СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка, 2 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел:  Алфавит. Написание большой буквы в словах.

Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка, 2 класс.»

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Раздел: Алфавит. Написание большой буквы в словах.

Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.


Тип урока: открытие нового знания детьми в совместной деятельности с учителем

Цель:

– дальнейшее овладение родным языком на основе выявления мотивационных связей слов;

– развитие умений писать большую букву в фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке;

– осознание себя носителями языка как части культуры.



Этапы урока






Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Организацион-

ный момент.










II. Актуализация знаний.















-Ребята, Вы хотели бы найти клад?

-А что это такое?

( Клад - это богатство, деньги, золото.)

 - Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Итак, в путь! (Звучит веселая музыка)

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Беседа.

– С чего обычно мы начинаем 1-й урок? (Отмечаем отсутствующих, иногда спрашиваем дежурных.)

– Как же это происходит? (Называем их фамилии.)

– А что же такое фамилия? Что означает само это слово – фамилия?

Мини-беседа о фамилиях.

Фамилия:

1) наследуемое семейное наименование;

2) то же, что и семья.

– Как вы думаете, какая будет тема урока?


Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифи-цировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.


– Большая буква в фамилиях.

– Составим план урока.

  1. Какие бывают фамилии.

  2. Запись фамилий.

  3. Откуда появились фамилии.


– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного. Запомните написание этого слова.

– Дополните предложение и запишите его: Моя фамилия...

– С какой буквы вы написали фамилию?

– Кто из вас знает значение своей фамилии?

– А знаете ли вы, что ещё 150–200 лет назад у большинства людей фамилий не было? Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров – это были сыновья Петра, Ивана, Александра.

В XVI–XVIII вв. вводится единая трёхчинная система наименований (имя, отчество, фамилия).

– Давайте придумаем фамилию от имени Павел (Павлов).

Павлов Сергей Лукиянович- наш земляк, журналист, автор 8 книг, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Чувашской Республики.(показ портрета на слайде)

А каких чувашских писателей вы знаете? (ответы детей)

(Показ портретов на слайдах) Сарби Раиса Васильевна «Пукане», «Небесные кони»,

Юхма Михаил Николаевич «Перья белого лебедя». Это произведение вошло в школьный учебник чувашского языка. А в произведении «Звёзды зовут» писатель рассказал о детстве нашего земляка- космонавта Андрияна Григорьевича Николаева,

Мальвина Петрова «Стихи»

(Показ портретов чувашских писателей на слайдах и краткие рассказы о них):

Агаков Леонид Яковлевич- народный писатель Чувашии «Лесной отряд», «Последняя сказка»…

Иванов Константин Васильевич-поэма «Нарспи»

Сеспель Мишши- чувашский культурный герой ХХ века написал свыше 60 стихов. Книга одного стихотворения «Пашня нового дня» издана на 55 языках мира.

-Запишите фамилии писателей и поэтов в алфавитном порядке.


А хотелось бы вам почитать книги этих писателей и поэтов?

А где их можно найти? (в библиотеке)

А какие библиотеки есть в нашем городе?(ответы детей)

(Показ изображений библиотек города на слайдах):

Национальная библиотека Чувашии.

Библиотека им. К.Иванова.

Библиотека для слепых им. Л.Толстого.

Библиотека им.А.Чехова.

Республиканская детско-юношеская библиотека.

Центральная городская библиотека им.К.Чуковского.

Детская библиотека им.А.Гайдара.

Всего в городе более 47 библиотек и семейных центров для чтения.


От имени Павел образуйте фамилию женского рода (Павлова)

Наде́жда Васи́льевна Па́влова - известная российская балерина, балетмейстер, педагог. Надежда Павлова родилась и училась в Чебоксарах. С детства любила танцевать и в 7 лет начала заниматься в хореографическом кружке. Успешно выступала на всесоюзных и международных конкурсах и стала народной артисткой.

Придумайте фамилию от имени Михаил (Михайлов)

Михайлов – знаменитый российский оперный певец, родом из Чувашии . В прошлом году в Чебоксарах состоялся Международный оперный фестиваль имени Михаила Дормидонтовича Михайлова.

– Запишите эти фамилии по алфавиту.


Сделайте 1-й вывод: как пишутся фамилии людей?

– Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные. Их важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в начале слова.

-Как вы думаете, в каком здании танцевала известная балерина и где проходил Международный оперный фестиваль ? ( в театре Оперы и балета)

-Чувашский государственный театр оперы и балета - самый большой творческий коллектив республики.

-А какие ещё театры есть в нашем городе?(ответы детей):

Театр кукол.

Русский драматический театр.

Чувашский Академический Драматический театр им. К.Иванова.

Чувашский государственный театр юного зрителя им. М.Сеспеля и другие. Их более 10.

-Кто выступает в театрах? (артисты)

Словарная работа: артист.

-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Подберите и запишите однокоренные слова.

- А вы можете вспомнить артистов театров нашего города? (ответы детей)




Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Мини-беседа.

– Вспомните список вашего класса.

– Что есть в этом списке? (Фамилии и имена.)

– Что находится на 1-м месте? (Фамилия.)


– А в каком порядке они расположены? (По алфавиту.)

– Прочитайте алфавит по цепочке.

-Где и когда в жизни может понадобиться алфавит?

(Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

Карточки в больнице стоят по алфавиту.

Справочники составляются по алфавиту.)

-Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека.

– Уточните, в каком порядке идут буквы, начиная с буквы ф «эф». Какой вариант в задании № 1, тема 12 в Рабочей тетради вы выбрали? Прочитайте ещё раз алфавит с этой буквы.

2. Работа в группах.

Запишите 10 фамилий артистов театров по алфавиту (вычитывание информации из предложенных текстов).

1-я группа-_артистов Театра кукол

2-я группа – артистов Русского Драматического театра

3-я- артистов Чувашского Академического Драматического театра

им. К.Иванова

4-я группа – артистов театра Оперы и балета.

– Что делать, если есть несколько человек, у которых фамилия начинается на одну букву? (Нужно посмотреть на следующую и располагать фамилии в алфавитном порядке этой буквы.)

Происходит взаимопроверка.


Вопросы к группе, выполнявшей работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось вам выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были недочёты?

– Вы составили всё сами или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … учились оценивать свою работу.


3. Занимательный материал.

– А бывают ли смешные фамилии?

– А вот басня С. Михалкова «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,

Пупков и Перепутов.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов –

Умишко комариный.

Плевков фамилию сменил,

Алмазовым назвался,

Но в основном – ослом он был,

Ослом он и остался.

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков:

Всё дело не в фамилии, а в человеке!


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)







Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV. Итог урока.



-Какой клад мы сегодня нашли? (знания о культуре Чувашии)

Итог урока подводят сами дети используя алгоритм


Сегодня на уроке :

  • Я научился…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Могу похвалить себя за то, что…

  • Могу похвалить одноклассников за то, что…

  • Больше всего мне понравилось…

  • Мне показалось важным…

  • Для меня было открытием то, что…










V. Домашнее задание.



Упр. 126 («Дидактический материал»).

По желанию: написать фамилии известных художников Чувашии.





9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!