СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка «ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить обучающихся с типами грамматической связи в словосочетании

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ»

Урок русского языка  «ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ» Автор: Курылко В.В., учитель русского языка МОУ «Школа № 57 г. Донецка»

Урок русского языка «ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ»

Автор: Курылко В.В.,

учитель русского языка

МОУ «Школа № 57 г. Донецка»

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ  Непродуманное решение, мочёные яблоки, желанный гость, крашеная скамейка, покрашенный забор, сложенный вчетверо лист, печёные пирожки, печённые в печи пирожки, жестяная банка, реабилитационный период, серебряное украшение, посеребрённое кольцо, глаженая рубашка, прореженные всходы, квашеная капуста, тканный золотом ковёр.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Непродуманное решение, мочёные яблоки, желанный гость, крашеная скамейка, покрашенный забор, сложенный вчетверо лист, печёные пирожки, печённые в печи пирожки, жестяная банка, реабилитационный период, серебряное украшение, посеребрённое кольцо, глаженая рубашка, прореженные всходы, квашеная капуста, тканный золотом ковёр.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу. В словосочетании одно слово является главным , другое – зависимым.  От главного слова к зависимому задается вопрос. главное слово зависимое вопрос

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу.

В словосочетании одно слово является главным , другое – зависимым.

От главного слова к зависимому задается вопрос.

главное слово зависимое

вопрос

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.  Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава. Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

  • Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

  • Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Словосочетаниями не являются :  Грамматическая основа предложения  Однородные члены предложения  Служебная + самостоятельная часть речи  Фразеологический оборот

Словосочетаниями не являются :

Грамматическая основа предложения

Однородные члены предложения

Служебная + самостоятельная часть речи

Фразеологический оборот

ГРУППОВАЯ РАБОТА Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

ГРУППОВАЯ РАБОТА

  • Запишите словосочетания, объединив их в блоки.

Время на выполнение – 3 минуты.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

РЕЗУЛЬТАТ  ГРУППОВОЙ РАБОТЫ  По главному слову: Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок. Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.  По зависимому слову: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно.

РЕЗУЛЬТАТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

  • По главному слову:

Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.

Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

  • По зависимому слову:

Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно.

 Типы связей слов в словосочетании Согласование Главное слово и зависимое стоят в одинаковых  грамматических формах ( род, число, падеж) Это словосочетание типа «деревянный дом» Предмет + его признак Управление От главного слова к зависимому  задается вопрос косвенного падежа Дом из дерева, дорога к дому Примыкание Главное слово и зависимое связаны ТОЛЬКО по смыслу. В роли зависимого слова чаще всего употребляются неизменяемые части речи или формы слов: деепричастие, наречие, инфинитив глагола,  простая сравнительная степень прилагательного, Быстро бежать, очень красивый 8

Типы связей слов в словосочетании

Согласование

Главное слово и зависимое стоят в одинаковых

грамматических формах ( род, число, падеж)

Это словосочетание типа «деревянный дом»

Предмет + его признак

Управление

От главного слова к зависимому

задается вопрос косвенного падежа

Дом из дерева, дорога к дому

Примыкание

Главное слово и зависимое связаны ТОЛЬКО по смыслу.

В роли зависимого слова чаще всего употребляются

неизменяемые части речи или формы слов:

деепричастие, наречие, инфинитив глагола,

простая сравнительная степень прилагательного,

Быстро бежать, очень красивый

8

АЛГОРИТМ Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому. Определить часть речи зависимого слова. Изменяется ли зависимое слово? Если нет – примыкание. Если да – изменить главное слово. Изменяется зависимое слово? Если да – согласование. Если нет – управление.

АЛГОРИТМ

  • Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
  • Определить часть речи зависимого слова.
  • Изменяется ли зависимое слово?
  • Если нет – примыкание.
  • Если да – изменить главное слово.
  • Изменяется зависимое слово?
  • Если да – согласование.
  • Если нет – управление.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно. Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок.

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ

  • Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно.
  • Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
  • Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок.
РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ПО ТАБЛИЦЕ Прочитать книгу, выучить наизусть, солнечный день, капли росы, относиться по-доброму, мамина сумка, поздняя осень, желание учиться, находиться в здании, надежда на успех, рассказать другу, посещение выставки, дружный класс, букет ландышей, собирать грибы, весь день, горячо любить, съезжать с горы.

РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ПО ТАБЛИЦЕ

Прочитать книгу, выучить наизусть, солнечный день, капли росы, относиться по-доброму, мамина сумка, поздняя осень, желание учиться, находиться в здании, надежда на успех, рассказать другу, посещение выставки, дружный класс, букет ландышей, собирать грибы, весь день, горячо любить, съезжать с горы.

