МБОУ ООШ с.Котиково
Урок русского языка во 2 классе
«Разделительный мягкий знак»
Разработчик: учитель начальных классов
Демиденко В.М.
Тема: Разделительный мягкий знак.
Цель: ученик научится писать слова с разделительным мягким знаком
Задачи:
1. Создать условия для открытия детьми нового знания о правописании слов с разделительным ь знаком
2.Создать условия для формирования представления об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;
3.Создать условия для развития умения сравнивать, умения обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;
4.Создать условия для воспитания внимания, взаимовыручки, доброжелательности;
5.Создать условия для формирования умения работать в группах, в коллективе, анализа своей деятельности и работы своих товарищей.
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение,
Оборудование: сигнальные карточки зеленого, оранжевого и красного цветов, опорные схемы.
Категория детей: 2 класс
Ожидаемый результат:
-высказывать собственные суждения;
-критически относиться к мнениям других;
- формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком;
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения.
Ход урока
I. Организационный момент
. | –Давайте возьмемся за руки вокруг своих столов и передадим друг другу частичку своего тепла, желание работать вместе – сотрудничать «Мы группа, значит, мы способны действовать». - Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодня урок принесет нам всем радость общения. (садитесь) Мы будем работать в группах. -Какие правила работы в группе вы должны помнить? Помогать друг другу Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом Говорить тихим голосом Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию; Отвечать за успехи каждого Умей слушать других. -Полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд; -Девиз нашего урока: «Помогая другим, учимся сами». -Вместе учиться не только легче, но и интереснее | |
2.Актуализация знаний
Прием «Корзина идей»
Давайте вспомним , что мы знаем о мягком знаке
пишется на конце слова после согласных;
пишется в середине слова между согласными;
орфограмма, которая называется «Буква – мягкий знак»;
при переносе Ь на конце слова и в середине слова остается на строчке и не переносится на другую строчку;
пишется в корне слова.
Не обозначает звука
В течение урока мы узнаем что-то новое о ь и пополним корзину идей
3.Введение в тему урока(определяем основной вопрос урока)
Перед Вами два столбика слов. Они помогут нам сформулировать проблемный вопрос урока
На доске записаны слова: (у детей на партах)
жилье
ульи
деревья
уменье вьюга
- Что вы можете сказать об этих словах ? Что их объединяет?
(во всех пишется ь)
По какому принципу я разделила столбики?
(В 1 столбике слова с ь- показатель мягкости, а второй столбик – с разд. ь знак.)
О ь знаке мы знаем какую роль он играет в каких случаях пишется, а о разделительном ь не знаем
Попробуй те сформулировать проблемный вопрос на основе второго столбика (в группе дети совещаются)
Какой проблемный вопрос?
-в каких случаях пишется ь и какуюроль он играет?
Это наша основная цель урока ответить на проблемный вопрос
-а как вы, думаете чему мы еще научимся на уроке?
(писать слова с разделительным ь )
значит тема нашего урока (Разделительный ь.Правописание слов с разделительным ь.)
Открытие новых знаний
Списать слова 2 столбика в строчку, потом сделать краткий звуко- буквенный анализ слови ответить на проблемный вопрос?(работа в группе)
У вас на партах лежат опоры, которые помогут вам ответить на проблемный вопрос?
Жилье(жыл'й'о) – 5б, 5зв., ульи(ул'й'и) – 4б., 4зв., деревья( д'эр'эв'й'а)- 7б., 7зв., уменье (ум'эн'й'э)- 6б.,6зв., вьюга (в'й'уга) – 5б.,5зв.
Проверка- на доске пишут после того как сделают
Итак, в каких случаях пишется разделительный ь и какую роль играет?
При ответе пользуйтесь опорой
Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными__________
Разделяет____________и __________буквы, указывает, что перед гласными есть звук _____
А какую же роль играет разд.ь?
(Разделяет согласную и гласную буквы, и указывает, что перед гласными есть звук (й)
Отвечая на главный вопрос урока мы открыли новое правило
Давайте прочитаем в учебнике (дети читают правило с. 130)
Подчеркните орфограмму в тетрадях
Что мы можем положить в корзину идей, что новое узнали о ь?
Разделительныйь – это орфограмма
(Самооценка с помощью кружочков: зеленый - справился без помощи , оранжевый- справился с помощью, красный- выполнить не удалось)
Физминутка
Я буду говорить слова с ь .Если в слове ь обозначает мягкость согласного звука - хлопаем, а если слово с разделительнымь – топаем
Шитье, лень, соловьи, корень, муравьи, тетрадь, воробьи, осень
Применение открытых знаний
1.Работа по учебнику
Давайте прочитаем алгоритмс помощью которого мы будем применять новые знания (стр.131)
Упр .202
Прочитайте задание. Объясните, что вы будете делать?
( Проверка с помощью сигнальных карточек – красный цвет- пишется ь, зеленый не пишется)
2.Решить кроссворд.
1. | В | Ь | | | |
2. | У | | Ь | |
3. | С | | | Ь | |
4. | О | | | | Ь | | | |
5. | В | | | | | Ь |
Впиши слова с разделительным ь.
Снежная буря.(вьюга)
Домики для пчёл.(ульи)
Мать, отец, дети.(семья)
Животное.(обезьяна)
Ягоды, сваренные в сиропе.(варенье)
- Проверьте выполнение работы. На доске даны ответы
(самооценка с помощью сигнальных карточек)
3.Сейчас мы с вами поиграем в игру «Верю – не верю». Возьмите листочки с таблицей. Я буду вам читать высказывания, если вы согласны с ними, вы ставите в первой строчке под номером вопроса «+», если не согласны « – » .
- Верите ли вы, что…
Разд.ь знак пишется в конце слова?
В слове варенье пишется разделительный Ь?
Разд.ь знак пишется после согласных перед гласными Е,Е Ю.Я
Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука [йэ],[йо],[йу],[йа],[йи].
(на доске таблица, дети проверяют , сами себя оценивают)
А Тест № 1. «Разделительный мягкий знак» 2 класс. |
|
Нужен (+) или не нужен (-) Ь? |
| | |
1. Тат. яна | | |
2. Здоров . е | | |
3. Грач . и | | |
4. Стол . ы | | |
5. Руж . ё | | |
Проверь себя по карточке – решебнику. Оцени свою работу: 1 верный ответ – 1 балл. Посчитай и запиши количество баллов. | | |
Итог урока
Давайте вспомним проблемный вопрос?
( в каких случаях пишется разделительный ь и какую роль он играет?)
Прием «Кластер»
Разделяет


