СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка,  4 класс Тема: Грамматические признаки частей речи

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятием «грамматические признаки частей речи»; совершенствовать знания учащихся об особенностях изученных частей речи – имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений; совершенствовать умения сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; способствовать развитию умения употреблять различные части речи в предложениях, текстах; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: познакомятся с понятием «грамматические признаки частей речи»; научатся проводить наблюдения за грамматическими признаками слов на основе смыслового вопроса; сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; употреблять различные части речи в предложениях, текстах; выполнять морфологический разбор слова.

Метапредметные УУД: познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные результаты: осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ"»

Урок русского языка, 4 класс
Тема: Грамматические признаки частей речи

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятием «грамматические признаки частей речи»; совершенствовать знания учащихся об особенностях изученных частей речи – имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений; совершенствовать умения сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; способствовать развитию умения употреблять различные части речи в предложениях, текстах; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: познакомятся с понятием «грамматические признаки частей речи»; научатся проводить наблюдения за грамматическими признаками слов на основе смыслового вопроса; сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; употреблять различные части речи в предложениях, текстах; выполнять морфологический разбор слова.

Метапредметные УУД: познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные результаты: осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Ход урока

  1. Организация начала урока

– Посмотрите, какой сегодня солнечный день. Солнце освещает всю землю, оно всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях

- Проверим готовность к уроку.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ваши улыбки - пожелание удачной работы на уроке.

Урок сегодня необычный,
Но для нас вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
Найти ответ, стремиться помнить
Всё, что узнаешь и запомнишь.


II. Актуализация знаний.

  1. Минутка чистописания.

– Выполните слуховой буквенный диктант. Запишите красиво и правильно буквы в строчку.

1. Буква, которой обозначается безударный гласный звук в слове «Москва».

2. Буква, обозначающая звук, парный по глухости-звонкости звуку [ф].

3. Буква, которая в алфавите стоит перед буквой «п».

4. Непроизносимая согласная в слове «солнце».

5. Какая буква повторяется в скороговорке «Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила»?

(Записывают буквы: о, в, о, л, с.)

– Проверьте себя. Составьте слово из записанных букв.

- У кого возникли затруднения? Почему возникли затруднения?

Записывают слово и пословицу.

слово слово слово

Ласковое слово что весенний день.

  1. Работа над словами с непроверяемым написанием

– Разгадайте ребусы.

ЛИСИ́ЦА – 1. Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. 2. Перен. О хитром, льстивом человеке. Слово «лиса» образовано от ЛИС. ЛИСА родственно употребляемым на территории отдельных районов нашей страны словам: ЛИСЫЙ – «желтоватый», ЗАЛИСЕТЬ – «пожелтеть». Животное названо по наиболее характерному для него цвету шерсти. ЛИСИЦА – ЛИС, ЛИСЫЙ = «с жёлтой шерстью».

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.











з






а



х



я


л

и

с

и

ц

а


т






р






а






я







– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «лисица»

Однокоренные слова: лисичка, лисий, лисёнок, лисонька.

Синонимы: лиса, хитрюга.

Пословицы и поговорки:

Старую лисицу не травят молодыми собаками.

Лисица – старая льстица.

Лисица и во сне кур считает.

Назначили лисицу воеводой в лесу – пера много, а птицы нет.

Старую лисицу хитростям не учат.

Лисичка всегда сытнее волка живёт.

Предложения:

Осторожная лисица подошла к ручью напиться.

Лисица гонится за зайцем.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Игра «Найди чужака».

– Прочитайте слова и найдите «лишнее» слово.

Звезда

Книга

Бежит

Кошка

Пенал

Красная

Синий

Черный

Картина

Горький

Звенит

Зеленый

Кричал

Шутит

Играю

– Как называются слова в 1-м столбике? Что такое существительное?

– Как называются слова во 2-м столбике? Что такое прилагательное?

– Как называются слова в 3-м столбике? Что такое глагол?

