Урок русского языка с использованием технологии критического мышления. Тема: "Бессоюзное сложное предложение". Цели урока: знать определение БСП, особенности интонации в БСП, о знаках препинания в БСП; уметь определять смысловые отношения между частями БСП, составлять БСП.
Тип урока: комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.
Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластера.
Ход урока:
Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и надеюсь, что на мой урок вы пришли с хорошим настроением. Улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.
Проверка домашнего задания. (Схемы на доске, разбор устно)
Введение в тему. Стадия вызова:
Стало холодно, потому что подул ветер.
Стало холодно, и подул ветер.
Стало холодно, подул ветер.
Стало холодно: подул ветер.
- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать о них? Что в них общего? (Информация) Что различает эти предложения?
3. Целеполагание.
- Какую цель вы ставите перед собой сегодня на уроке? ( Узнать, что такое БСП, какие знаки препинания ставятся в БСП)).
- Запишите число и тему урока в тетради.
IV. Стадия осмысления. Исследование.
Прогнозирование.
- Что такое БСП? Как вы понимаете?
- Проверим себя по учебнику. (Параграф 31, стр. 122)
2. Наблюдения.
- Верно. В БСП, как и в сложные союзные предложения объединены
простые предложения, с целью установить определённые смысловые отношения. Вернёмся к нашим предложениям.
Стало холодно, подул ветер.
Стало холодно: подул ветер.
Смысл этих предложений можно истолковать по-разному. Как?
Стало холодно, подул ветер. | Говорящий сообщает об изменении природы, перечисляет эти изменения. Произносит предложения с перечислительной интонацией. Предложение похоже на ССП. |
Стало холодно: подул ветер. | Говорящий указывает на причину, почему стало холодно. Использует интонацию предупреждения. |
- Итак, от чего зависят знаки препинания в БСП? От интонации и смысловых отношений в предложении между его частями. Рассмотрите схемы-таблицы, постановка каких знаков препинания возможна в БСП?
3. Работа со схемами-таблицами.
Я предлагаю провести вам миниисследование и выяснить, какие же смысловые отношения возможны между частями БСП. В ходе работы предлагаю вам заполнить таблицы.
4. Исследование.
| Смысловые отношения между предложениями в БСП (значение) | Знаки препинания | Примеры |
Параграф 33, стр. 126-127 | | | |
Параграф 34, стр. 130-131 | | | |
Параграф 35, стр. 133-134 | | | |
5.Обмен информацией. С результатами исследования выступает ученик от каждой группы, остальные внимательно слушают, дополняют.
6. Вопросы для рефлексии:
- Сумели вы решить поставленную перед собой задачу?
- Что вам в этом помогло?
- Какие трудности возникли?
7. Физкультминутка
Закрепление полученных знаний.
Упражнение 191. Выписать только БСП, расставить знаки препинания.
Работа с текстом.
Схватка с медведем
Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! Медведь заревел от боли. Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью.
С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.
Задания к тексту:
- Выразительно прочитайте текст.
-Определите виды сложных предложений в тексте.
Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. СПП Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! ССП Медведь заревел от боли. Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. СПП Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. СПП Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. СПП А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью. СПП
С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.
- Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания.
Исправленный текст.
Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (Быстрая смена событий) Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но) я сильно сжал его передние лапы. (Противопоставление) Я знал: (= что) он немедленно растерзает меня, (дополнение) если я отпущу его. Да, он умер от голода: (= потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому) он погиб голодной смертью. (Следствие)
3. Подготовка к ГИА. В заданиях ГИА тема БСП отражена следующим образом. Задание В9.
Например, среди предложений 20 – 23 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
Попробуем выполнить это задание.
20)И невыразимое спокойствие великой и безнадежной печали овладело мною. (21)Думал я о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. (22)Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, радовались и прошли и бесследно скрылись во тьме времен и веков. (23)Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, – это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью...
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
1. Среди предложений 1 – 3 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
(1)Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идет полным ходом и что в открытый люк тянет теплый, легкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. (2)И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я еще более любил и ценил утро. (3)А утро было ласковое и солнечное, ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко, проворно бежала и плескалась вдоль его бортов.
2.Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
(1)Начали перестраивать Неглинку, открыли ее своды. (2)Пришлось на площади забить несколько свай. (3)Поставили три высоких столба, привезли тридцатипудовую чугунную бабу, спустили вниз на блоке – и запели:
Эй, дубинушка, ухнем, эй, зеленая, подернем!..
(4) Поднимается артелью рабочих чугунная бабища и бьет по свае, народ валил толпами песни послушать. (5)Чем больше собирается народу, тем оживленнее рабочие: они, как и актеры, любят петь и играть при хорошем сборе.
3. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
(1)Иностранных слов, хлынувших потоком в русский язык, хоть отбавляй, и, по существу, в этом нет ничего дурного. (2)Русский язык издавна выращивал рядом со своими корнями корни чужеземные. (3)Но в настоящее время это уже именно поток, потоп. (4)Среди новоприобретенных терминов существуют такие, которые, безусловно, отвечают требованиям новой социальной действительности: например, понятие «спонсор» не могло существовать при социализме, при советской власти в нем не было нужды, теперь такое явление возникло, а в языке слова нет. (5)Но многие и многие иностранные слова нам вовсе не требуются.
Взаимопроверка:
1 - 3
2 - 5
3 - 4
VI. Домашнее задание: прорешать по сборникам «Подготовка к ГИА» задание В9 по всем вариантам. Упр. 193 письменно.
Альтернативное задание: составить кластер по теме БСП.
Итоговая рефлексия.
- Что было полезным на уроке?
- Что было интересным на уроке?
- Что было трудным на уроке?
- На что нужно обратить внимание на следующем уроке