разделительный ь



указывает
Достигли ли мы цели?
Рефлексия
Итак, корзину идей мы пополнили, ответив на главный вопрос урока.
Теперь каждый из вас пополнит корзину знаний своим настроением и работой на уроке.
Если тебе было все понятно,и ты справился со всеми заданиями –то положи в корзину красное яблоко
Если тебе было трудно справляться с заданиями, но ты пришел к верному ответу -- то положи в корзину желтое яблоко
Если тебе было трудно справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя- то положи в корзину зеленое яблоко
Домашнее задание
Подарок - стихотворение о разделительном мягком знаке.
Перед е, ё, и, ю, я,
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
Перед я, ю, и, е, ё.
Каменья, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья
Дома найти в этом стихотворении слова на изученную орфограмму и подчеркнуть ее.
По выбору:
Сочинить загадку про мягкий знак.
Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В группах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.
Приложение
коньки жилье
пеньки ульи
деньки деревья
крыльцо уменье
редька вьюга

Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными__________
Разделяет____________и __________буквы, указывает, что перед гласными есть звук _____
Наш девиз «Помогая другим, учимся
Сами».
Подарок- стихотворение о разделительном мягком знаке.
Перед е, ё, и, ю, я,
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
Перед я, ю, и, е, ё.
Каменья, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья
Дома найти в этом стихотворении слова на изученную орфограмму и подчеркнуть ее.
По выбору:
Сочинить загадку про мягкий знак.
Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком.
пишется на конце слова после согласных;
пишется в середине слова между согласными
орфограмма, которая называется «Ь – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ»
при переносе Ь на конце слова и в середине слова остается на строчке и не переносится на другую строчку
пишется в корне слов
ЭТО БУКВА
не обозначает звука
Разделительный ь – это орфограмма
после согласных
разделительный ь
перед гласными е,е.ю,я,и
вкорне слова
разделяет
указывает
смягчает
В каких случаях пишется
разделительный ь и какую роль он играет ?
1. | В | Ь | | | |
2. | У | | Ь | |
3. | С | | | Ь | |
4. | О | | | | Ь | | | |
5. | В | | | | | Ь |
Впиши слова с разделительным ь.
Снежная буря
Домики для пчёл.
Мать, отец, дети.
Животное.
Ягоды, сваренные в сиропе. .
1. | В | Ь | ю | г | а |
2. | У | л | Ь | и |
3. | С | е | м | Ь | я |
4. | О | б | е | з | Ь | я | н | а |
5. | В | а | р | е | н | Ь | е |
А Тест № 1. «Разделительный мягкий знак» 2 класс. |
|
Нужен (+) или не нужен (-) Ь? |
| | |
1. Тат.яна | | |
2. Здоров.е | | |
3. Грач . и | | |
4. Стол . ы | | |
5. Руж .е | | |
Проверь себя по карточке – решебнику. Оцени свою работу: 1 верный ответ – 1 балл. Посчитай и запиши количество баллов. | | |
Тема: Разделительный мягкий знак.
Цель: ученик научится писать слова с разделительным мягким знаком
Задачи:
1. Создать условия для открытия детьми нового знания о правописании слов с разделительным ь знаком
2.Создать условия для формирования представления об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;
3.Создать условия для развития умения сравнивать, умения обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;
4.Создать условия для воспитания внимания, взаимовыручки, доброжелательности;
5.Создать условия для формирования умения работать в группах, в коллективе, анализа своей деятельности и работы своих товарищей.
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение,
Оборудование: сигнальные карточки зеленого, оранжевого и красного цветов, опорные схемы.
Категория детей: 2 класс
Ожидаемый результат:
-высказывать собственные суждения;
-критически относиться к мнениям других;
- формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком;
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения.
Ход урока
I. Организационный момент
