Урок русского языка
7 класс
Тема: «Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы и других»
Автор : Гаврилова Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Сосновская СОШ»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
1.Формировать навык написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО; способствовать умению отличать союзы от омонимичных сочетаний слов
2) развивать умение анализировать языковые явления и делать выводы
3) формирование ценностного отношения к слов и его лексическому значению
Ход урока
Организационный этап.
Проверка готовности к уроку.
2. Мотивация к деятельности: От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в н ебе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернется.
Улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
Актуализация знаний: проверка домашнего задания упр.366 и §150
Ребята, перед вами предложения, прочитайте их внимательно.
Мой друг получил сегодня пятерку по русскому языку. Я тоже думаю получить такую же отметку. Для этого я должен выполнить правильно то же задание. Что бы мне сделать? Чтобы его выполнить, надо знать правило. За то время, которое отведено на уроке, я могу не успеть. Поэтому я буду делать медленнее, зато наверняка выполню правильно. Буду выполнять по этому учебнику.
- Найдите одинаково звучащие, но по-разному пищущиеся слова.
- Что вы можете о них сказать? Как мы называем такие слова (Омонимы.)
- Попробуйте определить к каким частям речи они относятся?
- Определите значение союзов.
- Почему мы обратили внимание на эти слова? ( звучат одинаково, а пишутся по-разному, относятся к разным частям речи)
У нас возникли затруднения, как мы их будем решать?
Построение проекта выхода из затруднения и реализации проекта.
Давайте сформулируем тему урока и цели.
«Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы и др.»
Цели : 1. Знать правило написания союзов тоже, также и др.
2. уметь отличать их от самостоятельных омонимичных частей речи.
Обсуждаем пути реализации. Читаем правило.
Составляем таблицу:
Союзы | Омонимичные словосочетания |
Нельзя убрать или переместить часть на другое место. | Можно переместить часть на другое место. |
Нельзя поставить вопрос | Можно поставить вопрос |
Не является членом предложения | Является членом предложения |
Можно заменить тоже=также=и, чтобы=для того чтобы, зато = но | Можно заменить синонимичной самостоятельной частью речи |
Первичное закрепление: упр. 373 устно с проговариванием
Самостоятельная работа с проверкой по эталону:
1). Приют наш мал, (за)то спокоен.
2). Я спросил, что(бы) мне почитать об этом.
3). Всё так(же) ослепительно сверкали снега.
4). Надо верить в возможность счастья, что(бы) быть счастливым.
5). Берись(за) то, что тебе по душе.
6). Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.
7). В радости ведь то(же) нужна помощь.
Эталон:
1). Приют наш мал, зато спокоен.
2). Я спросил, что бы мне почитать об этом.
3). Всё так же ослепительно сверкали снега.
4). Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
5). Берись за то, что тебе по душе.
6). Убранство комнат также не отличалось особым комфортом.
7). В радости ведь тоже нужна помощь.
Включение в систему знаний и повторение.
Выпишите предложения, в которых выделенные слова пишутся раздельно.
1). Что(бы) мне подарить подруге?
2). Не слышно было ничего такого, что(бы) нарушало спокойствие природы.
3). Незнакомец свернул за(то) здание.
4). Моряки то(же) ушли в море.
5). Крики птиц смолкли, за(то) над прудом запел соловей.
6). Не делай то(же), что и все, если все делают плохо.
7). В дружбе доверие нужно так(же), как надежность.
8). Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то(же) время.
9). Журналисты собрались в студии, что(бы) обсудить проблему.
Проверка самостоятельной работы
Что бы мне подарить подруге?
Неслышно было ничего такого, что бы нарушало спокойствие природы.
Незнакомец повернул за то здание.
Не делай то же, что и все, если все делают плохо.
В дружбе доверие нужно так же, как и надёжность.
Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то же врем
Рефлексия.
Продолжите предложения:
Сегодня я узнал(а)
Было трудно…
Я выполнял(а) задание…
Я понял(а), что…
Я научился(ась)…
8.Домашнее задание:
1). Знать отличительные особенности союзов и омонимичных с ними частей речи.
2).Подготовить тест из 5-8 заданий «Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато».
или упр.375