Урок русского языка
Тема: «Правописание парных согласных в середине слова»
Класс: 3 «А»
Учитель: Нечаева Л.В.
Цель:
Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности по правописанию парных согласных в корне слова
Планируемые результаты обучения:
Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию изученных объектов; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение; умение принимать роль в учебном сотрудничестве.
Личностные УУД: интерес к изучаемому предмету
Регулятивные УУД: осуществлять действие по образцу и заданному правилу, принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Осуществлять навыки взаимоконтроля, самоконтроля; участвовать в оценке результатов деятельности.
Предметные: умение использовать на письме правило правописания парных согласных в корне слова
Оборудование:
Презентация Microsoft Power Point.
Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
Дидактический материал для работы в парах.
I. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой обучающихся.
Всё начинается со школьного звонка,
В далёкий путь отчаливают парты,
Там, впереди покруче будут старты
И посерьёзней будут, а пока:
Нас ждёт урок ...русского языка.
2. Речевая разминка..
Учитель: Кто хочет разговаривать, Тот будет выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. | Ученики: Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. |
Чистоговорки.
Ок-ок-ок – начинаем мы урок.
Ам-ам-ам – гости пришли к нам.
Ать-ать-ать – надо знания показать.
Ем-ем-ем – чтоб приятно было всем.
II. Основная часть урока.
Минутка чистописания.
ЖЖжж
Нет лучшего дру_ка, чем родная матушка.
- Прочитайте, что это? (Пословица)
- Объясните её смысл.
- Вставьте пропущенную букву и объясните её написание.
2. Актуализация знаний обучающихся.
- Назовите пропущенные буквы.
- Запишите буквы, обозначающие парные согласные звуки в тетради.
3. Определение тему и задачи урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Чему будем учиться на уроке?
4. Словарно-орфографическая работа.
- Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру “Умники и умницы” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки:
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь).
Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход.
(Карандаш).
Я взял муки и взял творог,
Испёк рассыпчатый ….
(Пирог).
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус).
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём таких, как я,
Будет целая семья!
(Овёс).
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(Тетрадь).
- Прочитайте записанные слова орфографически.
- Какое правило объединяет эти слова?
- Как звучит это правило?
- Подберите проверочные слова к данным.
- Из выделенных букв составьте новое словарное слово.
- Чем оно отличается от других?
- Капуста – от слова “Капут”, по-латински обозначает “Голова”.
Фонетический разбор слова “капуста”.
Капуста1 – 3 слога, 7 букв, 7 звуков.
[к] – согл., парн., глух., твёрд.
[а] – гласн., безуд.
[п] – согл., парн., глух., твёрд.
[у] – гласн., ударн.
[с] – согл., парн., глух., твёрд.
[т] – согл., парн., глух., твёрд.
[а] – гласн., безуд.
5. Физкультминутка.
6. Работа над темой урока.
- Прочитайте слова:
Грибки, берёзка, шубка, шапка, книжка.
- Что объединяет эти слова? (В середине каждого есть парный согласный).
- Перед какими буквами находятся парные согласные? (Парные согласные находятся перед глухими согласными).
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, которые находятся перед глухими согласными? (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласных стояла гласная или звонкий согласный звук [н]).
- Давайте это сделаем. (По цепочке комментируем и записываем в тетрадь).
Правописание парных согласных перед глухими согласными – это орфограмма.
Если парный звук согласный
Вызвал у тебя сомнение,
Ты на помощь гласный
Зови без промедления!
7. Работа в парах.
- Вставьте пропущенные буквы и соедините пары.
Ловок Гладок Близок Резок Лёгок Крепок Гибок Робок Сладок | Ги_кий Ро_кий Кре_кий Ло_кий Сла_кий Гла_кий Лё_кий Бли_кий Ре_кий |
8. Самостоятельная работа. (Закрепление новой темы).
Индивидуальная работа по раздаточному дидактическому материалу.
(Осуществляется дифференцированный подход).
1 уровень.
- Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.
Сторо_, моро_, горо_, отря_, сугро_, лё_, ду_, чертё_, велосипе_, шка_, хле_.
2 уровень.
Разбежались слова. Помогите их собрать.
Где растет морковь?
На________________.
Буквы пишут где?
В __________________.
Утром чистим что мы?
Чистим_______________.
Надеваем в холод?____________.
Любим все __________,________.
И читаем на ночь ______________.
Слова для справок: зу_ки, тетра_ках, сала_ки, сне_ки, гря_ках, ска_ки, шу_ки.
- Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.
- Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу. (На обратной стороне ответы).
III. Итог урока. Рефлексия.
- Что было интересным для вас на уроке?
- Как проверить парную согласную в корне слова?
- Оцените свои знания и умения по теме урока.
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Домашнее задание (ситуация выбора).
Придумать и записать 6 слов с парной согласной в конце слова и 6 слов с парной согласной в середине слова, подобрав к ним проверочные слова.
Спасибо за урок.