– Какое общее название можно дать этим словам?

– Прочитайте тему урока. Что предстоит узнать на уроке?

- Определите цели урока, используя опорные слова:

Изучить глубже …части речи

Учиться отличать… части речи по их признакам

Находить …части речи в тексте, ставить к ним вопросы

-Вспомните, что вы знаете по этой теме.

Что хотите еще узнать, чему хотите научиться

– Мы будем учиться распознавать части речи, находить их в тексте, задавать вопросы; определять грамматические признаки, известные нам.


IV. Наблюдение над языковым материалом.

1.Работа по учебнику (упражнение 115)

– Вспомните по таблице грамматические признаки частей речи. Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевленных? неодушевленных? собственных? нарицательных? (Имена существительные.) Приведите примеры.


Члены

предложения

Вопросы

Как выражены

Пример

Главные члены

Подлежащее

Кто? Что?

Существительным, местоимением

Мы

Сказуемое

Что делает? Что делал?

Глаголом

собирали

Второстепенные члены

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Существительным, местоимением

шишки

Определение

Какой? Чей?

Прилагательным

в еловом

Обстоятельство

Где? Куда? Когда?

Откуда? Почему? Как?

Существительным,
наречием

лесу.


– Какие части речи могут иметь род; число; падеж; время; лицо? (Род имеют имена существительные, имена прилагательные, глаголы в прошедшем времени. Число имеют имена существительные, имена прилагательные, местоимения, глагол. Падеж имеют имена существительные, имена прилагательные, местоимения. Время имеет глагол. Лицо имеют местоимение и глагол.)

– Как изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по числам, падежам.)

– Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по числам, родам, падежам.)

– Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем времени).)

– Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.)

– Как изменяются местоимения 3-го лица? (Местоимения 3-го лица изменяются по родам и числам.)

– Каким членом предложения может быть каждая из частей речи?

Физкультминутка

V. Первичное закрепление знаний. 

1.Работа по учебнику (упражнение 116)

– Прочитайте стихотворение Ю. Мориц. А как бы вы ответили на вопрос первого предложения?

Можно ли на рисунке изобразить тишину? Почему?

– Какими частями речи являются выделенные слова? Какие грамматические признаки можно у них определить?

– Спишите. Укажите род имен существительных, грамматические признаки выделенных в тексте слов. Выполните морфологический разбор слова «увидел».

2.Работа в группах: составить паспорт части речи.

1 группа - паспорт глагола


1.Часть речи


2.Лексическое значение (Что обозначает?)


3. Вопросы


4.Начальная форма


5.Время


6.Род


7.Число


8.Лицо


9.Функция в предложении


2 группа - паспорт имени прилагательного

1.Часть речи


2.Лексическое значение (Что обозначает?)


3. Вопросы


4.Начальная форма

И.п., ед.ч., м.р.

5.Род


6.Число


7.Падеж


8.Член предложения


3 группа - паспорт имени существительного

1.Часть речи


2.Лексическое значение (Что обозначает?)


3. Вопросы


4.Начальная форма

И.п., ед.ч.

5.Род


6.Число


7.Падеж


8.Член предложения


Другие признаки


4 группа -паспорт личного местоимения


1.Часть речи


2.Лексическое значение (Что обозначает?)


3. Вопросы


4.Начальная форма

И.п., ед.ч. или мн.ч.

5.Число


6.Род


7.Падеж


8.Лицо


9.Функция в предложении


Правила работы в группе

1. Не говорить всем сразу.

2. Уметь выслушать другого.

3. Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

4. Обращаться друг к другу по имени.

V. Представление мини - проектов. 

Каждая группа наклеивает свой паспорт части речи на ватман. Обсуждение работы

VI. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что было самым трудным?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Приготовьте сигнальные карточки

• Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый квадрат.

• Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –синий квадрат.

• Если не разобрались, было не очень интересно – красный квадрат.

Домашнее задание

– Выполнить задание 109 в рабочей тетради, упражнение 117 в учебнике.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!