ТЕМА: Употребление глаголов надеть, одеть».
цель: Познакомить детей со сложными случаями употребления глаголов одеть, надеть; развивать речь учащихся.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫМ МОМЕНТ:
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ (СОГЛАСЕН - НЕ СОГЛАСЕН) ; ПРАВИЛО ПОДНЯТОЙ РУКИ (ВЫПОЛНИЛ ЗАДАНИЕ - ГОТОВ ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТАТЬ ДАЛЬШЕ)
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, возьмитесь за руки, подарите друг другу хорошее настроение.
Желаю всем удачи на уроке.
2. СЛАЙД : О Е А
Д Ж Д
Учитель. Почему буквы записаны в разных строчках? Дети. Это буквы гласных и согласных звуков.
У. Составьте из этих букв слово. Дети. Одежда.
3. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. ПОДБОР АНТОНИМОВ
У. Одежду, которую вы носите каждый день, мы называем повседневной. А как называем одежду, которую носим на праздники?
Д. Праздничной.
У. Бывает одежда новая, а если ее долго носить, она становится... Д. Старой.
У. Как называются слова с противоположным значением? Д. Антонимы.
Задание «Все наоборот» слайд
У. Подберите слова с противоположным значением.
испачкать - ... (постирать)
застегнуть - ... (расстегнуть)
намочить - ... (высушить)
смять -... (погладить)
разорвать - ... (зашить)
4. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ слайд
У. Придумайте задание задание «Четвертый - лишний»
платье, кофта, кепка, юбка
брюки, рубашка, ботинки, шарф
сарафан, майка, шорты, шапка
Дети называют слова кепка, ботинки, шапка.
У. В последней группе слов вы назвали лишним слово шапка, так как это головной убор. А чем еще шапка отличается от других слов?
Д. Ее носят в холодное время года, а остальную одежду — летом.
У. Правильно. Сейчас холодно, а я собралась на улицу без шапки. Что вы мне скажете?
Дети. Наденьте шапку.
Оденьте шапку.
У. Кто из отвечавших высказал правильную мысль?
Дети. Не знаем.
5. ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА слайд
У. Сформулируйте тему урока?
Дети. Употребление слов надеть, одетъ.
У. Давайте попробуем сформулировать цель урока - чему вы должны научиться на уроке?
Д. Мы должны научиться правильно употреблять слова надеть, одеть
РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ слайд
У. Вы успешно справились с заданием подбор антонимов
А теперь попробуйте назвать антонимы к словам надеть, одеть.
(Дети затрудняются ответить.)
У. Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Д. Нужно понять, когда какое слово мы употребляем.
7. У. Давайте разберемся.
Одеть и надеть.
Два этих слова
Мы часто путаем
Так бестолково!
Одеть, надеть...
Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть?
У. -Работа в группах: найдите ошибку.
Каждая группа получает карточку со стихотворением.
Петя на себя надел штанишки,
Шапку, шарф одел на Мишку.
На себя надел рубашку,
Платье он одел Наташке.
Он надел на Мишку брюки,
В брючины просунув руки.
Быстро он надел пижаму,
Тем порадовал он маму.
Гордо папе он сказал:
«Все теперь я понял сам:
Надеваю на себя,
Одеваю брата я!»
8. Проверка выполненного задания, обсуждение ошибок. вывод слайд
Д. Одевать можно кого-то: брата, сестру, куклу.
Надеваем мы что-то на кого-то: шапку, рубашку.
У. Значит, если я пошла на улицу без шапки, что вы мне скажете? Д. Наденьте шапку.
9 . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
У. Давайте поиграем в игру "надень-одень".
- У меня есть кукла и шляпа. Скажите, какой глагол надо употребить: куклу я буду .... Д. одевать
шляпу я буду ..... Д. надевать
- Я прошу вас ...... надеть платок - одеть платок
У. Давайте еще поиграем слайд
У . Если я назову слово, к которому нужно поставить слово надеть, вы хлопаете в ладоши,
если одеть - топаете ногами.
Итак: пальто, девочку, куклу, шапку, костюм, сына.
10. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ СЛАЙД
У. Запишите слова в два столбика
надеть одеть
(что-нибудь) (кого-нибудь)
пальто девочку
шапку куклу
костюм сына
У. Запомнить правильное употребление глаголов "надеть-одеть" вам поможет поговорка: "Одевают Надежду, надевают одежду"
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
У. Давайте проверим, как вы усвоили эту тему На доске записан текст. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова:
Дима начал одеваться. Сначала костюм ..., потом ботинки ..., затем стал пальто ..., а потом стал младшего брата тоже..
11. РАБОТА В ПАРАХ слайд
У. Вспомните стихотворение "Вот какой рассеянный"
Кто автор? Д. Самуил Яковлевич Маршак
У. Задание -Вставьте пропущенные слова
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать.
Стал рубашку надевать ,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
надевать он стал пальто —
Говорят ему: не то...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
У. Спишите любое четверостишие. Подпишите знакомые части речи. Выполняется взаимопроверка работ.
У. А теперь вернемся к заданию, которое было предложено в начале урока. Подберите антонимы к словам надеть и одеть.
Д. Снять и раздеть.
12. РЕФЛЕКСИЯ
Я ЗНАЮ (В КАКИХ СЛУЧАЯХ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ГЛАГОЛЫ "НАДЕТЬ - ОДЕТЬ"
Я УМЕЮ (ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ ГЛАГОЛЫ)
13. САМООЦЕНКА
У. Оцените свою работу на уроке.