Предложение. Простые и сложные предложения.
Знаки препинания в предложениях.
Цели: формировать знания о союзных и бессоюзных сложных предложениях; выработать алгоритм постановки запятой в сложном предложении.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Ход урока
Орг.момент.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь.
И друг другу улыбнитесь.
II.Проверка домашнего задания.С.93 упр.143.
III.Сообщение темы урока
1.Чистописание.
Открываем тетради, пишем сегодняшнее число. 14 апреля. Классная работа.
Рабочие тетради страница 30.Минутка чистописания. Запишите буквы и пословицу. Объясните ее смысл. Не все имеют возможность, есть пшеничный хлеб.
Внимательно послушайте.
- первая буква в названии части речи ,обозначающей предмет(с)
- с этой буквы пишем название падежа, который отвечает на вопрос "кто"(и)
- это буква в алфавите стоит после буквы м.(н)
- первая буква в названии падежа ,отвечающего на вопрос "кем?"
- третья буква в названии части речи, обозначающей действие
- буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета;
- первая буква в названии части слова, стоящей между корнем и окончанием;
- эта буква - самый распространённый союз;
- звук, который мы слышим на конце слова "груз"
Что же это за слово - синтаксис? Наука изучающая строение и значение словосочетаний и предложений. В переводе с греческого "синтаксис"-означает составление, построение. Найдите в учебнике Ключик и прочитайте.с.94
-Сформулируйте тему урока. Простые и сложные предложения.Синтаксис.
2.Работа с простыми предложениями
Что это? Группа слов, которая выражает законченную мысль. (Предложение)
2. Как называются предложения, имеющие только главные члены в своем составе? (Нераспространенные)
3. Что составляют подлежащее и сказуемое? (Основу предложения)
4. Как называется предложение, которое состоит из простых предложений связанных по смыслу и интонационно? (Сложное)
5. Что соединяют союзы в простых предложениях? (Однородные члены)
6. Что соединяет простые предложения в составе сложного? (Союзы)
7. Сколько грамматических основ в сложном предложении? (Две)
8. Какой знак препинания употребляется между простыми предложениями в составе сложного? (Запятая)
9. Как связаны простые предложения в составе сложного? (По смыслу и интонационно)
10. Как разделяются части сложного предложения? (Запятой)
3.Сложные предложения в составе простого
Вставьте недостающие знаки препинания.
1. Ночью месяц сверкает и всё освещает.
2. Осенью звёзды светят ярко но холодно.
3. Дети собрали букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев.
4. Белка наелась оглянулась и исчезла.
5. Раздался удар грома и полил дождь.
Повторение алгоритма. Упражнение 147.
5. Найдите среди данных предложений сложные (знаки препинания не расставлены):
1) Утенок узнал этих прекрасных птиц и его охватила какая-то непонятная грусть. («Гадкий утенок»)
2) Всем нашлась возле шара работа а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал. («Приключения Незнайки и его друзей»)
3) Шар налетел на что-то твердое и лопнул с оглушительным треском. («Приключения Незнайки и его друзей»)
4) Незнайка уже начал пускать пузыри но к нему подоспел Знайка. («Приключения Незнайки и его друзей»)
V. Работа с учебником.
Упражнение в составлении схем предложений.
Откройте учебник на стр. 94 Упр. 148.
VI. Закрепление пройденного.
Игра: “Найди свою пару”. (работа в парах)
Даны простые предложения. Необходимо найти грамматическую основу каждого предложения. Составить из простых предложений сложное и записать его в тетрадь.
УП. Самостоятельная работа. Упр. № 150.
VIII. Итог урока.
Что такое простое предложение? Что такое сложное предложение?
Почему предложения называют сложными? (Простые предложения сложили, соединили, получилось сложное.)
IX. Рефлексия.
1. Урок полезен, все понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
З. Еще придется потрудиться.
4. Да, трудно все-таки учиться!
.