МБОУ НОШ № 16 города Ейска МО Ейский район
Кармазова Любовь Витальевна
Тема: «Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели: • учить писать сочинение по картине, используя материал уроков ИЗО, окружающего мира, литературного чтения, опорные слова и словосочетания;
• развивать устную и письменную речь, умение передавать свои впечатления от картины путём составления распространённых предложений, орфографическую зоркость;
• развивать умение наблюдать за изменениями в природе во время весеннего пробуждения;
• воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства, интерес к живописи, любовь к родной природе.
Тип урока: развития речи
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, фрагмент муз. произведения Вивальди «Весна», голоса грачей, индивидуальный раздаточный материал, презентация, наглядный материал с опорными словами, памятка работы над сочинением.
Ход урока:
I. Организационный момент. (посадка, внимание)
Слайд 1.
- Сегодня на уроке русского языка у нас урок развития речи – сочинение по картине.
II. Актуализация прошлых знаний.
1. Прослушивание муз. произведения.
- Послушайте музыкальный отрывок из цикла «Времена года. Весна» Вивальди.
2. Беседа:
- Какие звуки весны услышали?
- Какое настроение создало музыкальное произведение?
Слайды 2-3 (весенние пейзажи).
- Какой период весны изображён на иллюстрациях?
- Нравится ли вам весна? Чем?
- Какие чудеса происходят в природе весной?
- Какое чудо можно назвать самым главным? (пробуждение природы)
3. Чтение стихотворения учеником.
- А вот какую весну увидела поэтесса Р. Ермизина.
Ещё морозец поутру.
Ещё не слышен звон капели,
Но мы поверили в весну –
Грачи сегодня прилетели.
- Почему поэтесса поверила в весну?
4. Народные приметы.
- По народным приметам март получил много названий. Объясните их.
Март – зимобор.
Март – протальник.
Март – капельник.
Март – грачовник.
- Как в народе называют грачей? Почему? (вестники весны)
- именно с прилётом птиц на Руси связывали приход весны. Возвращающиеся из дальних странствий птицы приносили на своих уставших крыльях весну, наполняли надеждой и верой в лучшее будущее.
5. Рассказ ученика о грачах.
Слайд – 5. (картинки грачей)
Грач – крупная птица отряда воробьиных. Его размеры могут достигать 50 см. это кочующая птица. Грачи не зимуют в той местности, где гнездятся, а улетают в тёплые страны на зимовку. Кочующая птица поздно осенью, когда наступают морозы и выпадает снег, отлетают на юг на сотни и даже тысячи километров в поисках пищи. Весной они возвращаются в родные места раньше других птиц. Недаром в народе говорят: «Увидел грача – весну встречай».
У грача чёрное с синим отливом оперение. Большие крылья означают, что птицы – хорошие летуны. У них сильные ноги, которыми они раскапывают почву, так как питаются семенами, червяками и насекомыми.
На весенних полях, где идёт вспашка земли и сев семян, можно увидеть важно расхаживающих грачей. Они могут повреждать посевы кукурузы, свёклы, но могут быть полезны, поедая насекомых и даже грызунов.
Держатся грачи большими стаями, селятся на опушках леса, в рощах, парках и даже иногда в больших городах.
- Что нового о грачах узнали из рассказа?
- Как вы думаете, почему мы сегодня говорили о ранней весне, о грачах?
- Весна вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников.
III. Формирование новых понятий.
1. Знакомство с художником.
Слайд 6.
Алексей Кондратьевич Саврасов жил в 19 веке, является одним из крупнейших русских пейзажистов. Он стал родоначальником лирического (задушевного) пейзажа. В своих картинах Саврасов сумел передать красоту городской и сельской местности.
- Что означает слово пейзажист? Родоначальник лирического пейзажа?
- Можно ли эти предложения взять для написания сочинения?
2. Знакомство с картиной.
- Закройте глаза и прислушайтесь к звукам.
- Что вы слышали? Голоса каких птиц?
3. История создания картины.
Саврасову хотелось работать, писать новые этюды, новые картины. После некоторых размышлений он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севере Костромской губернии. Он быстро собрался, отобрал масляные краски, приготовил этюдник и отправился в санях по почтовому тракту. Наезженная дорога темнела среди покрытых снегом полей. Снежный покров был сероват, дорога, вся в рыхлом, грязноватом снегу. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом! Пахло тающим снегом, землёй.
Извозчик, тощий мужичок, поинтересовался:
- Что, барин, по служебной надобности едешь? Или в гости, проведать кого?
- Я художник, - ответил Алексей Кондратьевич, - еду писать картины…
- А что на них будет, на этих картинах – то?
- Да вот весну хочу показать: как снег тает, как птицы гнёзда вьют…
- А для чего, барин? Это нам и так известно. Привыкли… Хоть и весна, ну и что ж… Обычное дело. За весной – лето… Ты лучше бы что-нибудь похлеще, позаковыристей нарисовал, чтобы удивление взяло… Что-нибудь такое необыкновенное… Вот тогда другой разговор…
Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Глухомань порядочная. Село как село, сколько таких в России! Потемневшие от времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают длинные сосульки. Деревья с мокрыми стволами. Кажется, всё отсырело: деревья, брёвна изб, заборы. Слышно, как где-то кричат птицы, должно быть грачи. Им пора прилетать. Уже прошёл день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются.
