Урок русского языку по теме: "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу" (1-й класс)
Цель: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу
с буквой у.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща,
чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу;
получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий,
работать со страничкой для любознательных.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока
и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Прозвенел звонок сейчас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Вижу: класс мой - хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.
2. Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа. (Слайд 1)
Подготовка к обобщающей деятельности:
3.Словарная работа.
Загадка №1:
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Носит обувь из резины,
А зовут её : (машина) (Слайд 2)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму
Вывод: В современном мире машины облегчают труд человека.
Загадка №2:
Очень мирные мы змеи.
Любим жить в лесах у рек
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век. (ужи) (Слайд 3)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?
Вывод: ужи - это не ядовитые змеи.
Загадка № 3:
На огне ворчу-бурчу,
А потом чихаю: пар я выпускаю. (чайник) ( Слайд 4)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.
Загадка № 4:
Он хорошо для кислых щей
Помимо прочих овощей. (щавель) ( Слайд 5)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.
Вывод: Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Его листья богаты витамином С.
Загадка № 5:
Стоит Иван —
Рваный кафтан.
Птиц отгоняет,
Грядки охраняет. (чучело) (Слайд 6)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Вывод: Учитель показывает картинки чучело. Для чего нужно чучело?
Загадка № 6:
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это… (щука) ( Слайд 7)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Вывод: С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное , из желчи щуки приготавливают лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.
Проверка словарных слов. ( Слайд 8,9)
Если при выполнении словарной работы вы не испытывали никаких затруднений и всё слова написали правильно , то нарисуйте себе зелёный смайлик. Если у вас были какие-то затруднения, то нарисуйте жёлтый смайлик. Если вы чувствуете, что не справились с работой , то нарисуйте себе красный смайлик.
4. Определение темы урока.
Ребята, прочитайте все слова и скажите какие знакомые орфограммы вам встретились? (Ответы учащихся) Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. ( Слайд 10)
А что вы знаете о правописании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу ? Вспомните ,как они пишутся? ( Слайд 11)
5.Работа над темой урока.
а )Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:
Щуку я тащу-тащу
Щуку я не упущу. ( Слайд 12)
Проговорили 2-3 раза.
Обобщение силами учащихся.
Письмо по памяти:
Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму.
Вывод: чу-щу пишу с буквой у.
Оценивание своей работы.
б) Составление деформированного предложения:
На доске записаны слова: У ,Наташи ,кошка , и, пушистая , Серёжи ,Пушинка , рыбу, ест.
( Слайд 13)
Разноуровневое задание:1уровень:выписать слова с изученными орфограммами, выделите орфограммы.
2уровень: Составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.
3уровень: Составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.
Найдите грамматическую основу в предложении.
Проверка: Учащиеся читают составленное предложение. Назовите слова, написанные с заглавной буквы, почему? Назовите грамматическую основу в предложении ?
У Наташи и Сережи пушистая кошка Пушинка ест рыбу. ( Слайд 14)
Вывод: жи-ши пиши с буквой и.
Оценивание своей работы. Если при выполнении этой работы вы не испытывали никаких затруднений и всё слова написали правильно , то нарисуйте себе зелёный смайлик. Если у вас были какие-то затруднения, то нарисуйте жёлтый смайлик. Если вы чувствуете, что не справились с работой , то нарисуйте себе красный смайлик.
6. Физминутка
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
7.Закрепление изученного.
а) Работа в группах.
Учащимся выдаются карточки со словами (с буквосочетаниями ча-ща): ч..шка, , рощ…, поч…ток, площ…дка, ч…стый, ч…йка, пощ…да, круч…, туч…, свеч…, пищ…, каланч…, ч…й, ч…йник, ч…сы, ч…совщик, ч…щоба, крич…ть, ч…шечка,щ…вель . Обозначают орфограммы.
Защита работы.
Оценивание работы.
Вывод: ча-ща пишу с буквой а.
б)Работа по учебнику.
с.11 упр.14
с.13 упр.20(первые 2 строчки записывает 1 ряд, а 5 и 6-2 ряд).
Оценивание своей работы. Если при выполнении этой работы вы не испытывали никаких затруднений и всё слова написали правильно , то нарисуйте себе зелёный смайлик. Если у вас были какие-то затруднения, то нарисуйте жёлтый смайлик. Если вы чувствуете, что не справились с работой , то нарисуйте себе красный смайлик.
9.Подведение итогов урока.
а)Проводится в виде игры "Подскажи словечко" (дети передают игрушку и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу).
б)Рефлексия:
Какова была тема нашего урока?
Какие правила мы повторили? ( Слайд 15)
Что нового узнали?
Кому понравился урок?
Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?
Оцените свою работу.
Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.