СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка " Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное». 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Урок с применением игровых технологий – это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся.

Просмотр содержимого документа
«план-конспект»

9



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок с применением игровых технологий – это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся, она зарекомендовала себя давно. Школьников привлекает творческий характер заданий, возможность проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период изучения определенной темы.

Игра как средство обучения на уроке, при его травильном применении, имеет не только обучающее, но и огромное воспитательное значение для ребенка. Она позволяет в системе и логике обобщить изученный ранее материал, стимулирует познавательную деятельность учащегося, формирует приемы умственной деятельности, вырабатывает нравственно-волевой комплекс: силу воли, чувство ответственности, выдержку, самообладание, организованность, чувство достоинства, умение сосредоточиться, правильное отношение к критике и самокритике, способность увидеть и признать недостатки и достижения (как свои, так и товарищей), желание не успокаиваться на достигнутом и т.д. Игра не только способствует формированию интереса к русскому языку как учебному предмету, но и повышает учебную мотивацию школьников.

На уроке применены следующие виды работы:

  1. Эвристическая беседа - 3мин.

  2. Фронтальный опрос- 3мин.

  3. Выполнение тестовых заданий - 5мин.

  4. Выборочный комментированный диктант - 5 мин.

  5. Физкультминутка.

  6. Интерактивная игра «Четвертый лишний»- 4мин.

  7. Дидактическая игра «Бумеранг» - 3мин.

  8. Практическая работа- 3мин.

  9. Работа с текстом художественного произведения -10мин.

При проведении урока используются возможности мультимедийной установки, что дает возможность увеличить темп урока.

Урок русского языка в 6 классе

Повторение и обобщение

изученного материала по теме «Имя существительное»

Разработала

учитель русского языка и литературы

Ирина Николаевна Куляба


Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Цель урока:

обучающая:

- повторить, обобщить, систематизировать знания, умения и навыки по теме «Имя существительное»;

развивающая:

- развивать память, внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость;

воспитывающая:

- учить видеть и понимать прекрасное, прививать любовь к родному городу, краю.

Основные методы: репродуктивный, частично-поисковый, интерактивный, элементы игровой технологии.

Средства активизации учебной деятельности: проблемные вопросы и задания, дидактические игры, мультимедийная презентация, межпредметные связи (литература, история), лист самооценки.

Оборудование: раздаточный дидактический материал (тестовые задания, карточка-информатор, текст (отрывок из повести А.Грина «Алые паруса»); мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

II. Мотивация учебной деятельности.

Эвристическая беседа:

  • Какая тема объединяет тексты, которые вы сейчас услышите? Слайд 1 Волшебный край! Очей отрада! А горы в синей вышине!

Все живо там: холмы, леса, А южный бор и сосен шёпот

Янтарь и яхонт винограда, Под этот шум и влажный ропот

Долин приютная краса… Стоишь, как в светлом полусне.

(А.С. Пушкин) (И.А. Бунин.)

- Какие слова помогают представить изумительную картину природы нашего любимого Крыма?

- Какие это части речи?

- Имя существительное - важнейшая часть речи. По мнению ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. Ведь ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает. По данным «Частотного словаря русского языка» почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное.

- Определите тему урока.

III. Объявление темы и целей урока. Слайд 2.

Слово учителя.

- На партах лежат листы самооценки, в которых вы будете фиксировать результаты своей практической деятельности, условия оценивания я буду сообщать перед новыми видами работы.

IV. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Блиц-опрос «Закончи предложение»:

  • раздел науки о языке, в котором изучается имя существительное… (морфология);

  • морфология изучает… (части речи);

  • имя существительное — это … (самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?) пример;

  • им. сущ. могут обозначать… (конкретные предметы, абстрактные) примеры;

  • в предложении имя существительное может быть … (любым членом предложения);

  • морфологические признаки имени существительного делятся на … (постоянные и непостоянные);

  • постоянные признаки имени существительного … (одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные) пример;

  • имена существительные могут быть … рода (мужского, женского, среднего и общего) примеры;

  • большинство имен существительных изменяется… (по числам и падежам);

  • имена существительные, не изменяющиеся по падежам и числам, называются… (несклоняемые) пример;

  • у имен существительных могут быть следующие склонения… (первое, второе, третье и разносклоняемые) пример.

2. Проверка домашнего задания. (Индивидуальные творческие работы «Правило в картинке»)

V. Работа по теме урока.

  1. Выполнение тестовых заданий. Слайд 3.

1. Именем существительным мужского рода является слово:

а) пенальти; б) такси; в) какао.

2. Именем существительным среднего рода является слово:

а) шимпанзе; б) метро; в) авеню.

3. Именем существительным общего рода является слово:

а) непоседа; б) время; в) небылица.

4. Несклоняемым является имя существительное:

а) несчастье; б) стремя; в) кафе.

5. К разносклоняемым именам существительным относится группа слов:

а) море, поле, горе;

б) племя, знамя, семя;

в) доля, неволя, марля.

