СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Союз как часть речи.Простые и составные союзы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Союз как часть речи.Простые и составные союзы".»

Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

7 класс

Учитель: Загорулько Н.Г.

Цели урока:

- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;

- уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в тексте.

Задачи урока:

- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

- воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологии: игровые технологии, дифференцированное обучение, личностно – ориентированный подход

Оборудование: блок-схема, карточки для парной работы, учебник


Ход урока.

I. Организационный момент.


Подготовка учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.


- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Мы с вами сегодня в гостях, и гости присутствуют на нашем уроке. Поприветствуем их.

Я вижу, что к уроку вы уже приготовились – достали все необходимое. Но предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и…улыбнемся.

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Итак, мы начинаем урок.


- Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему урока « Союз как часть речи. Простые и составные союзы».

На доске: Двадцать седьмое января.

Классная работа.

Союз как часть речи. Простые и составные союзы».


II. Повторение.

–Начнем урок с повторения ранее изученного. На прошлых уроках мы с вами изучали предлог.

-Что мы можем сказать о предлоге?

-Какие предлоги мы знаем?

-Как пишутся производные предлоги?

-Для чего нужны предлоги?


III. Словарный диктант.

-На след. строчке записали: Словарный диктант.

В течение года, в течении реки, в продолжение года, в продолжении книги, вследствие болезни, в следствии по делу, несмотря на дождь, не смотря под ноги, иметь в виду, ввиду плохой погоды.

-Поменяйтесь с соседом тетрадями. Взаимопроверка.

Вы проверяете работу соседа, ставите + или -.

Сосчитайте количество +.

Нет ошибок- «5»

1-2 ошибки- «4»

3-4 ошибки- «3»

Более 4 ошибок -«2»

-Оцените работу соседа.

-Поднимите руки, кто получил «5»? «2»? Будем работать еще над этой орфограммой.


IV.Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы начнем знакомство с еще одной служебной частью речи – союзом.

«Союз как часть речи. Простые и составные союзы».

- Наша задача сегодня на уроке:

-познакомимся с понятием союза как о служебной части речи,

- понаблюдаем за его ролью в предложении;

- познакомимся с простыми и составными союзами;

-научимся употреблять союзы в речи;

- будем конструировать предложения, используя союзы.

V.История появления слова СОЮЗ. (сделать себе карточку)

-Итак, название “союз” появилось в XVII веке.

В русском языке их около 250 союзов. Познакомимся с этимологией слова «союз».

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.

VI. Индивидуальное задание. 2 Ученика (с опережающим заданием):

-2 учеников я просила подготовить индивидуальные задания. Найти в словаре Вл. Ив. Даля и Серг. Иван. Ожегова определение слова «союз»?

Сделать им карточки. 1 ученик:

В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.

2 ученик:

В XX веке «Толковый словарь русского языка » Ожегова слово союз объясняет так: « В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения»

- Давайте обобщим. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).

VII. Работа на доске и в тетрадях.

-Запишем предложения. Вызвать ученика.

Январь снег насыпает, а март его сгоняет.

-Попутно объясним орфограммы в предложении.

Январь сне.. н..сыпает, а март его с (з)г..няет.


-Выделите грамматическую основу предложения, чтобы определить роль союза.

–Начертите схему.

-Сделайте вывод, что он соединяет. (А соединяет простые пр-я в составе сложного)


Март да апрель весну встречают.

-Попутно объясним орфограммы в предложении.

Март да апрель в..сну встр..чают.

-Выделите грамматическую основу предложения, чтобы определить роль союза.

–Начертите схему.

-Сделайте вывод, что он соединяет. (Да соединяет однородные члены пр-я)


-Сделаем вывод: попытаемся самостоятельно вывести правило о союзе.

-Для чего служит союз? (связывает простые предложения в составе сложного и однородные члены предложения).


-И подтверждает роль союзов в речи такое стихотворение:


Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

-Проверим наше определение с правилом, данном в учебнике?