. | –Давайте возьмемся за руки вокруг своих столов и передадим друг другу частичку своего тепла, желание работать вместе – сотрудничать «Мы группа, значит, мы способны действовать». - Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодня урок принесет нам всем радость общения. (садитесь) Мы будем работать в группах. -Какие правила работы в группе вы должны помнить? Помогать друг другу Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом Говорить тихим голосом Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию; Отвечать за успехи каждого Умей слушать других. -Полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд; -Девиз нашего урока: «Помогая другим, учимся сами». -Вместе учиться не только легче, но и интереснее | презентация презентация |
Актуализация знаний
Прием «Корзина идей» (работают в группах)на доске
Давайте вспомним , что мы знаем о мягком знаке
- пишется на конце слова после согласных;
- пишется в середине слова между согласными;
- орфограмма, которая называется «Буква – мягкий знак»;
- при переносе Ь на конце слова и в середине слова остается на строчке и не переносится на другую строчку;
- пишется в корне слова.
- Не обозначает звука
В течение урока мы узнаем что-то новое о ь и пополним корзину идей
Формулирование темы и цели урока
Далее показываю Цор (буква ь)на доске
Посовещайтесь в группах и скажите какова же роль ь ?
(служит для смягчения согласного звука.)
А теперь давайте попробуем сформулировать основной вопрос урока
Показываю ЦОР (полю и полью) на доске
( отличаются значением и ь)
- мы знаем какова же роль ь , а разделительного знаем ?
Какой основной вопрос нашего урока( в группах совещаются)
Какую роль играет Разд. Ь ?презентация
Это наша основная цель урока ответить на проблемный вопрос
Какова тема : разделительный ь. –
Чему научимся сегодня на уроке ?
(писать слова с ь)
Открытие новых знаний
Слова на доске и у детей
жилье
ульи на доске
деревья
уменье
вьюга
Списать слова в тетрадь и сделать транскрипцию слов и ответить на главный вопрос? (какую роль играет разд.ь)
Но,сначала запишем число и классная работа
Жилье(жыл'й'о),ульи(ул'й'и), деревья( д'эр'эв'й'а),уменье (ум'эн'й'э)
вьюга (в'й'уга)
Проверка - на доске пишут после того как сделают
Итак, какую роль играет?
При ответе пользуйтесь опорой
Разделяет____________и __________буквы, указывает, что следующие за ним буквы ____________обозначают два звука : ____________
(Разделяет согласную и гласную буквы, и указывает, что перед гласными есть звук (й)+ гласный)
Отвечая на главный вопрос урока мы открыли новое правило
Давайте прочитаем в учебнике (дети читают правило с. 36)
Подчеркните орфограмму в тетрадях
Что мы можем положить в корзину идей, что новое узнали о ь?
Разделительный ь – это орфограмма( написать мне на яблоке)
Физминутка
Применение открытых знаний
1.Работа по учебнику
Давайте прочитаем алгоритм с помощью которого мы будем применять новые знания стр.37 упр.2
Прочитайте задание. Объясните, что вы будете делать?
( Проверка вертушка)
3. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Верю – не верю». Возьмите листочки с таблицей. Я буду вам читать высказывания, если вы согласны с ними, вы ставите в первой строчке под номером вопроса «+», если не согласны « – » .
- Верите ли вы, что…
Разд.ь знак пишется в конце слова?
В слове варенье пишется разделительный Ь?
Разд.ь знак пишется после согласных перед гласными Е,Е Ю.Я
Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним
гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука [йэ],[йо],[йу],[йа],[йи].
На доске
(на доске таблица, дети проверяют , сами себя оценивают)
А Тест № 1. «Разделительный мягкий знак» 2 класс. |
|
Нужен (+) или не нужен (-) Ь? |
| | |
1. Тат.яна | | |
2. Здоров.е | | |
3. Грач . и | | |
4. Стол . ы | | |
5. Руж . ё | | |
Проверь себя по карточке – решебнику. Оцени свою работу: 1 верный ответ – 1 балл. Посчитай и запиши количество баллов. | | |
.итог урока
Давайте вспомним проблемный вопрос?
(какую роль он играет?)
Прием «Кластер»
В корне слова после согласных
Разделяет 

