Конспект открытого урока русского языка ( учитель начальных классов Коваленко Ирина Александровна)
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных » / 4 класс /
Цель урока:
Формировать знания о правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Формировать УУД
П.- осознавать способы и приемы проверки безударных окончаний имен прилагательных; формировать умение проверять полнозвучные сочетания -оло-, -оро- неполнозвучными –ла, -ра. Познакомить с понятием «эпитет».
Р.- делать выводы, извлекать информацию, представленную в разных формах;
К.- организовывать учебное взаимодействие в группе.
Формировать патриотическое отношение к Родине, ценностное отношение к ней
Оборудование: учебник «Русский язык» авт. Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е., таблица падежных окончаний имен прилагательных, карточки с заданиями
I.Организационный момент.
(На доске солнышко с лучами. На каждом луче написаны слова: трудолюбие, дружба, лень, аккуратность, злость, вежливость, зависть)
II.Чистописание.
- В качестве задания по чистописанию я хочу предложить вам пословицу. Она записана на доске в деформированном виде. Попробуйте ее прочитать.
Ленивый, не, ученик, почете, в, велик.
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Я предлагаю убрать лучик «лень». И не только его, но и другие лучи, которые мешают нам стать не только хорошими учениками, но и достойными людьми. Посмотрите, как засияло наше солнышко.
-Запишите получившуюся пословицу, стараясь правильно и красиво изображать на письме буквы и их соединения.
III. Подготовка к основному этапу.
Словарная работа.
Слова для словаря я попрошу вас написать в столбик, как на доске:
З . л . то – злато
Г . р . д – град
В . р . та – врата
(слова после дефиса закрыты)
-На какое правило все эти слова?
-Сегодня мы добавим к этим словам еще одно на это же правило. Откройте учебник на стр. 70 допишите в словарь слово смородина.
(Открывается правая часть словарных слов).
-Сравните слова в каждой паре и найдите закономерность.
-Да, правильно. Теперь вы владеете еще одним способом проверки сочетаний –оро-, -оло-. Эти заимствованные старославянские неполногласные слова соответствуют современным полногласным словам золото, ворота, город.
-Догадайтесь, почему слово смородина встало в один ряд с этими словами?
-Если не можете догадаться, подсказка есть в учебнике (*). Куда нам надо обратиться, чтобы прийти к истокам слова смородина? Правильно, к этимологическому словарю. Откройте стр.132.
-Прочитайте, откуда произошло слово смородина?
-Так почему же мы поставили его в данный ряд? (Ему соответствует неполногласное слово смрад). Раньше это слово обозначало понятие «сильный запах»
-Запишите эти слова через дефис.
IV.Основной этап.
Теперь мы непосредственно подходим к теме сегодняшнего урока. Она написана на доске. Запишите ее к себе в тетрадь.
1) -Подберите прилагательные к слову смородина.
-Запишите любые 3 прилагательных в тетрадь по образцу в упр. 179 и выделите окончания.
-Какие окончания выделили? Обоснуйте ответ.
2) -Придумайте такое предложение, чтобы слово смородина было подлежащим.
-Прочитайте предложение на доске.
Дети любят варенье из смородины.
-Каким членом предложения являются слова из смородины?
-Распространите предложение по схеме: (Какие?) Дети любят (какое?) варенье из (какой?) смородины.
-Какие части речи добавили? Какие предложения у вас получились?
-Запишите предложение: Маленькие дети любят вкусное варенье из красной смородины, выделяя окончания прилагательных. Обоснуйте выбор
-Укажите грамматические признаки прилагательного в словосочетании из красной смородины по опорной схеме
Прил. сущ.
р.ч.п.
3) Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании безударных падежных окончаний прилагательных женского рода единственного числа
-На стр.70 находим упр.182 и читаем задание к нему. Выполняем устно. (На берегу (чего?) Волги, родительный падеж, окончание –и, Волги (какой?) величавой, тоже род.п., окончание –ой.)
-В форме какого падежа употреблены все прилагательные? Какие окончания у прилагательных в род.п.? (запись в таблицу на доске)
-Запишите по три словосочетания с окончаниями –ой,-ей.
Взаимопроверка.
4) На доске слова: величественная, веселая, торжественная, грустная, тихая, спокойная, патриотичная, жизнерадостная, задорная.
-Я хочу предложить вам прослушать 3 музыкальных фрагмента и попытаться с помощью данных прилагательных охарактеризовать мелодию каждого из этих фрагментов (сначала слушают все фрагменты, потом по одному, подбирая прилагательные)
- Какие же части речи помогли описать музыку?
-Да, прилагательные украшают нашу речь, являясь меткими, яркими, образными словами. Такие слова в литературе называются эпитетами.
-Посмотрите, ребята, вы сейчас описали мелодию словами. А бывает наоборот, речь звучит как музыка. Лингвисты (ученые, занимающиеся изучением языка) назвали это явление «мелодика речи». Мы познакомимся поближе с этим понятием на уроках литературного чтения.
5) - А сейчас я хочу, чтобы вы услышали, почувствовали музыку речи в стихотворении замечательного поэта Ф.И.Тютчева.(учитель читает)
-Красивое стихотворение, правда? Давайте запишем этот отрывок в тетрадь. Найдите упр. 183 и выполните первое задание после упражнения. Вам понадобится умение проверять окончания прилагательных. Как вы будете это делать?
-Укажите падеж прилагательных снежной, чудной ( запись в таблицу)
-Выделите окончания этих прилагательных. Обоснуйте свой выбор (запись в таблицу)
6) -А теперь я предлагаю провести небольшое соревнование.
1 варианту среднего ряда нужно подобрать прилагательные к слову…(открывается картинка) сосна, 2 варианту –к слову…береза и записать их по цепочке в предложном падеже. В помощь вам предлагаю предлоги, употребляемые в предложном падеже (вывешивается карточка).
-1 и 3 ряды работают с эстафетной карточкой, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Начали!
Проверка: карточки проверяют знатоки конкурирующих рядов,
доска – фронтальная проверка.
-Какие же окончания у прилагательных, стоящих в предложном падеже? (запись в таблицу)
V. Итог урока.
-Вспомните все этапы урока и скажите, с прилагательными какого рода и в каком числе мы работали сегодня? (запись в таблицу сверху)
-Опираясь на таблицу, сделайте вывод из материала нашего урока.
-Кто может составить схему проверки безударных окончаний прилагательных?
-Какой этап урока был наиболее интересным?
Примечание: физкультминутки проводятся на уроке в соответствии с СанПиН по мере снижения активности и работоспособности детей