VIII. Работа с учебником.

-Откроем учебники Теории на стр. 180 параграф 148 .

-Прочитаем определение союза. (1 ученик).

-Прочитайте определение про себя.

- Что называется союзом? На какие группы он делится?

- Что добавляем к нашим знаниям о союзе?

(Союзы, как и предлоги, могут быть простыми и составными.)

-Прочитаем об этом на стр.180. (Определение простых и составных союзов.)

Посмотрите на схему в своих листах.

По строению союзы бывают:

Простые (состоят из одного слова): а, и, но, когда, если, что...

Составные (состоят из 2-х и более слов): потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, с тех пор как и др.

-Приведите примеры простых союзов? Составных?

IX.Динамическая пауза.

- А чтобы закрепить умения отличать простые союзы от составных выполним распределительный диктант:

-Разделите страницу на две части. Подпишите колонки: простой/составной.

Я перечисляю союзы, а вы записываете их в две колоночки:

Как будто, куда, лишь, оттого что, и, так как, что, а, но, потому что, когда, с тех пор как.

Какие союзы вызвали у вас больше затруднений?

-Давайте сейчас и поработаем с составными союзами.

Откройте учебники на стр.132, найдите упр.352, давайте устно продолжим предложения, используя заключённые в скобки союзы и материалы для справок.

10 . Физпауза. - Молодцы! С заданием справились успешно. Пришло время отдохнуть. Выполним ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ. Встаньте, пожалуйста.

а) закройте глаза, мысленно подумайте о чём-то хорошем;

б) откройте глаза, посмотрите вперёд, влево, затем - вправо;

в) опустите голову, резко посмотрите вниз;

г) поднимите голову, резко посмотрите вверх;

д) делайте вращательные движения глаз;

А сейчас сделайте глубокий вздох. Руки вверх. Стряхнули с плеч всю усталость. Тихонько сели на места.

- Садитесь. Продолжаем работу.


X.Самостоятельная работа.

- А теперь проведем творческую работу. Выполнять вы ее будете самостоятельно. Вам надо будет восстановить в данном тексте союзы.


-Прочитайте текст на листах, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.

1.Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. 2.Мы весело шагали… рассказывали разные истории. 3.Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое. 4. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. 5. По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны. 6.С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. 7.Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. 8.Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.

-Проверяем, что получилось?


Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали И рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, НО настроение всё равно было бодрое. 4.КОГДА мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. 5. По пути нам попадались пышные ели И стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. Лес загадочно шумел, А мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником И поэтом.


-Запишем 4 предложение. Выделим основу. Что связывает союз КОГДА?

(простые предложения в составе сложного)


-Запишем 5 предложение. Выделим основу. Что связывает союз И? (однородные подлежащие)

XI. Игра “Собери пословицу” (работа в парах).

-А теперь проведем игру «Собери пословицу». Объединитесь в пары.

У вас на листах записано задание «Собери пословицы», вам нужно соединить слова в нужном порядке:чтобы, Надо, Родине, служить, смелым, быть, сильным

  1. напишешь, пером, Что, топором, не ,то, вырубишь

  2. без, друзей, Человек, что, дерево, без, корней

  3. узнаешь, когда, Цену, вещи, потеряешь

  4. Чтобы, надо, книгу, много, знать, любить.

  5. Видим не замечаем глазу соринку В чужом, а в своём бревна.

  6. Ответы:

  1. Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.

  2. Что напишешь пером, не вырубишь топором.

  3. Человек без друзей ,что дерево без корней.

  4. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

  5. Чтобы много знать, надо любить книги.

  6. В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.



-Проверяем. Назовите союзы, которые связывают простые предложения в составе сложного?

XII. Тест.

-В заключении урока узнаем, что вы усвоили. Проведем тест. Ответьте на листах.

1. В русском языке есть самостоятельные и ………………………..части речи.

