Урок русского языка
Предмет русский язык
Урок общеметодологической направленности
Тема: «Приставки и суффиксы»
Класс 5б
Учитель Селюкова Екатерина Игоревна МБОУ Школа №127 г. Уфы
Цели и задачи урока:
Закрепить имеющиеся знания о составе слова;
Корректировать понятие о приставке и суффиксе, как значимых частях слова;
Формировать умение определять место приставки в слове, место суффикса в слове;
Развивать орфографический навык в связи с темой урока: правописание суффиксов и приставок;
Повторить сведения по фонетике, морфологии и синтаксису;
Воспитывать объективное отношение к одноклассникам (при проверке графического диктанта) и к себе;
Привить любовь к труду.
Оборудование:
Экран, проектор;
Презентация.
Ход урока.
Слово учителя.
Повторение изученного материала.
-Что изучает раздел науки о языке «морфемика»?
-Какие части слова (морфемы) вы знаете?
-Какую морфему мы называем окончанием?
(Окончание слова - изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица).
-Окончанием может быть нулевым. Как обнаружить нулевое окончание?
-Что называется основой слова?
(Основа слова - часть слова без окончания).
-У неизменяемых слов есть окончание? Если мы не выделяем окончание, то основой слова является…(все слово).
-Какую морфему мы называем корнем слова?
(Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов).
- Приведите примеры родственных слов.
Графический диктант с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
Под каждой цифрой напишите букву, которую надо писать в корнях с проверяемой безударной гласной. Д_лина, прим_рять друзей, зап_вать песню, девичья к_са, тр_пинка, тр_вяной, н_зина, пол_скать белье, заб_жать, переел_стать.
/_1_/_2_/_3_/_4_/_5_/_6_/_7_/_8_/_9_/_10_/
о и е о о а и о е и
Определяем тему урока, ставим с учениками задачи.
Тема: «Приставки и суффиксы».
Вы уже знаете, что все морфемы в слове значимые. А вот сумеете ли
Вы обнаружить это значение? Это покажет игра, цель которой - сделать выводы о значениях некоторых приставок.
Итак, представьте себе, что вы сидите перед телевизором.
Представили:
- Если я вам скажу: Что вы сделаете с телевизором. (Включим).
-А если скажу: ? (Переключим).
-А если я скажу:? (Выключим).
-А теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором
расстояние друг от друга . И я скажу:! Что вы сделаете?
-А если я скажу:!
Какие выводы можно сделать с помощью наших примеров?
Например, приставка в- и вы-
Подобрать примеры: вбежать – выбежать, ввести - вывести.
Указывает на направление,
Приставка пере- (переписать , перенести)
Обозначает « переделать что-либо».
Приставка подо- , ото- (подойти, отойти, подбежать, отбежать) тоже указывает на направление (приближение, отдаление).
- Что такое приставка?
Составить устный рассказ по картинкам. Вставить глагол с приставками в нужном лице и числе в настоящем времени, записать глаголы в тетрадь, выделить приставку.
Вова … по комнате. Он собирается в туристский поход. (Ходит).
Вова берет рюкзак и … в школу. (Уходит).
Вова… улицу. (Переходит).
Вова… к школе. (Подходит).
Вова… в школу. (Заходит).
Отряд… из школы и … в поход. (Выходит, уходит).
- Объясните правописание словарного слова «рюкзак», произведите фонетический разбор.
[р’угзак]-6 б., 6 зв.
[р’]- согл., сонор., мягк.,
[у]- гл., безуд.
[г]- согл., зв., тв.
[з]- согл., зв., тв.
[а]- глас., удар.
[к]-согл., гл., тв.
3. А теперь мы поговорим о суффиксах. Мы уже говорили, что
суффиксы, как и приставки, имеют значения.
Но что значат суффиксы?
Что значит суффикс – тель?
Например, учитель, кто он?
А кто такой писатель?
А строитель?
Значит, коротенький суффикс - тель обозначает того, кто делает работу. Это суффикс-труженик.
Подберите и запишите 3 слова с суффиксами - тель, выделите его.
А теперь давайте заглянем на стройку!
Какие суффиксы больше всего трудятся здесь?
Например, тот, кто занимается сваркой (сварщик),
- тот, кто занимается подготовкой бетона для стройки (бетонщик);
- тот, кто занимается кирпичом, камнем (каменщик).
Итак, на стройке суффикс- труженик - щик.
Запишите 3 слова с суффиксом – щик , выделите его
А еще? Подойдет ли нам суффикс в слове шофер?
Еще как! Это тоже труженик! Суффикс – ер приехал к нам из французского языка. Слова с этим тружеником обозначают не только того, кто водит автомобиль , но и тех, кто ставит фильмы, спектакли - режиссер.
Слово с этим суффикса обозначает и того, кто, кто руководит оркестром - дирижер.
Но мы вернемся опять на стройку. Кто еще строит дом? Тот, кто красит
оконные рамы, называется (маляр).
Есть такие рабочие, которые занимаются слесарной работой (слесарь).
-Арь и –яр- старые работники. Один из них футбольные, хоккейные ворота охраняет (вратарь).
Запишите примеры, выделите суффикс.
Сколько еще суффиксов – тружеников существует вокруг нас! Они
Могут и похвалить и поругать!
Например, -юг.
Человек жадный- жадюга.
Человек хитрый- хитрюга.
Примеры в тетрадь, суффиксы выделить.
Есть и более добрые суффиксы : -ат, -ят.
У кошки-
У зайчихи-
У ежихи-
Примеры записать в тетрадь, суффиксы выделить.
А если в лесу вас встретило «-овище», вы испугаетесь?
Например, чудовище
А если сокровище? -обрадуетесь
Примеры в тетрадь, суффиксы выделить.
Ясно одно: если -овищ, то это точно внушительное.
Что такое суффикс?
А теперь диктант «Молчанка» с самопроверкой. Картинки помогут написать диктант.
Вы записываете слова, выделяете суффиксы.
О конную раму красит маляр
Кладет каменную стену каменщик
На подъемном кране работает крановщик
Играет на баяне баянист
На тракторе работает тракторист
На комбайне работает комбайнёр
В машине сидит шофёр
У токарного стакана токарь
У слесарного стола слесарь
Ворота охраняет вратарь
Танком управляет танкист
Границу нашей родины охраняет пограничник
За курицей идут цыплята
Кто рисует картины художник
- Произведите разбор предложения.
Тихо журчит, плещется лесной ручеек.
Земля покрывает землю пушистым ковром.
Покрывает, грамматическое значение: 3 лицо, единственное число.
Сделаем вывод: 1. Все морфемы в слове значимы, имеют значение . 2.Спомощью приставок и суффиксов образуются новые слова.
Рефлексия.
Домашнее задание. §46, упр.544.