СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Наречие" для учащихся 9 класса коррекционной школы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Наречие" для учащихся 9 класса коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Наречие" для учащихся 9 класса коррекционной школы.»

Буквы О и А на конце наречий.


Ход урока:

  1. Орг. момент.


СЛАЙД 1.


Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Урок у нас сегодня необычный, но мы будем работать быстро, ловко, умело, внимательно, чётко, старательно.

Я думаю, что вы легко ответите на любой мой вопрос. И чтобы вам не было грустно, тоскливо, печально, а главное – скучно, мы будем стараться всё выполнять дружно, весело (все наречия выведены на экран).


- Ребята, скажите, какая часть речи употреблена мною в приветствии чаще, чем другие?

(наречия).


- А это значит, что на сегодняшнем уроке мы с вами продолжим знакомство с наречием.


  1. Скажите, что такое наречие?


СЛАЙД 2.


Перед вами лежит памятка-кластер, быстро прочитайте ее и по наводящим вопросам в этой памятке ответьте – что такое наречие, какими грамматическими признаками оно обладает и вообще, что вы знаете о наречии.

(Ответы детей по схеме-кластеру).

СЛАЙД 3.


1. Наречие – это часть речи (наречия мы употребляем в своей речи).

2. Наречие не изменяется. Пришёл рано, пришла рано, пришло рано,

пришли рано.

3. Наречие относится к глаголу.

4. Наречие обозначает признак действия.

СЛАЙД 4.


5. В предложении - второстепенный член предложения.

А если поточнее – обстоятельство.


Молодцы, вы все правильно ответили, все вспомнили о наречии.

А еще какие части речи вы знаете?

СЛАЙД 5.

  1. Игра «Наоборот»


А сейчас пришёл черед,
Сыграть в игру «Наоборот».
Слова в игре мы подбираем,
Наречиями их мы называем.
Я скажу вам слово тише,
Вы в ответ мне… Громче.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: близко.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь; низко.
Скажу я слово рано,
А ты ответишь: поздно.
Ну вот, закончилась игра.
Мы все надеемся, что с ней,
Ты стал немножечко умней.

Молодцы!

Итак, какой можно сделать вывод об использовании наречий? Для чего нужно наречие в нашей речи?

ВЫВОД. Наречия делают нашу речь образной, изящной, красивой, они необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно, более выразительно и действие, и признак и передать наше отношение к ним.

СЛАЙД 6.


4.Ребята, перед вами наречия.


Скажите, пожалуйста, чем они различаются?

Совершенно верно – одни наречия оканчиваются на а, другие на о. Сформулируйте тему сегодняшнего урока?

СЛАЙД 7.


Цель сегодня у нас с вами одна – научиться правильно писать наречия, оканчивающиеся на о или а.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

5. Работа у доски.


К доске пойдут, по желанию, и выпишут эти наречия в два столбика : в один - наречия, оканчивающиеся на о,

в другой - наречия, оканчивающиеся на а.


Остальные выписывают в тетради эти наречия в два столбика.


СЛАЙД 8.


Что вы здесь видите? Какую закономерность? Сформулируйте общий вывод.

Почему на конце наречий пишутся разные гласные?
Если затрудняетесь, могу подсказать - посмотрите на состав слова.


Слова с приставками в-, на-, за- пишутся с на конце,

а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова.

СЛАЙД 9.


6. Работа с учебником.


Откройте учебник на стр 167, дополните правило вверху этой страницы.


ВЫВОД.


СЛАЙД 10.


7. Ребята, но мы можем еще быстрее научиться определять, в каких случаях нужно писать а, а в каких о – применяя правило окна.

Объяснение учителя.


Правило ОКНА - нужно приставку наречия присоединить к слову ОКНО и посмотреть, на что заканчивается полученное слово. Такая буква и будет писаться на конце наречия.

Например,

ДОСУХ… ДО ОКНА ДОСУХА

ЗАПРОСТ… ЗА ОКНО ЗАПРОСТО

СЛЕВ… С ОКНА СЛЕВА



СЛАЙД 11.

8. Ребята, в каждом правиле есть исключения.

Так-же и с наречиями. Прочтите их и запомните.


9. Ребята, давайте еще раз повторим, в каких случаях на конце наречий пишется о, а в каких а? Молодцы!


СЛАЙД 12.


10. А сейчас проверим, как же вы усвоили новую тему.

У вас на карточках даны четыре ряда наречий. Нужно определить ряд наречий, на конце которых пишется а и подчеркнуть его. Кто определит первым этот ряд? Работаем.


