СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Части речи", 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения по теме "Части речи". УМК: «Система Л. Занкова»

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка, 2 класс»

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема урока: «Части речи»

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Задачи урока:

1. Формировать умение распознавать части речи.

2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости.

3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

4.  Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное  отношение  к русскому  языку.

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • участвовать в групповом обсуждении

Планируемый результат:

Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные

Познавательные:
- умение извлекать информацию из энциклопедий, словарей, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Предметные:
- выявление характерных признаков частей речи, их роли в речи.



































Ход урока

    1. Организационный момент. Слайд 1.

    2. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Ребята, отгадайте загадки.

Имя существительное

Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.

Имя прилагательное

Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Глагол

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.


- Определите тему урока. (Части речи) Слайд 2.

- Какова цель урока, если тема не новая? (Закрепить полученные знания)

- А для этого нам надо выполнить некоторые задачи.

  • уметь распознавать части речи;

  • применять полученные знания на практике;

  • стараться грамотно писать;

  • слушать ответы одноклассников;

  • быть внимательным на уроке.

    1. Обобщение и систематизация знаний.

Первое задание. Слайд 3.

Даны слова: лё…, руч…и, доч…ка, егор, б..лшой, в…сна.

- Ребята, какое задание нужно выполнить в первую очередь? (Вставить пропущенные буквы и исправить ошибки). Работа в тетрадях с проверкой.

- Найдите лишнее слово.

Большой – имя прилагательное!!!

Лёд – 1 слог

Ручьи – мн. число

Егор – имя собственное

(Убирается слово «большой») Как мы назвали оставшиеся слова? Слайд 4. (Имена существительные)

- Разделить на 2 группы.

  • Ед.число и мн.число

  • Женский род и мужской род

  • Одушевленные и неодушевленные

  • Имена нарицательные и имена собственные

- Подведем итог. Что мы знаем об имени существительном? Слайд 5.

Второе задание. Слайд 6.

- Прочитать текст.

Бобр – это зверь. Он весит до 30 килограммов. Живут бобры по рекам. Они – пловцы. Их еда: кора, камыш и зелень. Бобры – строители плотин.

- Какой стиль текста? (Научный) Почему?

- Куда бы поместили такой текст? (В энциклопедию)

- Придумайте заглавие. (Бобр)

- Попробуем превратить этот текст в более интересный, яркий, выразительный. А как это сделать? (Добавить имена прилагательные)

Бобр – это ___ зверь. Он весит до 30 килограммов. Живут бобры по ____ рекам. Они – _____ пловцы. Их еда: ____ кора, ____ камыш и ____зелень. Бобры – _____ строители плотин. Вот такой необыкновенный зверь!

(Самостоятельная работа в тетрадях: дети вставляют имена прилагательные в текст. Имена прилагательные можно придумать самим, а можно взять из слов для справок)

Слова для справок: удивительный, интересный, великие, ловкие, лесным, отличные, древесная, мягкая, сочный.

- Проверка текста.

- Придумать новое заглавие. (Удивительный зверь)

- Определить род и число имен прилагательных.

Проверка.

- Назвать словосочетания, в которых имя прилагательное стоит в единственном числе, мужском роде.

- Назвать словосочетания, в которых имя прилагательное стоит во множественном числе.

- Подведем итог. Что мы знаем об имени прилагательном? Слайд 7.


Третье задание.

- Найти в тексте глаголы единственного числа, множественного числа.

- По каким признакам определяли глаголы? Слайд 8.


Четвертое задание.

- Верны ли утверждения?

Это все глаголы: читает, думаю, рисование, бежал.

Это предлоги: за, мы, по, около, над, и.

Все слова пишутся слитно: (за)шёл, (у)ехал, (по)прыгал, (у)стола.

Пятое задание.

Блиц опрос «Да – нет»

Имя прилагательное отвечает на вопрос «что делает»? -

Глагол обозначает действие предмета? +

В предложении имя прилагательное связано с именем существительным? +

У глаголов есть предлоги? -

Имя существительное изменяется по родам? -

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос «кто»? +

Предлог – это часть речи? +

Имя существительное «медведь» мужского рода? +

Имя прилагательное «весенняя» женского рода? +

Слово «около» - это предлог? +

Слово «работа» - это глагол? -


    1. Итог урока.

- Кого из ребят можно похвалить за работу на уроке?

- Продолжи фразы: «У меня хорошо получилось…»

«Мне надо поработать над…»

- Спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«лист для детей»

____________________

Классная работа.

1 задание.

лё…, руч…и, доч…ка, егор, б..лшой, в…сна.

2 задание.

*___________________________

Бобр – это ___________________зверь. Он весит до 30 килограммов. Живут бобры по ____________ рекам. Они – _____________ пловцы. Их еда: ______________ кора, _______________ камыш и ____________зелень. Бобры – ______________________ строители плотин. Вот такой необыкновенный зверь!