разделительный ь



перед гласными е,е.ю,я,и указывает
Достигли ли мы цели?
Рефлексия
А теперь посмотрите на свои лесенки успеха. Что обозначает первая часть лесенки? Те, кто твердо уверен, что хорошо знает о новой работе Ь, нарисуйте человечка на верхней ступеньке, кто еще сомневается, разместите его чуть ниже.
Что обозначает вторая часть лесенки? Те, кто сегодня правильно выполнил самостоятельную работу в парах, кто отвечал, не допуская ошибок, нарисуйте человечка на верхней ступеньке. Остальные разместите его ниже, вспомнив, сколько ошибок вы допустили
ЛЕСЕНКА УСПЕХА
Учени ________________________


Д.з.
Подарок- стихотворение о разделительном мягком знаке.
Перед е, ё, и, ю, я,
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
Перед я, ю, и, е, ё.
Каменья, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья
Дома найти в этом стихотворении слова на изученную орфограмму и подчеркнуть ее.
По выбору:
Сочинить загадку про мягкий знак.
Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В группах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.
Приложение
коньки жилье
пеньки ульи
деньки деревья
крыльцо уменье
редька вьюга

Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными__________
Разделяет____________и __________буквы, указывает, что перед гласными есть звук _____
Наш девиз «Помогая другим, учимся
Сами».
Подарок- стихотворение о разделительном мягком знаке.
Перед е, ё, и, ю, я,
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
Перед я, ю, и, е, ё.
Каменья, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья
Дома найти в этом стихотворении слова на изученную орфограмму и подчеркнуть ее.
По выбору:
Сочинить загадку про мягкий знак.
Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком.
пишется на конце слова после согласных;
пишется в середине слова между согласными
орфограмма, которая называется «Ь – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ»
при переносе Ь на конце слова и в середине слова остается на строчке и не переносится на другую строчку
пишется в корне слов
ЭТО БУКВА
не обозначает звука
Разделительный ь – это орфограмма
после согласных
разделительный ь
перед гласными е,е.ю,я,и
в корне слова
разделяет
указывает
смягчает
В каких случаях пишется
разделительный ь и какую роль он играет ?
1. | В | Ь | | | |
2. | У | | Ь | |
3. | С | | | Ь | |
4. | О | | | | Ь | | | |
5. | В | | | | | Ь |
Впиши слова с разделительным ь.
Снежная буря
Домики для пчёл.
Мать, отец, дети.
Животное.
Ягоды, сваренные в сиропе. .
1. | В | Ь | ю | г | а |
2. | У | л | Ь | и |
3. | С | е | м | Ь | я |
4. | О | б | е | з | Ь | я | н | а |
5. | В | а | р | е | н | Ь | е |
А Тест № 1. «Разделительный мягкий знак» 2 класс. |
|
Нужен (+) или не нужен (-) Ь? |
| | |
1. Тат.яна | | |
2. Здоров.е | | |
3. Грач . и | | |
4. Стол . ы | | |
5. Руж . е | | |
Проверь себя по карточке – решебнику. Оцени свою работу: 1 верный ответ – 1 балл. Посчитай и запиши количество баллов. | | |