СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме «Слова-названия признаков»  в 1 классе по УМК  «Перспективная начальная школа» построен в системно-деятельностном подходе, спроектирован по структуре урока открытия новых знаний.

Данный урок является примером формирования учебной самостоятельности учащихся в условиях работы по ФГОС НОО. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №32» г. Новокузнецка












ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Тема «Системно-деятельностный подход

на уроке русского языка

«Слова-названия признаков»»

(УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс)






Выполнил: Будаева Т.Л.,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия 32»












Новокузнецк, 2015







Содержание


1. Введение……………………………………………………………….С. 3

2. Разработка урока русского языка…………………………………….С. 5

3. Заключение…………………………………………………………….С. 10

4. Список используемой литературы…………………………………...С. 10

5. Приложение……………………………………………………………С. 11

I.Введение

В основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) положен системно-деятельностный подход, который позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у учащихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных. Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и их реализации.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. В процессе деятельности учащийся осваивает УУД, развивается как личность. Задача учителя заключается в организации урока таким образом, чтобы включить детей в деятельность так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. В этом и заключается главная идея системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников.

На уроках создаются условия для приобретения учащимися новых знаний о мире слов русского языка, дети учатся ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений, находить выделенные фрагменты текста, выделенные строчки и слова на странице. В области коммуникативных учебных действий учащиеся учатся работать с соседом по парте, договариваться о распределении работы в группе, видеть разницу между заявленными точками зрения, понимать необходимость присоединиться только к одной из них.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.












II.Разработка урока русского языка


Тема: слова-названия признаков

Цели:

  1. Обучающая: создание условий для приобретения учащимися знаний о словах-названий признаков, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? и их схематическом изображении; 

  2. Развивающая: содействие развитию познавательного интереса к миру слов русского языка; 

  3. Воспитательная: воспитание культуры учебного труда.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний, умений

2.1.Чистописание

Отгадайте букву, которую будете писать:

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла. (Это буква «О»)

Образец написания буквы «О», коррекция каллиграфических ошибок учащихся в написании данной буквы, в соединениях с другими буквами.

Оценка каллиграфических умений.

2.2.Задание:

Прочитайте слова.

На какие две группы распределите слова? (Слова-предметы и слова-действия) Распределите их в две группы и запишите.

Кот, собака, скрипит, солнце, лает, бычок, мяукает, мычит, доска, светит.

Фронтальная проверка задания.

Прочитайте слова-предметы, слова-действия.

кот

скрипит

собака

лает

солнце

мяукает

бычок

мычит

доска

светит

Что помогло выполнить задание? (Знаем, что слова-предметы отвечают на вопросы кто? что? Слова-действия - на вопросы что делает? что делают?)

2.3.Приём «Соотнесение»

Соотнесите (соедините карандашом) слова-предметы с соответствующими по смыслу словами-действиями.

Проверь, как выполнил это задание товарищ по парте.

2.4.Составление предложений

Используя получившиеся пары слов, составьте и запишите любое предложение в тетрадь. Подчеркните слово-предмет и слово-действие соответствующими линиями. Схема на доске подскажет.


.

Фронтальная проверка. Зачитывают предложения (например: Кот мяукает.), говорят, как подчеркнули слова-предметы (одной чертой) и слова-действия (двумя чертами).

Молодцы! Убедились, что хорошо различаем слова-предметы и слова-действия. Вспомните, как на предыдущем уроке эти знания помогли вернуть животным способность действовать. На этом испытания в Волшебном лесу не заканчиваются, а продолжаются.

III. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи

3.1.Обозначение незнания

Что же сегодня ждёт нас в Волшебном лесу? Хотите узнать?

Прочитайте текст, о каком животном идёт речь?

У этого зверя шерсть…, мордочка …. Умеет ловить мышей.

(Кто-то предполагает, что это лиса, кто-то – кот, ёж и др.)