СЛАЙД 13.

11. Взаимопроверка.


Поменяйтесь карточками и проверьте у своего соседа, правильно ли он сделал? Поставьте оценку соседу прямо на карточках.

Молодцы!


12. Идем дальше.

Сейчас такое задание.


– Я диктую вам наречия, во время диктовки вы заполняете слева направо перфокарту - табличку, которая представляет собой квадрат 5 х 4.

В каждую клеточку квадрата вы вписываете буквы -о- или -а-.

По окончании работы соедините линией одинаковые буквы, в результате чего получится определенный рисунок. Он перед вами на доске.


Справа, досуха, влево, издавна, докрасна, направо, изредка, насухо, добела, запросто, засветло, затемно, слева, накрепко, замертво, снова, искоса, задолго, издалека, сначала.


Если у вас получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком -ответом, то задание выполнено верно, и вы можете поставить себе оценку в углу этого листа.


СЛАЙД 14.


13. Домашнее задание упр.230, стр 167.


СЛАЙД 15.


14. Подведение итогов урока. Оценивание….



































































































Подчеркните ряд, в наречиях которого на конце пишется а.


  • запрост…, досух…, влев…

  • издавн…, сначал…, справ…

  • изначальн…, сгоряч…, скрытн…

  • слев…, засветл…, досрочн…







Подчеркните ряд, в наречиях которого на конце пишется а.


  • запрост…, досух…, влев…

  • издавн…, сначал…, справ…

  • изначальн…, сгоряч…, скрытн…

  • слев…, засветл…, досрочн…



1. Наречие –это часть ______________.

2. Наречие изменяется или не изменяется?_______________________.

3. Наречие относится к какой части речи? ___________________________________.

4. Наречие обозначает признак (чего?)_____________________________.

5. В предложении наречие бывает____________________________.

6. Наречие отвечает на вопросы:

___________________________________.





1. Наречие –это часть ______________.

2. Наречие изменяется или не изменяется?_______________________.

3. Наречие относится к какой части речи? ___________________________________.

4. Наречие обозначает признак (чего?)_____________________________.

5. В предложении наречие бывает____________________________.

6. Наречие отвечает на вопросы:

___________________________________.









СХЕМА - КЛАСТЕР










СХЕМА - КЛАСТЕР






Подчеркните ряд, в наречиях которого на конце пишется а.


  • запрост…, досух…, влев…

  • издавн…, сначал…, справ…

  • изначальн…, сгоряч…, скрытн…

  • слев…, засветл…, досрочн…






Подчеркните ряд, в наречиях которого на конце пишется а.


  • запрост…, досух…, влев…

  • издавн…, сначал…, справ…

  • изначальн…, сгоряч…, скрытн…

  • слев…, засветл…, досрочн…




Задание:заменить фразеологизмы наречиями.

(работа в группах, пазлы)


Во всю Ивановскую (громко).

Повесив нос (уныло).

Не покладая рук (усердно).

На всех парусах (стремительно).

Не за горами (скоро). Сломя голову (быстро).

Сколько душе угодно (вдоволь).

Спустя рукава (небрежно).

Как снег на голову (неожиданно).

На скорую руку (наспех).

Не на шутку (всерьёз).

Рукой подать (близко).

Кот наплакал -                                                     Положа руку на сердце –

У черта на куличках –                                         Хоть глаз выколи -

Рукой подать –                                                    Как в аптеке –

Черепашьим шагом -                                          Черным по белому –

Битый час –                                                         Рукой подать –

Из рук вон -                                                          Бок о бок -

На вес золота –                                                   Душа в душу

8. Физпауза (анимационная)

Давайте быстро отдохнем, Глубоко мы все вздохнем,

Высоко поднимем руки,

Прогоним срочно лень и скуку.

Повернемся влево, вправо.

Отдохнули? Вот и славно!

- Узнали ли вы в этом стихотворения наречия?

Самоанализ 9 класс.


Тема «Правописание наречий с а и о на конце» взята по плану. «Наречие» мы изучаем только третий урок.


ЦЕЛИ УРОКА:


Образовательные:

  • создать условия для формирования навыка написания букв А и О на конце наречий;

  • организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о наречии;

  • содействовать формированию осознания целостности всех разделов лингвистики.


Развивающие:

  • развивать навык правописания наречий с суффиксами –о-, -а-,

  • развивать навыки исследовательской работы,

  • расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий,

  • развивать коммуникативные навыки, толерантность.