Слова для справок: удивительный, интересный, великие, ловкие, лесным, отличные, древесная, сочный, мягкая.



- Придумайте заглавие к тексту.

- Определить число и род прилагательных.

3 задание.

- Верны ли утверждения?

Это все глаголы: читает, думаю, рисование, бежал.

Это предлоги: за, мы, по, около, над.

Все слова пишутся слитно: (за)шёл, (у)ехал, (по)прыгал, (у)стола.

Задание.

Распределить слова по группам: вежливый, объяснение, разговор, играет, возле, молодая, около, спрыгнул, задача, перед, беговые, разговор, смотреть, под, удачное, купается.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока»

Автор: Князькова Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 269 ЗАТО Алеаксандровск»

Предмет: Русский язык

УМК: «Система Л. Занкова»

Класс: 2 класс

Тип урока: «Урок систематизации и обобщения знаний и умений»

Технологическая карта изучения темы «Части речи. Закрепление»



Тема

«Части речи. Закрепление»

Цель


Создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, имени прилагательного, глагола

Задачи

1. Формировать умение распознавать части речи.

2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости.

3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

4.  Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное  отношение  к русскому  языку.

Планируемый результат

Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
- умение извлекать информацию из учебника, энциклопедий, словарей, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- выявление характерных признаков частей речи, их роли в речи.

Формы и методы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий, словесный, наглядный, практический.


Основные понятия

Имя существительное, имя прилагательное, глагол

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

- основные


- дополнительные


Учебник «Русский язык», автор А.В.Полякова


Презентация, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы

Карточки для самооценки работы на уроке.





Технология проведения


Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный этап и мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки.



Отвечают на вопросы учителя.











Записывают дату.

Слайд 1.

Проверка готовности к уроку. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)


II. Актуализация знаний

(2 мин)


Отгадывают загадки (им. сущ; им прил; глаг.)

Загадывает загадки.

1.Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.


2. Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?


3. Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.

Умение распознавать части речи по признакам.


Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с языковым материалом.

(Регулятивные УУД).


III. Формулировка темы урока, постановка цели

(2 мин)


Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель.

Организует формулировку темы урока детьми.

- Какая тема нашего урока (Части речи. Закрепление»

Слайд 2.

Организует постановку цели урока детьми.

- Какую цель ставим? (Закрепить и обобщить знания о частях речи)

- А для этого нам надо выполнить некоторые задачи:

  • уметь распознавать части речи;

  • применять полученные знания на практике;

  • стараться грамотно писать;

  • слушать ответы одноклассников;

  • быть внимательным на уроке.


Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).



IY. Обобщение и систематизация знаний(10 мин)

Цель:

- организовать обобщение знаний об имени существительном

Составляют задание к упражнению.



1.Вставить пропущенные буквы и исправить ошибки.

Самостоятельная работа с проверкой.



Выполняют задания


Обобщают знания об имени существительном.

Слайд 3.

Даны слова:

Лё…, руч…и, доч…ка, егор, б..лшой, в…сна.


Организует постановку задания к упражнению.


- Какое задание нужно выполнить в первую очередь?







2. Найти лишнее слово.

3.Разделить слова на 2 группы. Слайд 4.

4. Подведем итог. Что мы знаем об имени существительном?

Систематизирует знания детей об имени существительном. Слайд 5


Знать формулировку правил о частях речи.

Знать признаки имен существительных и прилагательных.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с языковым материалом

(Регулятивные УУД).

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).


Физкультминутка (1-2мин)

Физкультминутка


V. Обобщение и систематизация знаний(10 мин)

Цель:

- организовать обобщение знаний об имени прилагательном


Определяют стиль текста.



Придумывают заглавие. (Бобр)



Вставляют имена прилагательные.


Работают индивидуально на карточках (вставляют имена прилагательные)


Придумывают новое заглавие. (Удивительный зверь)

Определяют род и число имен прилагательных.


Слайд 6.

- Какой стиль текста? Почему?

Бобр – это зверь. Он весит до 30 килограммов. Живут бобры по рекам. Они – пловцы. Их еда: кора, камыш и зелень. Бобры – строители плотин.

- Куда бы поместили такой текст? (В энциклопедию)

- Придумайте заглавие.


- Попробуем превратить этот текст в более интересный, украсим его. А как это сделать?


Бобр – это ___ зверь. Он весит до 30 килограммов. Живут бобры по ____ рекам. Они – _____ пловцы. Их еда: ____ кора, ____ камыш и ____зелень. Бобры – _____ строители плотин. Вот такой необыкновенный зверь!


- Проверка текста.

- Придумать новое заглавие.



- Определить род и число имен прилагательных.

Самостоятельная работа.

Проверка.

- Назвать словосочетания, в которых имя прилагательное стоит в единственном числе, мужском роде.

- Назвать словосочетания, в которых имя прилагательное стоит во множественном числе.


- Подведем итог. Что мы знаем об имени прилагательном? Слайд 7.