2.Союз-это……………………………………………………………………………

3. Союзы, состоящие из одного слова, называются………………………………

4. Союзы не являются…………………………………………………………………

5. Союзы связывают……………………………………………………………………

XIII. Выводы по уроку. Подведение итогов.

-Подведем итоги урока. Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

(Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи)

- Что называется союзом?
- Какие бывают союзы по составу?
XIII. Домашнее задание.

§. 148-149 1. упр. 354 стр.133

2. упр.355

3. составить текст о домашнем животном «Мой любимец», используя различные союзы

XIV. Рефлексия.

- Что-то из того, о чем говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, а что-то, может быть, удивило вас?

Оцените свою деятельность на уроке закончив предложения:

Теперь я могу…

Я бы хотел…

Было трудно…

Было интересно…

ЛИСТ 1











































































  1. По строению союзы бывают:

Простые (состоят из одного слова): а, и, но, когда, если, что...

Составные (состоят из 2-х и более слов): потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, с тех пор как и др.




2.

Прочитайте текст на листах, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.

1.Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. 2.Мы весело шагали… рассказывали разные истории. 3.Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое. 4. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. 5. По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны. 6.С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. 7.Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. 8.Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.



3. У вас на листах записано задание «Собери пословицы», вам нужно соединить слова в нужном порядке:

  1. чтобы, Надо, Родине, служить, смелым, быть, сильным

2. напишешь, пером, Что, топором, не ,то, вырубишь

3. без, друзей, Человек, что, дерево, без, корней

4. узнаешь, когда, Цену, вещи, потеряешь

5.Чтобы, надо, книгу, много, знать, любить.

6. видим не замечаем глазу соринку В чужом, а в своём бревна.









ЛИСТ2

4. Тест.

-В заключении урока узнаем, что вы усвоили. Проведем тест. Ответьте на листах.

1. В русском языке есть самостоятельные и ………………………..части речи.

2.Союз-это……………………………………………………………………………

3. Союзы, состоящие из одного слова, называются………………………………

4. Союзы не являются…………………………………………………………………

5. Союзы связывают……………………………………………………………………





Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:

Теперь я могу…

Я бы хотел…

Было трудно…

Было интересно…





































V.История появления слова СОЮЗ. (сделать себе карточку)

-Итак, название “союз” появилось в XVII веке.

В русском языке их около 250 союзов. Познакомимся с этимологией слова «союз».

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.

VI. Индивидуальное задание. 2 Ученика (с опережающим заданием):

-2 учеников я просила подготовить индивидуальные задания. Найти в словаре Вл. Ив. Даля и Серг. Иван. Ожегова определение слова «союз»?

1 ученик:

В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.



2 ученик:

В XX веке «Толковый словарь русского языка » Ожегова слово союз объясняет так: « В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения»

- Давайте сравним два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).



















ЛИСТ 1

  1. По строению союзы бывают:

Простые (состоят из одного слова): а, и, но, когда, если, что...

Составные (состоят из 2-х и более слов): потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, с тех пор как и др.




2.

Спишите текст, найдите союзы, обведите их овалом.

Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали и рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, но настроение всё равно было бодрое. Когда мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели и стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. Лес загадочно шумел, а мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником и поэтом.



3. У вас на листах записано задание «Собери пословицы», вам нужно соединить слова в нужном порядке:

  1. чтобы, Надо, Родине, служить, смелым, быть, сильным

2. напишешь, пером, Что, топором, не ,то, вырубишь

3. без, друзей, Человек, что, дерево, без, корней

4. узнаешь, когда, Цену, вещи, потеряешь

5.Чтобы, надо, книгу, много, знать, любить.

6. видим не замечаем глазу соринку В чужом, а в своём бревна.









ЛИСТ2

4. Тест.

-В заключении урока узнаем, что вы усвоили. Проведем тест. Ответьте на листах.

1. В русском языке есть самостоятельные и ………………………..части речи.