Воспитательные:

  • способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;

  • обеспечить воспитание умения слушать и говорить;

  • создать условия для воспитания аккуратности и внимания, бережного отношения и любви к родному языку.

Тип урока: изучение и применение новых знаний.

Форма урока: урок изучения нового материала.


Структура урока:

Этап урока

Орг.момент.

Этап повторения. Проверка домашнего задания.

Создание проблемной ситуации. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению новых знаний.

Этап усвоения и закрепления новых знаний.

Творческая работа с использованием полученного знания.

Этап информирования о домашнем задании. Оценивание учащихся.

Рефлексия.



Материально-техническое оснащение урока:

  • Компьютер, проектор, слайдовая презентация.

  • Карточки для работы на уроке.

  • Учебник, тетради.


Методы и приёмы:

    • Работа с кластером.

    • Создание проблемной ситуации.

    • Лингвистическое исследование.

    • Диалог.


Формы работы:

  • фронтальная

  • самостоятельная

  • в парах


Характеристика класса - в классе обучается 12 чел.

Достаточный уровень знаний по русскому языку – Галя Н., Тоня Н., Андрей Н., Ваня С., Алеша М., Влад П., Саша М., Вася С., Настя Р.,

Минимальный – Арканова Ю.

Цели поставлены в соответствии с программными требованиями, содержанием материала для достижения необходимого уровня знаний и умений учащихся.

Структура урока построена в соответствии с его целями и типом. Урок тесно связан с жизнью. На мой взгляд, темп урока оптимальный.

Методы и приёмы были отобраны с учётом темы урока, его целей, а также с возможностями класса.

Активность учащихся на всех этапах была высокая. Тема ребят заинтересовала. Обучающихся владеют рациональными приёмами работы на уроке. Они быстро и чётко выполняют требования учителя. Следует отметить на наличие у учащихся навыков самоконтроля. На уроке ребята имели возможность оценить своих товарищей. При этом они были доброжелательны.

Домашнее задание дано дифференцированно. Предполагаемая отдача от заданного на дом – определение уровня усвоения материала.

Оценка санитарно- гигиенических условий урока:

1. Классная доска заранее приготовлена для работы мелом, для закрепления наглядностей.

2. Соответствие мебели возрасту учащихся.

3. Помещение достаточно освещено.




В целом урок цели достиг.




Кластеры:


Система кластеров охватывает большое количество информации. Этот приём может применяться в виде смысловых блоков. Кластеры можно использовать и в начале темы, и в её конце. Вначале дети узнают, что уже знают по теме, потом кластер можно дополнять новым материалом, который только предстоит изучить.

В конце изучения темы сравниваются первоначальные сведения с вновь изученными, делаются выводы и ставятся задачи на будущее, что предстоит изучить по теме в старших классах, например. Степень сложности кластеров различна. Слабым ученикам можно предлагать кластер с наводящими вопросами.

Кластер может составлять как учитель, так и ученики.

Школьникам нравится данная работа, они с удовольствием выполняют её.

Кластер (лингвистика)

Языковой кластер (англ. cluster «пучок, группа») — понятие, используемое в строгом значении в языковой систематике. Обозначает совокупность идиомов, которые близки между собой так же, как диалекты или наречия одного языка...

ru.wikipedia.org



Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе с английского пучок, гроздь, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.










Ребята, дополните предложения, которые перед вами на слайде.

Вы все молодцы. Хорошо работали на уроке ….



Самостоятельная  часть речи – наречие ещё очень молода, но происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень –речь- . Он был известен ещё в древнерусском языке. Этот корень имел древнерусский глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Это потому, что наречие всегда живёт и работает с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а наречие, как может, помогает глаголу: примыкает к нему, поясняет, уточняет его, придаёт ему чёткость. Хотя наречие и родилось позже других частей речи, его молодость отнюдь не мешает ему дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на главную особенность наречия - неизменяемость. Оно всегда уверено в том, что говорит, и никогда ни перед кем не склоняется, не изменяет своего окончания, да у него его и нет. В предложении чаще всего бывает обстоятельством, но может быть и определением, и сказуемым.

СЛАЙД 4.

Я хотела бы еще раз заострить ваше внимание на вопросах, которые мы задаем для того, чтобы определить какая часть речи перед нами.


СЛАЙД 5.


где? - близко, слева, справа

куда? - направо, налево, вверх

когда? - сегодня, вчера, утром

откуда? - издалека, сверху, справа

как? - честно, дружно, интересно

зачем? - нарочно, специально

почему? - поневоле, спросонок