СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Приставки и суффиксы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок общеметодологической напрвленности , который поможет закрепить имеющиеся знания о составе слова, корректировать понятие о приставке и суффиксе, формировать умение определять место в слове и значение приставки и суффикса, прививать любовь к труду, воспитывать объективное отношение к одноклассникам.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Приставки и суффиксы"»

Урок русского языка

Предмет русский язык


Урок общеметодологической направленности

Тема: «Приставки и суффиксы»

Класс


Учитель Селюкова Екатерина Игоревна МБОУ Школа №127 г. Уфы


Цели и задачи урока:


  • Закрепить имеющиеся знания о составе слова;

  • Корректировать понятие о приставке и суффиксе, как значимых частях слова;

  • Формировать умение определять место приставки в слове, место суффикса в слове;

  • Развивать орфографический навык в связи с темой урока: правописание суффиксов и приставок;

  • Повторить сведения по фонетике, морфологии и синтаксису;

  • Воспитывать объективное отношение к одноклассникам (при проверке графического диктанта) и к себе;

  • Привить любовь к труду.


Оборудование:

  • Экран, проектор;

  • Презентация.




Ход урока.

Слово учителя.

  1. Повторение изученного материала.

-Что изучает раздел науки о языке «морфемика»?

-Какие части слова (морфемы) вы знаете?

-Какую морфему мы называем окончанием?

(Окончание слова - изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица).

-Окончанием может быть нулевым. Как обнаружить нулевое окончание?

-Что называется основой слова?

(Основа слова - часть слова без окончания).

-У неизменяемых слов есть окончание? Если мы не выделяем окончание, то основой слова является…(все слово).

-Какую морфему мы называем корнем слова?

(Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов).

- Приведите примеры родственных слов.

Графический диктант с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Под каждой цифрой напишите букву, которую надо писать в корнях с проверяемой безударной гласной. Д_лина, прим_рять друзей, зап_вать песню, девичья к_са, тр_пинка, тр_вяной, н_зина, пол_скать белье, заб_жать, переел_стать.


/_1_/_2_/_3_/_4_/_5_/_6_/_7_/_8_/_9_/_10_/

о и е о о а и о е и


  1. Определяем тему урока, ставим с учениками задачи.

Тема: «Приставки и суффиксы».

Вы уже знаете, что все морфемы в слове значимые. А вот сумеете ли

Вы обнаружить это значение? Это покажет игра, цель которой - сделать выводы о значениях некоторых приставок.

Итак, представьте себе, что вы сидите перед телевизором.

Представили:

- Если я вам скажу: Что вы сделаете с телевизором. (Включим).

-А если скажу: ? (Переключим).

-А если я скажу:? (Выключим).

-А теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором

расстояние друг от друга . И я скажу:! Что вы сделаете?

-А если я скажу:!

Какие выводы можно сделать с помощью наших примеров?

Например, приставка в- и вы-

Подобрать примеры: вбежать – выбежать, ввести - вывести.

Указывает на направление,

Приставка пере- (переписать , перенести)

Обозначает « переделать что-либо».

Приставка подо- , ото- (подойти, отойти, подбежать, отбежать) тоже указывает на направление (приближение, отдаление).

- Что такое приставка?

Составить устный рассказ по картинкам. Вставить глагол с приставками в нужном лице и числе в настоящем времени, записать глаголы в тетрадь, выделить приставку.

  1. Вова … по комнате. Он собирается в туристский поход. (Ходит).

  2. Вова берет рюкзак и … в школу. (Уходит).

  3. Вова… улицу. (Переходит).

  4. Вова… к школе. (Подходит).

  5. Вова… в школу. (Заходит).

  6. Отряд… из школы и … в поход. (Выходит, уходит).

- Объясните правописание словарного слова «рюкзак», произведите фонетический разбор.

[р’угзак]-6 б., 6 зв.

[р’]- согл., сонор., мягк.,

[у]- гл., безуд.

[г]- согл., зв., тв.

[з]- согл., зв., тв.

[а]- глас., удар.

[к]-согл., гл., тв.

3. А теперь мы поговорим о суффиксах. Мы уже говорили, что

суффиксы, как и приставки, имеют значения.

Но что значат суффиксы?

Что значит суффикс – тель?

Например, учитель, кто он?

А кто такой писатель?

А строитель?

Значит, коротенький суффикс - тель обозначает того, кто делает работу. Это суффикс-труженик.

Подберите и запишите 3 слова с суффиксами - тель, выделите его.

А теперь давайте заглянем на стройку!

Какие суффиксы больше всего трудятся здесь?

Например, тот, кто занимается сваркой (сварщик),

- тот, кто занимается подготовкой бетона для стройки (бетонщик);

- тот, кто занимается кирпичом, камнем (каменщик).

Итак, на стройке суффикс- труженик - щик.

Запишите 3 слова с суффиксом – щик , выделите его

А еще? Подойдет ли нам суффикс в слове шофер?

Еще как! Это тоже труженик! Суффикс – ер приехал к нам из французского языка. Слова с этим тружеником обозначают не только того, кто водит автомобиль , но и тех, кто ставит фильмы, спектакли - режиссер.

Слово с этим суффикса обозначает и того, кто, кто руководит оркестром - дирижер.

Но мы вернемся опять на стройку. Кто еще строит дом? Тот, кто красит

оконные рамы, называется (маляр).

Есть такие рабочие, которые занимаются слесарной работой (слесарь).

-Арь и –яр- старые работники. Один из них футбольные, хоккейные ворота охраняет (вратарь).

Запишите примеры, выделите суффикс.



Сколько еще суффиксов – тружеников существует вокруг нас! Они

Могут и похвалить и поругать!

Например, -юг.

Человек жадный- жадюга.

Человек хитрый- хитрюга.


Примеры в тетрадь, суффиксы выделить.

Есть и более добрые суффиксы : -ат, -ят.

У кошки-

У зайчихи-

У ежихи-

Примеры записать в тетрадь, суффиксы выделить.

А если в лесу вас встретило «-овище», вы испугаетесь?

Например, чудовище

А если сокровище? -обрадуетесь

Примеры в тетрадь, суффиксы выделить.

Ясно одно: если -овищ, то это точно внушительное.

Что такое суффикс?


  1. А теперь диктант «Молчанка» с самопроверкой. Картинки помогут написать диктант.

Вы записываете слова, выделяете суффиксы.

  • О конную раму красит маляр

  • Кладет каменную стену каменщик

  • На подъемном кране работает крановщик

  • Играет на баяне баянист

  • На тракторе работает тракторист

  • На комбайне работает комбайнёр

  • В машине сидит шофёр

  • У токарного стакана токарь

  • У слесарного стола слесарь

  • Ворота охраняет вратарь

  • Танком управляет танкист

  • Границу нашей родины охраняет пограничник

  • За курицей идут цыплята

  • Кто рисует картины художник

- Произведите разбор предложения.

Тихо журчит, плещется лесной ручеек.

Земля покрывает землю пушистым ковром.

Покрывает, грамматическое значение: 3 лицо, единственное число.

Сделаем вывод: 1. Все морфемы в слове значимы, имеют значение . 2.Спомощью приставок и суффиксов образуются новые слова.

Рефлексия.

Домашнее задание. §46, упр.544.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!