Урок русского языка в 7 классе
Тема. Союз как часть речи. Разряды союзов
Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.
Задачи:
1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении и тексте, различать функции сочинительных и подчинительных союзов;
2. Развивать читательские умения;
3. Воспитывать понимание подлинных жизненных ценностей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приёмы: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский
Оборудование: тетради на печатной основе, презентация.
Союз есть не что иное суть,
как средства, которыми идеи соединяются.
М. Ломоносов
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, мои соратники, сотоварищи, единомышленники. Не удивляйтесь, что я так к вам обращаюсь: мы с вами объединены общим делом – получением знаний. И тема у нас сегодня подходящая. Но вот что-то потерялось, в эпиграфе слова не хватает. Угадайте, о чём идёт речь:
Слово (СОЮЗ не называется) пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО), которая обозначает «соединение, сближение, связь», например: содружество, согласие, сотворчество. Корень звучит в словах: узел, вязать, узы.
- Да, действительно речь сегодня пойдёт о союзе.
Определяется тема урока
Дата, тема записываются в тетрадях на печатной основе; вставляется недостающее слово «союз» в эпиграф.
Совместное целеполагание
Повторение изученного. Лингвистическая разминка:
(В) течени… семейного ужина, благодаря поддержк… мамы, (в)следстви… (не)большой ссоры, достать из(под) ёлки, (не)смотря на разные взгляды, поговорить на(счёт) подарка, вернуться (по)истечен… срока, остановиться (в)виду пристани, фигура (в)виде шара, надеть (в)место шляпы, отменить (в)силу обстоятельств, поступать согласно распоряжени…
Проверка выполненной работы
Изучение нового материала
Немного истории (сообщение заранее подготовленного учащегося)
Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Работа с информационном текстом (групповая работа)
Текст 1
На предыдущих уроках русского языка изучался предлог как служебная часть речи. Основные знания по теме можно сформулировать следующим образом: 1) предлог служит для связи слов в словосочетании и выражения различных отношений между словами (пространственных, временных, целевых, причинных, условных, объектных и др.); 2) предлоги делятся на простые, составные и сложные; 3) предлоги бывают производными и непроизводными; 4) предлоги не являются самостоятельными членами предложения, но подчёркиваются вместе со словами, к которым относятся. Союз — это тоже служебная часть речи. Она служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения. Союзы не изменяются, не являются членами предложения. Они делятся на производные (что, когда) и непроизводные (и, да, но). По строению союзы делятся на: 1) простые: а, ибо; 2) составные: так как, в то время как. По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на сочинительные (и, или, но, то) и подчинительные (потому что, чтобы, который). Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения, равноправные части сложного предложения, предложения в тексте. Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов.
Задание 1группе: составить кластер
Задание 2группе: сопоставить союз и предлог
Задание 3группе: составить предложения
Индивидуальное задание: сопоставить материал о предлоге, изучаемый на русском языке, с материалом, изученным на уроках белорусского языка.
Проверка выполненной работы (по слайдам презентации)
Работа с учебником
– Давайте сопоставим полученные результаты с материалами учебника ( чтение определения на стр.249).
–Всё ли мы смогли найти в тексте? Где материал представлен более полно?
Закрепление нового материала
Работа с текстом:
Текст 2
1) Однажды профессор философии, когда началось занятие, взял пустую банку, заполнил её камнями и спросил: «Банка полная?» – 2)«Да!» - согласились студенты. 3)Тогда профессор достал коробку с мелкой галькой и высыпал её в эту же банку. 4)Галька заполнила щели между камнями. 5)«Банка полная?» - опять спросил профессор. 6)Студенты рассмеялисьс и согласились, что теперь банка совершенно полная. 7)Тогда профессор достал коробку с песком и высыпал её содержимое в ту же банку. 8) В течение короткого времени песок заполнил всё оставшееся пространство между камнями и галькой. 9)«Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. 10)Камни – самые важные вещи: ваша семья, ваше здоровье, ваши друзья. 11)Даже если всёф остальное потеряно, ваша жизнь ещё была бы полна. 12)Галька – другие вещи, которые тоже важны в вашей жизни: ваш дом, работа, автомобиль. 13)Песок же – всё остальное, просто мелочи жизни. 14)Если вы сначала наполните банку песком, то не будет места для гальки и камней. 15)Если вы будете тратить всё своё время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются поистине важными». 16)Следует заботиться сначалам о камнях – это то, что действительно имеет значение. 17)Всё остальное – только песок.
Стиль текста (публицистический)
Какие типы речи встречаются в тексте? (повествование и рассуждение)
Основная мысль (Если вы будете тратить всё своё время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются поистине важными)
Найдите в тесте союзы и выделите их. Укажите номера предложений, в которых: а) союзы соединяют однородные члены предложения (1, 3, 6, 7, 8, 14, 15); б) союзы соединяют части сложного предложения (1, 6, 9, 11, 12, 14, 15, 16); в) союзы соединяют предложения в тексте (13).
Укажите номера предложений, соответствующие схемам:
а) А: «П?»_________________________1
б) «П?» - а. ________________________5
в) «П, - а, - п...». ___________________9
Найдите в 8-ом предложении слово с орфографической ошибкой, исправьте.
В течение
Выполните разборы
Проверка выполнения
VI. Подведение итогов
Вернёмся к поставленным задачам. Что нам удалось сделать?
Рефлексия
Закончите предложения
Сегодня на уроке я узнал(а)__________________________________________
Мне понравилось___________________________________________________
____________________________________________________________________
Для меня было трудным _____________________________________________ __________________________________________________________________
На уроке мне понравилась работа моих товарищей _____________________ __________________________________________________________________
Свою работу я оцениваю на _________________________________________
Отметки за урок:
Самые активные работники в группах:
Индивидуальное задание:
Фронтальная работа на уроке:
Объяснение орфограмм:
Разборы:
VII. Домашнее задание: §57, упр. 450