2.Союз-это……………………………………………………………………………

3. Союзы, состоящие из одного слова, называются………………………………

4. Союзы не являются…………………………………………………………………

5. Союзы связывают……………………………………………………………………





Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:

Теперь я могу…

Я бы хотел…

Было трудно…

Было интересно…











Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали И рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, НО настроение всё равно было бодрое. КОГДА мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели И стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. Лес загадочно шумел, А мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником И поэтом.























1 ученик:

В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.

2 ученик:

В XX веке «Толковый словарь русского языка » Ожегова слово союз объясняет так: « В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения»





































Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о союзе"



Тема: Понятие о союзе.

Тип урока: Урок усвоения нового материала.

Цели:

  1. Образовательная: повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи; формирование умения определять роль союзов в предложении; закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.

  2. Развивающая: развитие творческой, речевой и мыслительной активности; формирование коммуникативных качеств личности учащихся.

  3. Воспитательная: воспитывать позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Методы и приёмы: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский.

Программное обеспечение: Microsof Power Point, Microsoft Word.

Техническое оборудование: мультимедийный проектор и экран, сканер, принтер.

Тексты: тесты, карточки с текстами для наблюдения исследования, учебник – Лидман-Орлова Г.К. “Практика”, листок контроля и учета знаний. Приложение 1приложение 2.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация.

Повторение сведений о предлоге.

  • Какую служебную часть речи мы уже изучили? (предлог)

  • Что называется предлогом?

  • Как отличить предлог от приставки?

  • Как влияют предлоги на слова, с которыми они употребляются? (Слайд 1)

Задание: Найдите предлог, докажите. (На столах у учащихся карточки с текстами. Работа в парах.)

Текст: По тенистой дорожке сада сын спешит к дому, а отец шел (на)встречу. (На)встречу, назначенную заранее, неприлично опаздывать.

  • Какую еще часть речи, кроме предлога, вы увидели в тексте? (Союз)

  • Докажите что это союз?

III. Объяснение нового материала.

Ребята, как вы думаете, что обозначает слово СОЮЗ? Попробуем создать его образ!

Какие ассоциации вызывают эти рисунки? (Слайд 3)

Вывод: союзы служат для соединения однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. (Слайд 4)

Цель задания: создать таблицу или схему по параграфу учебника, отработать теорию в группах для дальнейшего применения на практике. После представления и защиты своей работы, группы могут посмотреть вариант схемы на слайде 5.

IV. Применение знаний.

Задание № 1. Решение тестов – Приложение 1 (тексты на столах). Самопроверка - (Слайд 6).

Итог работы: самооценка заносится в оценочный лист.

Задание № 2. Спишите предложения, соединяя однородные члены предложения, подходящими по смыслу сочинительными союзами. (Самопроверка, самооценка по ключу).

Текст № 1.

Он смеется ... плачет. Куртка дорожная.... некрасивая.. 
Он красив.... неумен. Он умен ... хитер. Река широкая....неглубокая. Река неглубокая.... широкая, река неглубокая.. .мелкая.

Текст № 2.

Медвежонок-шалун

1. Под тяжестью медвежонка дерево склонялось все ниже и ниже. Крайние ветки стали касаться воды. 
2. Он налегал (изо)всех сил. Дерево незаметно сгибалось.
3. Корешки, державшие дерево, лопнули. Забавник (в)месте с деревом гулко шлепнулся в холодную воду.

Задание: составьте сложные предложения из каждой пары; расставьте знаки препинания.

(Работа в парах, взаимопроверка, отметка в оценочном листе.)

Задание № 3. Творческого характера. Предлагаются задания на выбор для работы в парах – “Я – редактор” (тексты на столах), (оценка учителя)

Задание № 4. Творческого характера. (Слайд 6). (Самооценка, работа в группах, оценка учителя.)

V. Рефлексия.

  • Что нового узнали о союзе?

  • Какие были затруднения при выполнении заданий?

VI. Домашнее задание на выбор.

  • Для тех, кто затрудняется в определении и нахождении союзов - упр. № 333.

  • Творческий уровень - упр. № 334 или составить текст с применением союзов на тему: “О чем думает зимний лес”.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!