Урок русского языка, 4 класс
Тема: Грамматические признаки частей речи
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятием «грамматические признаки частей речи»; совершенствовать знания учащихся об особенностях изученных частей речи – имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений; совершенствовать умения сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; способствовать развитию умения употреблять различные части речи в предложениях, текстах; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты: познакомятся с понятием «грамматические признаки частей речи»; научатся проводить наблюдения за грамматическими признаками слов на основе смыслового вопроса; сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; употреблять различные части речи в предложениях, текстах; выполнять морфологический разбор слова.
Метапредметные УУД: познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Личностные результаты: осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Ход урока
Организация начала урока
– Посмотрите, какой сегодня солнечный день. Солнце освещает всю землю, оно всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях
- Проверим готовность к уроку.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ваши улыбки - пожелание удачной работы на уроке.
Урок сегодня необычный,
Но для нас вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
Найти ответ, стремиться помнить
Всё, что узнаешь и запомнишь.
II. Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
– Выполните слуховой буквенный диктант. Запишите красиво и правильно буквы в строчку.
1. Буква, которой обозначается безударный гласный звук в слове «Москва».
2. Буква, обозначающая звук, парный по глухости-звонкости звуку [ф].
3. Буква, которая в алфавите стоит перед буквой «п».
4. Непроизносимая согласная в слове «солнце».
5. Какая буква повторяется в скороговорке «Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила»?
(Записывают буквы: о, в, о, л, с.)
– Проверьте себя. Составьте слово из записанных букв.
- У кого возникли затруднения? Почему возникли затруднения?
Записывают слово и пословицу.
слово слово слово
Ласковое слово что весенний день.
Работа над словами с непроверяемым написанием
– Разгадайте ребусы.

ЛИСИ́ЦА – 1. Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. 2. Перен. О хитром, льстивом человеке. Слово «лиса» образовано от ЛИС. ЛИСА родственно употребляемым на территории отдельных районов нашей страны словам: ЛИСЫЙ – «желтоватый», ЗАЛИСЕТЬ – «пожелтеть». Животное названо по наиболее характерному для него цвету шерсти. ЛИСИЦА – ЛИС, ЛИСЫЙ = «с жёлтой шерстью».
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
| | | | з | |
| | | | а | |
| х | | | я | |
л | и | с | и | ц | а |
| т | | | | |
| р | | | | |
| а | | | | |
| я | | | | |
– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «лисица»
Однокоренные слова: лисичка, лисий, лисёнок, лисонька.
Синонимы: лиса, хитрюга.
Пословицы и поговорки:
Старую лисицу не травят молодыми собаками.
Лисица – старая льстица.
Лисица и во сне кур считает.
Назначили лисицу воеводой в лесу – пера много, а птицы нет.
Старую лисицу хитростям не учат.
Лисичка всегда сытнее волка живёт.
Предложения:
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Лисица гонится за зайцем.
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Игра «Найди чужака».
– Прочитайте слова и найдите «лишнее» слово.
Звезда Книга Бежит Кошка Пенал | Красная Синий Черный Картина Горький | Звенит Зеленый Кричал Шутит Играю |
– Как называются слова в 1-м столбике? Что такое существительное?
– Как называются слова во 2-м столбике? Что такое прилагательное?
– Как называются слова в 3-м столбике? Что такое глагол?
– Какое общее название можно дать этим словам?
– Прочитайте тему урока. Что предстоит узнать на уроке?
- Определите цели урока, используя опорные слова:
Изучить глубже …части речи
Учиться отличать… части речи по их признакам
Находить …части речи в тексте, ставить к ним вопросы
-Вспомните, что вы знаете по этой теме.
Что хотите еще узнать, чему хотите научиться
– Мы будем учиться распознавать части речи, находить их в тексте, задавать вопросы; определять грамматические признаки, известные нам.
IV. Наблюдение над языковым материалом.
1.Работа по учебнику (упражнение 115)
– Вспомните по таблице грамматические признаки частей речи. Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевленных? неодушевленных? собственных? нарицательных? (Имена существительные.) Приведите примеры.
Члены предложения | Вопросы | Как выражены | Пример |
Главные члены |
Подлежащее | Кто? Что? | Существительным, местоимением | Мы |
Сказуемое | Что делает? Что делал? | Глаголом | собирали |
Второстепенные члены |
Дополнение | Вопросы косвенных падежей | Существительным, местоимением | шишки |
Определение | Какой? Чей? | Прилагательным | в еловом |
Обстоятельство | Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Как? | Существительным, наречием | лесу. |
– Какие части речи могут иметь род; число; падеж; время; лицо? (Род имеют имена существительные, имена прилагательные, глаголы в прошедшем времени. Число имеют имена существительные, имена прилагательные, местоимения, глагол. Падеж имеют имена существительные, имена прилагательные, местоимения. Время имеет глагол. Лицо имеют местоимение и глагол.)
– Как изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по числам, падежам.)
– Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по числам, родам, падежам.)
– Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем времени).)
– Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.)
– Как изменяются местоимения 3-го лица? (Местоимения 3-го лица изменяются по родам и числам.)
– Каким членом предложения может быть каждая из частей речи?
Физкультминутка
V. Первичное закрепление знаний.
1.Работа по учебнику (упражнение 116)
– Прочитайте стихотворение Ю. Мориц. А как бы вы ответили на вопрос первого предложения?
Можно ли на рисунке изобразить тишину? Почему?
– Какими частями речи являются выделенные слова? Какие грамматические признаки можно у них определить?
– Спишите. Укажите род имен существительных, грамматические признаки выделенных в тексте слов. Выполните морфологический разбор слова «увидел».
2.Работа в группах: составить паспорт части речи.
1 группа - паспорт глагола
1.Часть речи | |
2.Лексическое значение (Что обозначает?) | |
3. Вопросы | |
4.Начальная форма | |
5.Время | |
6.Род | |
7.Число | |
8.Лицо | |
9.Функция в предложении | |
2 группа - паспорт имени прилагательного
1.Часть речи | |
2.Лексическое значение (Что обозначает?) | |
3. Вопросы | |
4.Начальная форма | И.п., ед.ч., м.р. |
5.Род | |
6.Число | |
7.Падеж | |
8.Член предложения | |
3 группа - паспорт имени существительного
1.Часть речи | |
2.Лексическое значение (Что обозначает?) | |
3. Вопросы | |
4.Начальная форма | И.п., ед.ч. |
5.Род | |
6.Число | |
7.Падеж | |
8.Член предложения | |
Другие признаки | |
4 группа -паспорт личного местоимения
1.Часть речи | |
2.Лексическое значение (Что обозначает?) | |
3. Вопросы | |
4.Начальная форма | И.п., ед.ч. или мн.ч. |
5.Число | |
6.Род | |
7.Падеж | |
8.Лицо | |
9.Функция в предложении | |
Правила работы в группе
1. Не говорить всем сразу.
2. Уметь выслушать другого.
3. Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
4. Обращаться друг к другу по имени.
V. Представление мини - проектов.
Каждая группа наклеивает свой паспорт части речи на ватман. Обсуждение работы
VI. Итог урока. Рефлексия
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Что было самым трудным?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Приготовьте сигнальные карточки
• Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый квадрат.
• Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –синий квадрат.
• Если не разобрались, было не очень интересно – красный квадрат.
Домашнее задание
– Выполнить задание 109 в рабочей тетради, упражнение 117 в учебнике.