СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 4 классе о способах и приемах проверки безударных окончаний имен прилагательных

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных""»

Конспект открытого урока русского языка ( учитель начальных классов Коваленко Ирина Александровна)


Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных » / 4 класс /


Цель урока:


  1. Формировать знания о правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных.

  2. Формировать УУД

  • П.- осознавать способы и приемы проверки безударных окончаний имен прилагательных; формировать умение проверять полнозвучные сочетания -оло-, -оро- неполнозвучными –ла, -ра. Познакомить с понятием «эпитет».

  • Р.- делать выводы, извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • К.- организовывать учебное взаимодействие в группе.

  1. Формировать патриотическое отношение к Родине, ценностное отношение к ней


Оборудование: учебник «Русский язык» авт. Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е., таблица падежных окончаний имен прилагательных, карточки с заданиями



I.Организационный момент.

(На доске солнышко с лучами. На каждом луче написаны слова: трудолюбие, дружба, лень, аккуратность, злость, вежливость, зависть)


II.Чистописание.

- В качестве задания по чистописанию я хочу предложить вам пословицу. Она записана на доске в деформированном виде. Попробуйте ее прочитать.


Ленивый, не, ученик, почете, в, велик.


-Как вы понимаете эту пословицу?

-Я предлагаю убрать лучик «лень». И не только его, но и другие лучи, которые мешают нам стать не только хорошими учениками, но и достойными людьми. Посмотрите, как засияло наше солнышко.

-Запишите получившуюся пословицу, стараясь правильно и красиво изображать на письме буквы и их соединения.

III. Подготовка к основному этапу.

Словарная работа.

Слова для словаря я попрошу вас написать в столбик, как на доске:

З . л . то – злато

Г . р . д – град

В . р . та – врата

(слова после дефиса закрыты)

-На какое правило все эти слова?

-Сегодня мы добавим к этим словам еще одно на это же правило. Откройте учебник на стр. 70 допишите в словарь слово смородина.

(Открывается правая часть словарных слов).

-Сравните слова в каждой паре и найдите закономерность.

-Да, правильно. Теперь вы владеете еще одним способом проверки сочетаний –оро-, -оло-. Эти заимствованные старославянские неполногласные слова соответствуют современным полногласным словам золото, ворота, город.

-Догадайтесь, почему слово смородина встало в один ряд с этими словами?

-Если не можете догадаться, подсказка есть в учебнике (*). Куда нам надо обратиться, чтобы прийти к истокам слова смородина? Правильно, к этимологическому словарю. Откройте стр.132.

-Прочитайте, откуда произошло слово смородина?

-Так почему же мы поставили его в данный ряд? (Ему соответствует неполногласное слово смрад). Раньше это слово обозначало понятие «сильный запах»

-Запишите эти слова через дефис.

IV.Основной этап.

Теперь мы непосредственно подходим к теме сегодняшнего урока. Она написана на доске. Запишите ее к себе в тетрадь.

1) -Подберите прилагательные к слову смородина.

-Запишите любые 3 прилагательных в тетрадь по образцу в упр. 179 и выделите окончания.

-Какие окончания выделили? Обоснуйте ответ.


2) -Придумайте такое предложение, чтобы слово смородина было подлежащим.

-Прочитайте предложение на доске.

Дети любят варенье из смородины.

-Каким членом предложения являются слова из смородины?

-Распространите предложение по схеме: (Какие?) Дети любят (какое?) варенье из (какой?) смородины.

-Какие части речи добавили? Какие предложения у вас получились?

-Запишите предложение: Маленькие дети любят вкусное варенье из красной смородины, выделяя окончания прилагательных. Обоснуйте выбор

-Укажите грамматические признаки прилагательного в словосочетании из красной смородины по опорной схеме


Прил. сущ.

р.ч.п.

3) Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании безударных падежных окончаний прилагательных женского рода единственного числа

-На стр.70 находим упр.182 и читаем задание к нему. Выполняем устно. (На берегу (чего?) Волги, родительный падеж, окончание –и, Волги (какой?) величавой, тоже род.п., окончание –ой.)

-В форме какого падежа употреблены все прилагательные? Какие окончания у прилагательных в род.п.? (запись в таблицу на доске)

-Запишите по три словосочетания с окончаниями –ой,-ей.


Взаимопроверка.


4) На доске слова: величественная, веселая, торжественная, грустная, тихая, спокойная, патриотичная, жизнерадостная, задорная.

-Я хочу предложить вам прослушать 3 музыкальных фрагмента и попытаться с помощью данных прилагательных охарактеризовать мелодию каждого из этих фрагментов (сначала слушают все фрагменты, потом по одному, подбирая прилагательные)

- Какие же части речи помогли описать музыку?

-Да, прилагательные украшают нашу речь, являясь меткими, яркими, образными словами. Такие слова в литературе называются эпитетами.

-Посмотрите, ребята, вы сейчас описали мелодию словами. А бывает наоборот, речь звучит как музыка. Лингвисты (ученые, занимающиеся изучением языка) назвали это явление «мелодика речи». Мы познакомимся поближе с этим понятием на уроках литературного чтения.

5) - А сейчас я хочу, чтобы вы услышали, почувствовали музыку речи в стихотворении замечательного поэта Ф.И.Тютчева.(учитель читает)

-Красивое стихотворение, правда? Давайте запишем этот отрывок в тетрадь. Найдите упр. 183 и выполните первое задание после упражнения. Вам понадобится умение проверять окончания прилагательных. Как вы будете это делать?

-Укажите падеж прилагательных снежной, чудной ( запись в таблицу)

-Выделите окончания этих прилагательных. Обоснуйте свой выбор (запись в таблицу)

6) -А теперь я предлагаю провести небольшое соревнование.

1 варианту среднего ряда нужно подобрать прилагательные к слову…(открывается картинка) сосна, 2 варианту –к слову…береза и записать их по цепочке в предложном падеже. В помощь вам предлагаю предлоги, употребляемые в предложном падеже (вывешивается карточка).

-1 и 3 ряды работают с эстафетной карточкой, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Начали!

Проверка: карточки проверяют знатоки конкурирующих рядов,

доска – фронтальная проверка.

-Какие же окончания у прилагательных, стоящих в предложном падеже? (запись в таблицу)

V. Итог урока.

-Вспомните все этапы урока и скажите, с прилагательными какого рода и в каком числе мы работали сегодня? (запись в таблицу сверху)

-Опираясь на таблицу, сделайте вывод из материала нашего урока.

-Кто может составить схему проверки безударных окончаний прилагательных?

-Какой этап урока был наиболее интересным?


Примечание: физкультминутки проводятся на уроке в соответствии с СанПиН по мере снижения активности и работоспособности детей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!