Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Профессионализмы"»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Профессионализмы
Цели:
1) Образовательные: познакомить учащихся с понятием «профессионализмы», с их сферами употребления, со способами обозначения их в толковых словарях;
2) Развивающие: сформировать умение находить профессиональные слова в толковых словарях, объяснять цель употребления профессиональных слов в художественных произведениях, формирование научного мировоззрения учащихся;
3) Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Ход урока:
Организационный момент. Орфограф.диктант
Проверка домашнего задания.
Мотивация. Словарно-орфографическая работа.
Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова - такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются на группы. Сегодня мы с одной из групп познакомимся.
У меня на доске записаны слова
Арм..тура, ген..рал, м..ляр, на..тюрморт, штук..тур, скальп..ль.
Вставьте пропущенные буквы.
-Все ли значения слов вам понятны?
- Часто ли вы слышите их в речи? (Ответы: нет, только у людей разных профессий).
-Действительно, эти слова ограничены в употреблении.
-Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий. Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова?
-Я открою Вам секрет, что эти слова называют профессионализмами. А почему вы догадались?
Цель нашего урока, узнать, что такое профессионализмы, учиться находить их в тексте, выяснять роль в художественном тексте.
3. Чтение параграфа
- Что вы узнали о профессионализмах?
Закрепление.
Давайте поработаем с упражнениями, которые помогут разобраться с профессионализмами.
Итак, сегодня мы должны понять, что такое профессионализмы.
-Что означают общеупотребительные слова «ковш» и «башмак»? А специальные? (работа с толковым словарем учебника).
-Люди, каких профессий используют эти профессионализмы? (экскаваторщик, железнодорожник).
Физминутка.
Игра «Следопыты». Определите профессию работника по его словарю.
Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).
Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).
Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).
Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).
V. Итоги урока.
Итак, сегодня мы изучали новую тему «Профессионализмы.
-Что вы узнали сегодня о профессиональных словах? (Используются в речи людей определенных профессий).
-К какой лексике они относятся? (К необщеупотребительной).
VI. Домашнее задание.