6. К третьему склонению относится имя существительное:

а) луч; б) дочь; в) меч.

Ключ:

  1. а (пенальти);

  2. б (метро);

  3. а (непоседа);

  4. в (кафе);

  5. б (племя, знамя, семя);

  6. б (дочь).

Самопроверка. Обсуждение итогов теста.

- Сформулируйте правило о написании имен существительных третьего склонения.

2. Выборочный комментированный диктант «Место встречи — Севастополь». Задание: выписать словосочетания (имя нарицательное + имя собственное), применяя правила орфографии. Слайд 4

В кинотеатр… победа на улиц.. большая морская шел фильм алые паруса. А на приморском бульвар…, ближе к площад… нахимова, проходил музыкальный конкурс золотая рыбка.

Ключ: В кинотеатре «Победа», на улице Большая Морская, фильм «Алые паруса», на Приморском бульваре, к площади Нахимова, музыкальный конкурс «Золотая рыбка».

- Сформулируйте правило о правописании падежных окончаний имен существительных.

Самопроверка. Результат — в лист самооценки, краткое обсуждение.

Слайды 5 — 7 — Фотографии улиц Севастополя.

3. Физкультминутка.

4. Интерактивная игра «Четвертый лишний». Правописание суффиксов. Слайд 8

Ключ...к Жуч...к Развед...ик

Зайч...к Друж...к Разнос...ик

Дом...к Ореш...к Газет...ик

Сыноч...к Луж...к Паром...ик

Самопроверка. Обсуждение результатов игры.

- Сформулируйте правило о правописании суффиксов имен существительных.

5. Дидактическая игра «Бумеранг» (подбери синоним с НЕ). Слайд 9.

1. Горестное событие (несчастье).

2. Чувство сильной вражды и отвращения (ненависть).

3. Враг (неприятель, недруг ).

4. Плохая погода (непогода, ненастье).

5. Грубый, невоспитанный человек (невежа).

6. Малообразованный человек (невежда).

7. Плен, рабство (неволя).

8. Неудачное стечение обстоятельств (неудача, незадача).

9. Очень подвижный, беспокойный ребенок (непоседа).

Самопроверка. Результат — в лист самооценки.

Краткое обсуждение.

  • Как еще можно написать существительные с не?

6. Практическая работа.

Составьте со словами неприятель, неудача такие предложения, чтобы не с существительным писалось раздельно.

Он мне не приятель, а вечный противник.

Мне сопутствовала не удача, а беда.

7. Работа с текстом художественного произведения. Слайд 10

1. Слово учителя.

- Перед вами отрывок из сказки-феерии А. Грина «Алые паруса». В седьмом классе на уроках литературы вы познакомитесь со страницами жизненного и творческого пути этого замечательного писателя, имя которого тесно связано с Севастополем.

- Прочитайте вслух текст, озаглавьте его, определите основную мысль.

- Какие средства выразительности вы знаете? (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение).

Туман на море еще не рассеялся, в нем гасли очертания огромного корабля. Но вот паруса ожили и превратились в легкие алые формы. Все было белым, кроме плавно раскрытых парусов цвета глубокой радости. Негромкая музыка лилась с белой палубы в огне алого шелка.

Ассоль бежала к пристани, временами алые паруса скрывались от нее за крышей или забором, тогда сердце ее замирало от несчастья.

Толпа на берегу волновалось в удивлении, ненависти и страхе.

Ассоль смотрела на Грея с сияющим лицом. Счастье сидело в ней пушистым котенком, беззаботно играющим солнечными зайчиками.

Карточка-информатор

Олицетворение - наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками.

Метафора - образное использование переносного значения слова на основе сходства в чем - либо двух предметов, или скрытое сравнение.

Сравнение - сопоставление одного предмета или явления с другим.

Эпитет - определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

2. Беседа.

- какие части речи используются для создания метафор и сравнений? (существительные в переносном значении используются для создания метафор и сравнений);

- приведите примеры метафоры и сравнения из текста (цвет глубокой радости, в огне алого шелка, сидело пушистым котенком).

- какой делают речь метафоры и сравнения? (яркой, красивой и эмоциональной).

- что вы скажете о роли существительных в речи?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Устная дидактическая игра «Соколиный глаз» (найти в тексте слово по данному определению):

- имя существительное собственное, одушевленное, несклоняемое, женского рода, единственного числа, именительного падежа. (Ассоль)

- имя существительное нарицательное, неодушевленное, 3 склонение, женского рода, в дательном падеже (к пристани);

- имя существительное нарицательное, в переносном значении, неодушевленное, во множественном числе, в творительном падеже (зайчиками);

  • имя существительное, нарицательное, неодушевленное, 2 склонения, среднего рода, в родительном падеже (от несчастья).

2.Самооценка работы, комментирование оценок учителем.

    1. Информация о домашнем задании.

  1. Стр. 186- 187, рубрика «Проверяем себя», зад. 1-3 (устно), 1. 4 (письменно) (по учебнику Е. А. Быстровой. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Ч. I.)

