СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме " Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка обобщения и закрепления изученного материала по теме "Обособленные определения и приложения" для учителя руского языка

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме " Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"»






Конспект

открытого урока

по русскому языку,

проведённого в 8 классе

учителем русского языка и литературы,

I квалификационной категории

Леоновой О.Р.















Тема:

Обособленные определения и приложения

(обобщение и закрепление изученного)


Цели:

  • обобщить знания об обособленных определениях и приложениях;

  • определить спектр значений обособленных предложений;

  • правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных определений и приложений;

  • исследовать изобразительно-выразительные возможности предложений с обособленными членами.

  • Воспитать чувство уважения к искусству слова, личности Л.Н.Толстого и русскому языку.


Оборудование:

  • Доска, мел, ручки,, карандаши, тетради, учебник, раздаточный материал.




Эпиграф к уроку:


Это для нас, молодых, откровение, целый мир.

Ги де Мопассан










Ход урока

I. Оргмомент

II. Работа с эпиграфом

Это для нас, молодых, откровение, целый мир.

Ги де Мопассан

- О ком это высказывание? (о Л.Н.Толстом)

- Наша работа будет строиться на материале, взятом из наследия Л.Н.Толстого. Целью нашего урока является повторение и обобщение знания об обособленных определениях и приложениях.

- Что вы можете сказать о данном предложении? (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным приложением и однородными сказуемыми).

III. Закрепление знаний и навыков

1. Запись текста по диктовку.

Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали встречаться и пешеходы, и ломовые с дровами на санях, достававших полозьями до мостовой. И лошади, равномерно покачивающие … мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, - все было мне особенно мило и значительно.

- Какие члены предложения могут быть обособленными?

(Обособляться могут разные второстепенные члены предложения: согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, приложения, обстоятельства, а также второстепенные члены, имеющие уточняющее, пояснительное или присоединительное значение)

- Выделите обособленные члены предложения, на каких условиях произошло обособление?

(Определения, выраженные причастными оборотами, стоящие в постпозиции по отношению к определяемому слову)

- Определите роль обособленных членов в данном предложении.

(автор использует обособленные члены предложения, чтобы сделать речь образной яркой, эмоциональной).

- К какому стилю речи относится данный текст? (к художественному)

( Мы помним, какие события предваряет данный пейзаж, он как бы подготавливает нас, к чему-то ужасному и неприятному)

- С какой целью еще могут использоваться обособленные члены предложения?

(Обособленные члены предложения могут использоваться с целью устранения неоправданного повторения).

2. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления. Составление схем этих предложений.

Из двух предложений составьте одно, осложненное обособленным членом предложения, и вы получите предложение, созданное Л.Н.Толстым.

1. Не верить мыслям. Эти мысли родились в споре. / Не верить мыслям, родившимся в споре. (Из дневника Л.Н.Толстого)

2. Каждое существо имеет органы. Эти органы указывают ему место в мире. Для человека этот орган есть разум. / Каждое существо имеет органы, указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум. (Афоризм Л.Н.Толстого)

3. Девочка вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. Девочка была любимицей отца. / Девочка, любимица отца, вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. («Война и мир» Л.Н.Толстой)

4. Она была в широком плаще. Лицо было под густой вуалью. Она долгие часы простаивала у подъезда. /В широком плаще, с лицом под густой вуалью, она долгие часы простаивала у подъезда.
3. Составьте и запишите предложения по следующим схемам:

сущ.


1. , / определение, выраж.прич.оборотом /, …


сущ/лич. мест.


2. / распростр. приложение /, …



4. Тестирование

1 вариант

1. Укажите предложение с обособленным определением.

А) Люди, стоявшие на дороге, разошлись, и Хаджи Мурат большой иноходью пустился вниз по дороге.

Б) Хаджи Мурат выхватил пистолет из-за пояса, прибавил хода и направил лошадь прямо на заграждавших дорогу людей.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Измученная, мокрая, грязная, она (Катюша) вернулась домой.

А) определение относится к личному местоимению.

Б) определение обособляется всегда.

3. Поставьте правильно знаки препинания: Солнце спускалось за крупный лес (1) и на свете зари берёзки (2)рассыпанные по осиннику (3) отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми (4) готовыми лопнуть (5) почками.

А) 1,2,3,4.

Б) 1,2,3,4,5.

В) 2,3,4,5.

2 вариант

1. Укажите предложение с обособленным определением.

А) Из-за этих звуков послышался приближающийся лошадиный топот и говор.

Б) Позади них щёлкнули два выстрела, просвистели две пули, не задевшие ни его, ни Элдара.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Князь Андрей, невесёлый и озабоченный, подъезжал по аллее сада к дому Ростовых.

А) согласованные нераспространенные однородные определение обособляются всегда.

Б) определение стоит после определяемого существительного.

3. Поставьте правильно знаки препинания: Офицеры (1) в новых сюртуках (2) белых перчатках (3) в блестящих эполетах (4) щеголяли по улицам и бульварам.

А) 1,2,3.

Б) 1,2,3,4.

В) 2,3,4.

5. Творческая работа

- продолжите фразу так, чтобы получилось небольшое сочинение – рассуждение

1 ряд « Счастье – это…»

2 ряд « Смысл жизни заключается в …»

IY. Подведение итогов

Y. Рефлексия

YI. Домашнее задание.

- Найти и выписать из рассказа А.П.Чехова «О любви» предложения с обособленными членами ( не менее 5 предложений).

- упр. 307. параграф 29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!