О ком текст? Почему нет однозначного ответа? (Нет точного описания животного; нет слов, которые указывают, какая шерсть, какая мордочка; мы не знаем, какие слова должны быть написаны)

3.2 Постановка учебной задачи

Значит, что предстоит нам узнать на уроке? (Найти такие слова, которые помогут точно представить (описать) этого животного (предмет), узнать, как такие слова называются в русском языке, как будем обозначать (подчеркивать) их на схеме)

IV. Открытие новых знаний

4.1.Работа в группах

Разделимся на группы по номерам на жетонах (учитель заранее раздаёт жетоны с номерами групп учащимся, подразделяя их по уровню подготовленности: 1-2 группы – первый уровень сложности, 3 группа – второй уровень сложности; 4-5 группы – третий уровень сложности):

1 группа – те, у кого на жетонах номер 1.

2 группа – те, у кого на жетонах номер 2.

3 группа – те, у кого на жетонах номер 3.

4 группа – те, у кого на жетонах номер 4.

5 группа – те, у кого жетон с номером 5.

Обсудите в группах, какие такие слова должны быть в тексте, которые точно опишут животного. Как будете работать в группе? Вспомним правила.

Правила работы в группе:

Говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.

Распределите роли:

Командир группы – отвечает за работу в группе в целом.

Контролер – читает задание.

Секретарь – записывает все рассуждения (слова).

Эксперт – выступает перед классом и представляет результаты.

План работы в группах

Задание для 1 группы

Задание для 2 группы

1.Прочитайте текст.

Вставьте на месте пропуска такие слова, чтобы было понятно, что это лиса.

У этого зверя шерсть____________,

мордочка _________. Умеет ловить мышей.

1.Прочитайте текст.

Вставьте на месте пропуска такие слова, чтобы было понятно, что это кот.

У этого зверя шерсть___________,

мордочка __________. Умеет ловить мышей.

План работы

1.Прочитайте первое предложение.

2.Подберите подходящее по смыслу слово к слову шерсть:

шерсть (какая?)______

3.Прочитайте второе предложение.

4.Подберите подходящее по смыслу слово к слову мордочка:

мордочка (какая?) _______

5.Впишите подобранные слова в текст на месте пропуска.

6.Подготовьтесь прочитать получившийся текст перед классом.

План работы

1.Прочитайте первое предложение.

2.Подберите подходящее по смыслу слово к слову шерсть:

шерсть (какая?)______

3.Прочитайте второе предложение.

4.Подберите подходящее по смыслу слово к слову мордочка:

мордочка (какая?) _______

5. Впишите подобранные слова в текст на месте пропуска.

6. Подготовьтесь прочитать получившийся текст перед классом.


Задание для 3 группы

Задание для 4 и 5 групп

1.Прочитайте текст. Вставьте на месте пропуска такие слова, чтобы было понятно, что это ёж.

У этого зверя шерсть_________, мордочка __________. Умеет ловить мышей.

1. Прочитайте текст. О каком животном идёт речь? Опишите его.

У этого зверя шерсть__________, мордочка _________. Умеет ловить мышей.

План работы

1.Вставьте на месте пропуска такие слова, чтобы было понятно, что речь идёт о еже.

2.Обсудите вместе, какие слова помогут точно представить ежа.

3. Впишите выбранные слова в текст на месте пропуска.

4.Подготовьтесь прочитать получившийся текст перед классом.

План работы

1. Обсудите вместе, какое животное будете описывать.

2.Опишите животное, подбирая подходящие по смыслу слова. 3.Впишите выбранные слова в текст.

4. Подготовьтесь прочитать получившийся текст перед классом.

Примерные ответы:

Текст 1 группы

У этого зверя шерсть рыжая, мордочка узкая. Умеет ловить мышей.

Текст 2 группы

У этого зверя шерсть гладкая (пушистая), мордочка милая. Умеет ловить мышей.

Текст 3 группы

У этого зверя иголки колючие, мордочка маленькая. Умеет ловить мышей.


Текст 4 и 5 группы

(могут предположить, что кот, ёж, лиса, филин, сова, питон, коршун)

У этого животного тело длинное, голова широкая. Умеет ловить мышей.

Проверка. Читают тексты с вставленными словами.

Какие слова помогли точно описать животного?