РАБОТА С ТЕКСТОМ (1) Где бы Гоголь ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте. (2) Он приспособился в дороге думать и работать, между тем одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (3) У него даже был план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались, как правило, в красивейших местах. (4) Он собирал в душе своей как бы коллекцию истинно русских пейзажей.                                                               (По В. Солоухину)

РАБОТА С ТЕКСТОМ

(1) Где бы Гоголь ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте. (2) Он приспособился в дороге думать и работать, между тем одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (3) У него даже был план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались, как правило, в красивейших местах. (4) Он собирал в душе своей как бы коллекцию истинно русских пейзажей.

                                                              (По В. Солоухину)

ЗАДАНИЯ Докажите, что перед вами текст. Определите способ связи в словосочетании НА ОДНОМ МЕСТЕ (предложение 1). Определите способ связи в словосочетании НАБИРАЯСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (предложение 2). Какое сочетание слов из предложения 3 является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа. 1) был план; 2) план объехать; 3) даже был;                 4) располагались как правило. Определите способ связи в словосочетании У НЕГО БЫЛ (предложение 3).

ЗАДАНИЯ

  • Докажите, что перед вами текст.
  • Определите способ связи в словосочетании НА ОДНОМ МЕСТЕ (предложение 1).
  • Определите способ связи в словосочетании НАБИРАЯСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (предложение 2).
  • Какое сочетание слов из предложения 3 является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.

1) был план;

2) план объехать;

3) даже был;                

4) располагались как правило.

  • Определите способ связи в словосочетании У НЕГО БЫЛ (предложение 3).
ЗАДАНИЯ Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Какое сочетание слов из предложения 4 не является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа. 1) в душе своей; 2) как бы коллекцию; 3) собирал в душе; 4) коллекцию пейзажей.

ЗАДАНИЯ

  • Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Какое сочетание слов из предложения 4 не является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.

1) в душе своей;

2) как бы коллекцию;

3) собирал в душе;

4) коллекцию пейзажей.

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ МИНУТКА Верба, запломбировать, свёкла, квартал, дремота, сантиметр, черпать, щавель, счастливый. Образуйте с данными словами (на выбор) три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Верба, запломбировать, свёкла, квартал, дремота, сантиметр, черпать, щавель, счастливый.

Образуйте с данными словами (на выбор) три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

ТЕСТ  Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены: А) наречиями; Б) существительными; В) Прилагательными; Г) деепричастиями; Д) причастиями; Е) порядковыми числительными.  Какие пары слов не являются словосочетаниями? А) медведь заревел; Б) заревел неистово; В) Заревел и схватил; Г) схватил за комбинезон; Д) появиться в отдалении; Е) внезапно остановиться; Ж) Пошел и остановился; З) перед штормом. 8

ТЕСТ

  • Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены:

А) наречиями;

Б) существительными;

В) Прилагательными;

Г) деепричастиями;

Д) причастиями;

Е) порядковыми числительными.

  • Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А) медведь заревел;

Б) заревел неистово;

В) Заревел и схватил;

Г) схватил за комбинезон;

Д) появиться в отдалении;

Е) внезапно остановиться;

Ж) Пошел и остановился;

З) перед штормом.

8

ТЕСТ  В каких словосочетаниях слова связаны примыканием . А) серый от пыли;  В каких словосочетаниях слова связаны правлением. Б) очень грязный; А) развевающегося флага; В) Поворот налево; Б) ничем не интересоваться; Г) возвратиться из похода. В) Шел медленно; Г) присутствовать на митинге.

ТЕСТ

  • В каких словосочетаниях слова связаны примыканием .

А) серый от пыли;

  • В каких словосочетаниях слова связаны правлением.

Б) очень грязный;

А) развевающегося флага;

В) Поворот налево;

Б) ничем не интересоваться;

Г) возвратиться из похода.

В) Шел медленно;

Г) присутствовать на митинге.

ТЕСТ Найдите ошибки в управлении. А) скучаю по вас; Б)  оплата за проезд; В) Благодаря своей воле; Г) опираться на фактах.

ТЕСТ

  • Найдите ошибки в управлении.

А) скучаю по вас;

Б)  оплата за проезд;

В) Благодаря своей воле;

Г) опираться на фактах.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Изучить § 11 2. Выполнить задание на выбор: а) Упражнение 64 (спишите и укажите вид подчинительной святи слов в словосочетаниях; укажите формы зависимого слова, по которым вы определили вид связи). б) Придумать и записать по 5 словосочетаний на каждый вид связи.  С любыми тремя составить предложения. в) Выписать из стихотворений А.С.Пушкина по 3 примера на каждый способ связи.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Изучить § 11

2. Выполнить задание на выбор:

а) Упражнение 64 (спишите и укажите вид подчинительной святи слов в словосочетаниях; укажите формы зависимого слова, по которым вы определили вид связи).

б) Придумать и записать по 5 словосочетаний на каждый вид связи.  С любыми тремя составить предложения.

в) Выписать из стихотворений А.С.Пушкина по 3 примера на каждый способ связи.

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя