СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка с использованием метода постановки проблемы и создания учебной ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширяясь за рамки материалов учебника в 4 классе, выяснили с детьми, что не все правила применимы к разным формам глаголов. Создали на уроке новые правила, противоречащие материалу учебника в целях пропедевтики.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с использованием метода постановки проблемы и создания учебной ситуации»

Урок русского языка в 4 классе

с использованием противоречивых случаев

при работе с формами глаголов

(создание проблемной ситуации на уроке)


Тема: Закрепление знаний о правописании глаголов


Ковальчук Ирина Геннадьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ "Пушкинский пролицей № 78"

города Набережные Челны, Республики Татарстан


"Незнание - это не порок.

Незнание - это стимул к познанию"


Цель: обобщить знания о правописании глаголов.


Задачи:


Образовательные:


1) закреплять умение правильно писать безударные личные окончания глаголов;

2) закреплять умение определять спряжение глаголов;

3) закреплять умение правильно обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глагола;

4) закреплять знания о глаголах исключениях.


Развивающие:


1) развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, аналогии);

2) развивать психические процессы (внимание, восприятие, память);

3) развивать орфографическую зоркость;

4) развивать связную устную и письменную речь.


Воспитательные:


1) воспитывать интерес к урокам русского языка, истории, собятиям, происходящим в мире;

2) воспитывать умение работать в коллективе, умение самостоятельно оценивать себя.

Оборудование: карточки с заданиями, оценочные таблицы, сообщения учащихся, таблица "Спряжение", групповое разбиение обучающихся.


Ход урока.


1. Актуализация знаний а) У. На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят - отвечаю.


У. - Какие орфограммы в глаголах услышанного вами стиха?

Ученики:

1) "Не" с глаголами

2) Безударные личные окончания – глагол "спросят"


У. - Где применяется принцип: Могу сразу решить - не могу решить? (В написании безударных окончаний глаголов)

У. - Что помогает нам правильно писать безударные окончания? (Спряжение глагола)

У. - Что такое спряжение глагола? (Изменение по лицам и числам)

У. - Как определить спряжение глагола? (Дети называют 2 изученных способа)


б) Слайд 1. Набор слов.

печ..., тиш..., дрож..., спешиш..., могуч..., колюч..., летиш..., туч..., молодёж..., груш..., кричиш..., бежиш..., богач..., летуч


У. Задание: разделите слова на группы (никаких наводящих пояснений не давать). Прочитайте, что получилось. Объясните свой выбор.


Результат: печь печь могуч

тишь, богач спешишь колюч

дрожь летишь летуч

туч, груш кричишь

молодёжь бежишь


Вывод о написании "ь" после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах.

У. Сформулируйте правила.

У. Оцените себя в оценочной таблице за 1-ое задание.


2. Постановка проблемы. Побуждение к решению


Слайд 2. Фотографии с места аварии

У. В истории человечества Япония второй раз подвергается радиационному вмешательству. Вспомните, о первом таком событии - где изучали, какая была тема. (Высказывания детей)


У. Послушайте текст, найдите глаголы и запишите в столбик: (Один ученик к доске)

Слайд 3. Текст: «Мы смотрим новости, видим и слышим о катастрофе на Фукусиме-1. Бороться с катастрофой почти нет смысла, сыпать что-либо в радиаторы бесполезно. Но нужно держать ситуацию под контролем. Я шепчу про себя слова о спасении планеты»

Результат:

смотрим смотр(я)т (смотреть II – искл.)

видим вид(я)т (видеть II – искл.)

слышим слыш(а)т (слышать II – искл.)

бороться они бор(ю)тся (I)

сыпать сыпл(ю)т (I)

держать держ(а)т (держать II – искл.)

шепчу шепч(у)т (шептать I)


Задание: Поставьте глаголы в форму III лица множ.числа. Что заметили?