Знать формулировку правил о частях речи.

Знать признаки имен прилагательных.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь слушать собеседника и вести диалог (Коммуникативные УУД)


Уметь работать самостоятельно.

Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

(Регулятивные УУД).


Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, построение рассуждений.

(Познавательные УУД).


Проявлять творческое отношение к процессу обучения. (Личностные УУД)


Физкультминутка

VI. Обобщение и систематизация знаний(3 мин)

Цель:

- организовать обобщение знаний о глаголе

Выполняют задание: найти глаголы и определить число.






- Найти в тексте глаголы единственного числа, множественного числа.

- По каким признакам определяли глаголы?

Слайд 8.


Знать формулировку правил о частях речи.

Знать признаки глагола.

Уметь работать самостоятельно.

Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД).


Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД).

VII. Обобщение и систематизация знаний(3 мин)

Цель:

- организовать обобщение знаний о частях речи.

Самостоятельная работа.






Отвечают на вопросы учителя.










Самостоятельная работа.

- Верны ли утверждения?

Это все глаголы: читает, думаю, рисование, бежал.

Это предлоги: за, мы, по, около, над, и.

Все слова пишутся слитно: (за)шёл, (у)ехал, (по)прыгал, (у)стола.


Проверка.

Умение распознавать части речи по признакам.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с языковым материалом

(Регулятивные УУД).

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

(3 мин)

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.


Блиц опрос «Да – нет»

Имя прилагательное отвечает на вопрос «что делает»? -

Глагол обозначает действие предмета? +

В предложении имя прилагательное связано с именем существительным? +

У глаголов есть предлоги? -

Имя существительное изменяется по родам? -

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос «кто»? +

Предлог – это часть речи? +

Имя существительное «медведь» мужского рода? +

Имя прилагательное «весенняя» женского рода? +

Слово «около» - это предлог? +

Слово «работа» - это глагол? -


Итог урока.

- Кого из ребят можно похвалить за работу на уроке?

- Продолжи фразы: «У меня хорошо получилось…»

«Мне надо поработать над…»




Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Участвовать в групповом обсуждении

(Коммуникативные УУД).


Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).







Просмотр содержимого презентации
«урок»

Урок русского языка

Урок русского языка

Части речи

Части речи

/ д ь  Лё.., руч..и, доч..ка,   б..лшой, в..сна, егор ь Е е о Найдите лишнее слово

/

д

ь

Лё.., руч..и, доч..ка,

б..лшой, в..сна, егор

ь

Е

е

о

Найдите лишнее слово

Лёд, ручьи, дочка, весна, Егор Разделить на 2 группы

Лёд, ручьи, дочка,

весна, Егор

Разделить на 2 группы

ЧИСЛО ЧАСТЬ РЕЧИ МНОЖЕСТВЕННОЕ ЕДИНСТВЕННОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СОБСТВЕННОЕ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ ЧТО? КТО? НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА НЕОДУШЕВЛЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД ОДУШЕВЛЕННОЕ ЧУВСТВА

ЧИСЛО

ЧАСТЬ РЕЧИ

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ЕДИНСТВЕННОЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СОБСТВЕННОЕ

НАРИЦАТЕЛЬНОЕ

ЧТО?

КТО?

НАЗВАНИЕ

ПРЕДМЕТА

НЕОДУШЕВЛЕННОЕ

ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ

МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД

ОДУШЕВЛЕННОЕ

ЧУВСТВА

Бобр   Бобр – это зверь. Он весит до 30 килограммов. Живут бобры по рекам. Они – пловцы. Их еда: кора, камыш и зелень. Бобры – строители плотин.

Бобр

Бобр – это зверь. Он весит до 30 килограммов. Живут бобры по рекам. Они – пловцы. Их еда: кора, камыш и зелень. Бобры – строители плотин.

ЧИСЛО ЧАСТЬ РЕЧИ МНОЖЕСТВЕННОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ЕДИНСТВЕННОЕ  КАКОЙ? ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАКАЯ? КАКОЕ? МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД  СРЕДНИЙ РОД КАКИЕ?

ЧИСЛО

ЧАСТЬ РЕЧИ

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЕДИНСТВЕННОЕ

КАКОЙ?

ПРИЗНАК

ПРЕДМЕТА

КАКАЯ?

КАКОЕ?

МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД

КАКИЕ?

ЧИСЛО ЧАСТЬ РЕЧИ МНОЖЕСТВЕННОЕ ГЛАГОЛ ЕДИНСТВЕННОЕ  ЧТО ДЕЛАТЬ? ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧИСЛО

ЧАСТЬ РЕЧИ

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ГЛАГОЛ

ЕДИНСТВЕННОЕ

ЧТО ДЕЛАТЬ?

ДЕЙСТВИЕ

ПРЕДМЕТА

ЧТО СДЕЛАТЬ?

Молодцы!

Молодцы!