с проверкой.
- Найдите лишнее слово.
Большой – имя прилагательное!!!
Лёд – 1 слог
Ручьи – мн. число
Егор – имя собственное
(Убирается слово «большой») Как мы назвали оставшиеся слова? Слайд 4. (Имена существительные)
- Разделить на 2 группы.
Ед.число и мн.число
Женский род и мужской род
Одушевленные и неодушевленные
Имена нарицательные и имена собственные
- Подведем итог. Что мы знаем об имени существительном? Слайд 5.

Второе задание. Слайд 6.
- Прочитать текст.
Бобр – это зверь. Он весит до 30 килограммов. Живут бобры по рекам. Они – пловцы. Их еда: кора, камыш и зелень. Бобры – строители плотин.
- Какой стиль текста? (Научный) Почему?
- Куда бы поместили такой текст? (В энциклопедию)
- Придумайте заглавие. (Бобр)
- Попробуем превратить этот текст в более интересный, яркий, выразительный. А как это сделать? (Добавить имена прилагательные)
Бобр – это ___ зверь. Он весит до 30 килограммов. Живут бобры по ____ рекам. Они – _____ пловцы. Их еда: ____ кора, ____ камыш и ____зелень. Бобры – _____ строители плотин. Вот такой необыкновенный зверь!
(Самостоятельная работа в тетрадях: дети вставляют имена прилагательные в текст. Имена прилагательные можно придумать самим, а можно взять из слов для справок)
Слова для справок: удивительный, интересный, великие, ловкие, лесным, отличные, древесная, мягкая, сочный.
- Проверка текста.
- Придумать новое заглавие. (Удивительный зверь)
- Определить род и число имен прилагательных.
Проверка.
- Назвать словосочетания, в которых имя прилагательное стоит в единственном числе, мужском роде.
- Назвать словосочетания, в которых имя прилагательное стоит во множественном числе.
- Подведем итог. Что мы знаем об имени прилагательном? Слайд 7.

Третье задание.
- Найти в тексте глаголы единственного числа, множественного числа.
- По каким признакам определяли глаголы? Слайд 8.

Четвертое задание.
- Верны ли утверждения?
Это все глаголы: читает, думаю, рисование, бежал.
Это предлоги: за, мы, по, около, над, и.
Все слова пишутся слитно: (за)шёл, (у)ехал, (по)прыгал, (у)стола.
Пятое задание.
Блиц опрос «Да – нет»
Имя прилагательное отвечает на вопрос «что делает»? -
Глагол обозначает действие предмета? +
В предложении имя прилагательное связано с именем существительным? +
У глаголов есть предлоги? -
Имя существительное изменяется по родам? -
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос «кто»? +
Предлог – это часть речи? +
Имя существительное «медведь» мужского рода? +
Имя прилагательное «весенняя» женского рода? +
Слово «около» - это предлог? +
Слово «работа» - это глагол? -
- Кого из ребят можно похвалить за работу на уроке?
- Продолжи фразы: «У меня хорошо получилось…»
«Мне надо поработать над…»
- Спасибо за урок!