(Безударные окончания, не можем сразу написать гласную в окончании)


У. Но это же та форма, с помощью которой мы определяем спряжение, чтобы правильно написать окончания? Что же делать? (неопред.форма)

ПРОБЛЕМА

Учащиеся делают вывод: Спряжение при безударных окончаниях определяют по неопределённой форме глагола.


У. Оцените себя в оценочной таблице за 2-ое задание.


Музыкальная ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд 4. Данс-клуб


3. Постановка проблемы. Побуждение к решению (КАРТОЧКИ)


У. Даны три глагола в неопределенной форме. Слайд 5.

жить, шуметь, звенеть


У. - Попробуйте определить, какого спряжения первый глагол. (Возможно второго - оканчивается на -ить)

У. - А какого спряжения глаголы шуметь и звенеть. (Наверное первого - оканчиваются на -еть)

У. - Давайте проверим, правильно ли рассуждаем. Образуйте формы 2-го лица единственного числа, 2-го и 3-го лица множественного числа. Что получилось?


Начальная форма Личная форма

жить (...) - ты ..........., вы ............., они............(...)

шуметь (...) - ты ............, вы..............., они............(...)

звенеть (...) - ты............., вы..............., они............(...)

Поставьте ударения.

Какие окончания? (Ударные)


(Первый глагол оказался первого спряжения - живешь, живете, живут. А остальные - второго - шумит, шумите, шумят; звенит, звените, звенят).


ПРОБЛЕМА

У. - Что же делать будем?


- Как вы определяли спряжение? (По ударным личным окончаниям)

- Подтвердились ли ваши предположения? (Нет)

- А почему? (Потому что мы приняли во внимание только неопределенную форму)

- Что вы теперь будете помнить, чтобы впредь не допускать таких ошибок?


Ученики делают вывод: Не всегда можно определить спряжение по начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму!

- В каком случае поможет неопределённая форма глагола? (Если личное окончание глагола безударное)

У. Оцените себя в оценочной таблице за 3-е задание.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ


4. Постановка проблемы. Побуждение к решению (КАРТОЧКИ)

Сообщение ученика (Юля):

- Вам нужно проверить данную работу неизвестного ученика. Какую работу он выполнял? Что заметили?


украсишь - украшать

замечаешь - заметить

уважаете – уважить


Дети: - Ставил глаголы в неопределенную форму, определял спряжение.

У. - Что получилось? Почему так получилось? (Неправильно выбрана начальная форма, произошла смена вида: совершенный на несовершенный, и наоборот)


Ученики делают вывод: Спряжение глагола меняется в зависимости от вида, в котором употреблён глагол.


У. - Исправьте ошибки, запишите в тетрадь, выделите орфограммы.

У. - Как исправляли ошибки? (Задать вопрос, определить вид, задать вопрос неопределенной формы данного вида) (ПРОВЕРКА С ДОСКИ)

У. Оцените себя в оценочной таблице за 4-е задание.


5. Итог урока. Рефлексия


У. - Какие выводы сегодня делали?

Ученики:

- После шипящих в глаголах всегда пишется мягкий знак!

- Для определения спряжения глагола применяй всегда 2 способа.

- Не всегда в третьем лице множественного лица окончание ударное.

- Спряжение при безударных окончаниях определяют по неопределённой форме глагола.

- Не всегда можно определить спряжение по начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму!

- Спряжение глагола меняется в зависимости от вида, в котором употреблён глагол.

У. - Какие правила вспомнили?

- Что на уроке было трудно?

- Что понравилось?

- Что хотели бы повторить на следующем уроке?


У. – Как оценили свою работу на уроке?

- Урок окончен. (Дети: Спасибо за урок!)




Источники

  1. Орлова Н.М., Семеновская С.А. Культура письменной речи: орфография и пунктуация: Саратов, 2015

  2. diplomba.ru/work/101093

  3. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики/ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб.– М.: Рольф,1996


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!