  2. Творческая работа «Правило в картинке».






















Список использованных источников:

  1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

  2. Макагон Е.В. Дидактика. – Севастополь, 2004.

  3. Маслова О.В. Современный урок русского языка и литературы. – Севастополь, 2007.

  4. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

  6. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.

  7. Шмаков С.А. Ее величество игра. – М., 1992.

  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

1. Именем существительным мужского рода является слово:  а) пенальти; б) такси; в) какао. 2. Именем существительным среднего рода является слово:  а) шимпанзе; б) метро; в) авеню. 3. Именем существительным общего рода является слово:  а) непоседа; б) время; в) небылица . 4. Несклоняемым является имя существительное:  а) несчастье; б) стремя; в) кафе. 5. К разносклоняемым именам существительным относится группа слов:  а) море, поле, горе;  б) племя, знамя, семя;  в) доля, неволя, марля. 6. К третьему склонению относится имя существительное:  а) луч; б) дочь; в) меч Проверь себя 1.а (пенальти); 2.б (метро); 3.а (непоседа); 4.в (кафе); 5.б (племя, знамя, семя); 6.б (дочь).

1. Именем существительным мужского рода является слово:

а) пенальти; б) такси; в) какао.

2. Именем существительным среднего рода является слово:

а) шимпанзе; б) метро; в) авеню.

3. Именем существительным общего рода является слово:

а) непоседа; б) время; в) небылица .

4. Несклоняемым является имя существительное:

а) несчастье; б) стремя; в) кафе.

5. К разносклоняемым именам существительным относится группа слов:

а) море, поле, горе;

б) племя, знамя, семя;

в) доля, неволя, марля.

6. К третьему склонению относится имя существительное:

а) луч; б) дочь; в) меч

Проверь себя

1.а (пенальти); 2.б (метро); 3.а (непоседа); 4.в (кафе);

5.б (племя, знамя, семя); 6.б (дочь).

Задание: выписать словосочетания  (имя нарицательное + имя собственное), применяя правила орфографии.  В кинотеатр.. победа на улиц.. большая морская шел фильм алые паруса. А на приморском бульвар.., ближе к площад.. нахимова, проходил музыкальный конкурс золотая рыбка. Проверь себя  В кинотеатр е  «Победа» , на улиц е Большая Морская , фильм «Алые паруса», на Приморском бульвар е , к площад и  Нахимова , музыкальный конкурс «Золотая рыбка».

Задание: выписать словосочетания

(имя нарицательное + имя собственное),

применяя правила орфографии.

В кинотеатр.. победа на улиц.. большая морская шел фильм алые паруса. А на приморском бульвар.., ближе к площад.. нахимова, проходил музыкальный конкурс золотая рыбка.

Проверь себя

В кинотеатр е «Победа» , на улиц е Большая Морская , фильм «Алые паруса», на Приморском бульвар е , к площад и Нахимова , музыкальный конкурс «Золотая рыбка».

1. ЖУЧ О К 1. РАЗВЕД Ч ИК 1. КЛЮЧ И К 2. РАЗНОС Ч ИК 2. ЗАЙЧ И К 2. ДРУЖ О К 3. ГАЗЕТ Ч ИК 3. ДОМ И К 3. ОРЕШ Е К 4. ПАРОМ Щ ИК 4. ЛУЖ О К 4. СЫНОЧ Е К

1. ЖУЧ О К

1. РАЗВЕД Ч ИК

1. КЛЮЧ И К

2. РАЗНОС Ч ИК

2. ЗАЙЧ И К

2. ДРУЖ О К

3. ГАЗЕТ Ч ИК

3. ДОМ И К

3. ОРЕШ Е К

4. ПАРОМ Щ ИК

4. ЛУЖ О К

4. СЫНОЧ Е К

1. Несчастье 1. Горестное событие 2. Чувство сильной вражды и  отвращения 2. Ненависть 3. Враг 3. Неприятель, недруг 4. Плохая погода 4. Непогода, ненастье 5. Грубый, невоспитанный человек 5. Невежа 6. Невежда 6. Малообразованный человек 7. Плен, рабство 7. Неволя 8. Неудачное стечение  обстоятельств 8. Неудача, незадача 9. Очень подвижный, беспокойный  ребенок 9. Непоседа

1. Несчастье

1. Горестное событие

2. Чувство сильной вражды и

отвращения

2. Ненависть

3. Враг

3. Неприятель, недруг

4. Плохая погода

4. Непогода, ненастье

5. Грубый, невоспитанный человек

5. Невежа

6. Невежда

6. Малообразованный человек

7. Плен, рабство

7. Неволя

8. Неудачное стечение

обстоятельств

8. Неудача, незадача

9. Очень подвижный, беспокойный

ребенок

9. Непоседа

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Стр. 186- 187, рубрика «Проверяем себя», зад. 1-3 (устно), 1.4 (письменно).
  • Творческая работа «Правило в картинке».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!