Да, вот их сколько на берёзах, возле церкви, на краю села. Они сидят, слегка покачиваясь, на тонких ветках, устроились в чёрных крупных гнёздах, летают над землёй и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу. Село здесь кончилось, и уходили вдаль ровные серые поля с тёмными прогалинами обнажившейся земли.
Церковь Воскресения была построена в конце XVIII века. Колокольня, белый храм с пятью небольшими куполами.
Саврасов пришёл сюда, на окраину села Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришёл и остался надолго. То ощущение весны, которым он жил все эти дни, проявилось с большей силой. Он увидел здесь то, ради чего проехал столько вёрст.
- Что хотел написать Саврасов?
- Что удивило извозчика?
- Нашёл ли художник то, ради чего проехал столько вёрст?
Когда пейзаж впервые выставился на первой выставке в 1871 г., его оценили очень высоко.
И.Н.Крамской, строгий, взыскательный в своих оценках, писал: «У других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».
- Можно ли использовать фрагменты из биографии художника и истории создания картины в сочинении?
4. Подготовительная работа по написанию сочинения с использованием памятки.
1) - В написании сочинения поможет памятка.
1. Определи, о чем ты будешь писать (тему).
2. Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать (главную мысль).
3. Наметь, какие части будут в сочинении (план текста).
4. Определи, о чем нужно сказать подробнее.
5. Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.
6. Напиши первый вариант текста.
7. Проверь сочинение. Исправь ошибки и недочеты (отредактируй).
8. Перепиши текст.
- Прочитайте 1 и 2 пункты.
- Какое сочинение будем писать?
- Определим главную мысль сочинения.
2) Анализ картины.
а) Общая беседа по картине.
- Какое время года изобразил художник?
- Почему так решили?
Опишите, что видите на картине: - на переднем плане,
- в центре полотна,
- на заднем плане?
- Можно ли это пейзаж назвать ярким? «заковыристым?»
- Какие краски использует художник?
- Почему преобладают бело-серые, голубые, землистые тона?
- Почему, несмотря на холодные тона, картина светлая, как бы наполнена воздухом?
- Какая часть селения изображена7
- Что возвышается среди низких серых строений?
- Почему автор нечётко вырисовывает средний и задний план? (главное – грачи)
б) Детальное описание картины.
Грачи.
- Вспомните голоса грачей перед просмотром картины.
- Как ведут себя грачи? Почему?
- К чему они сразу приступили?
- Где видим грачей?
Природа, строения.
- Какими видите берёзы, кустарники?
- Подберите прилагательные и опишите небо, солнце.
- Каким увидели снег у берёз и вдали на полях?
- Опишите строения, поля на окраине.
- Какое впечатление на вас произвела картина?
- Какова главная мысль сочинения?
- Картина проникнута настроением ожидания, пробуждения. Радостно, светло и немного грустно.
3) Составление плана.
- Вновь обратимся к памятке.
- Прочитайте 3 и 4 пункты.
- Сколько частей может быть в сочинении?
- Как можно начать сочинение?
- Что нужно описать подробно, чтобы передать мысли и чувства художника?
- Какова главная мысль картины?
- Что должны описать, чтобы показать пробуждение природы, наступление весны с прилётом грачей?
- Что можно написать в заключении?
- Составьте устный план своего сочинения.
План.
1. О художнике и картине.
2. Пробуждение природы.
3. Какое настроение передаёт картина.
4. Моё отношение к картине.
4) Составление предложений и словосочетаний с использованием карточки-помощницы.
- Прочитайте 5 пункт памятки.
- Мы подбирали слова, описывая картину.
- Ещё вам поможет карточка с опорными словами.
- Попробуем составить предложения в порядке пунктов плана.
5) Орфографическая подготовка.
- На какие правила могут встретиться орфограммы?
- Как их будете применять на примере слов, которые будете употреблять в сочинении?
5. Самостоятельное написание сочинения.
- Наступило время творчества. Дайте свободу своему воображению. В добрый путь!
6. Краткий анализ нескольких работ.
Работ в парах. Взаимоанализ.
- Прочитайте сочинение соседа по парте. Выскажите своё мнение по плану.
Ясно ли и последовательно передана мысль?
Нет ли повторов одинаковых слов?
Все ли слова употреблены удачно?
Проверить орфограммы.
- Каждый из вас вправе принять или не принять советы соседа.
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Как развивали свою речь на уроке?
- Что было легко выполнить на уроке?
- В чём затруднялись?
- Как вы думаете, почему?
- Какая ещё необходима вам помощь при написании сочинения по картине?
V. Домашнее задание: составить устный рассказ о приходе весны в наш город, нарисовать картину «Весна в моём городе».