Алгоритм подбора слов-признаков к словам-предметам

Как вы действовали при выборе слов? (Подбирали слова по смыслу, задавая вопросы от слов-предметов: шерсть – какая? мордочка – какая? тело - какое? хвост - какой?)

4.2.Работа по учебнику.

Как называются такие слова в русском языке? И на какие ещё вопросы могут отвечать такие слова? Хотите знать? Где можем узнать? (Узнаем из учебника)

Откройте страницу 15. Найдите информацию (слова), выделенную жирным шрифтом. (Дети находят: слова-названия признаков; слова-названия признаков отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Так для чего понадобились слова-названия признаков? (Для точного описания животного (предмета))

Оказывается, если точно описать предмет с помощью слов-названий признаков, можно узнать его, даже не видя глазами.

V. Физминутка (игра)

Поиграем. Если услышите признак, относящийся к зайцу, то вы подпрыгиваете, если же к лисе – приседаете.

Косой, рыжая, белый, хитрая, длинноухий, ловкая, осторожная, пугливый.

VI. Открытие новых знаний

6.1. Работа по учебнику

Хотите узнать, как на схеме будем обозначать слова-названия признаков?

В центре страницы 15 найдите предложение, напечатанное жирным шрифтом, прочитайте, как будем обозначать слова-названия признаков на схеме? (Волнистой линией)

Итог.

Какие слова открыты нами на уроке? (Слова-названия признаков)

На какие вопросы отвечают слова-названия признаков? (Какая? какой? какое? какие?)

Как обозначаются на схеме? (Волнистой линией)

Для чего нужны слова-названия признаков? (Для точного описания слов-названий предметов)

6.2. Повторение алгоритма с опорой на схему

Расскажите, опираясь на подсказку-схему в учебнике (с.15), как действовать при выборе слова-названия признака к слову-названию предмета? (Схема в учебнике подсказывает, что надо задавать вопрос от слова-названия предмета к слову-названию признака: какой? или какая? какое? какие? и выбирать подходящее по смыслу слово-название признака) (см. Приложение)

VII. Первичное закрепление новых знаний

Теперь новые знания будут вашими волшебными палочками в Волшебном лесу. Ворон говорит, надо вернуть животным признаки!

Сейчас мы с вами «разойдёмся» по Лесу, чтобы каждый из вас смог сам расколдовать животных - вернуть им признаки!

Прочитайте задания (с.15)

7.1.Самостоятельная работа

Прочитайте задание.

Задание, с.15:

Вернись к списку из шести животных. Начиная с МЕДВЕДЯ, примеряй к ним указанные слова-названия признаков. Можно ли о медведе сказать, что он полосатый? Рыжий? Большой? Дочитай список слов-названий признаков до конца. Ничего не пропускай. Потом подбери из списка слова, чтобы рассказать о ДЯТЛЕ, ЕЖЕ и других животных.

Как будете действовать? Расскажите.

Повторение алгоритма (Будем задавать вопрос от слова-названия предмета к слову-названию признака: какой? или какая? какое? какие? и выбирать подходящее по смыслу слово-название признака). Выполняйте задание.

Фронтальная проверка.

Какие слова-признаки вы выбрали для каждого животного? (Называют, сигнализируют рукой или сигнальными карточками «да-нет», у кого также выполнено задание)

Как вы действовали при выборе слов-признаков? (Задавали вопрос от слова-названия предмета к слову-названию признака)

Молодцы! Вернули слова-признаки животным! Расколдовали животных!

7.2.Работа со схемами в учебнике.

А сумеете расшифровать схемы, используя слова-названия признаков?

Учебник, с.16, упражнение 5. (см.Приложение)

Прочитайте задание:

Помнишь названия шести животных? Если кого-то забыл(а), обратись за помощью к картинке. Сначала устно, а потом письменно расшифруй схемы, используя слова-названия признаков на предыдущей странице.

Фронтальная работа (устно): расшифровываем схемы.

Как будете действовать? (Повторение алгоритма действий)

Самостоятельная работа (письменно): записывают только что расшифрованные схемы, используя слова-признаки.

Взаимопроверка.

VIII. Итог урока.

8.1.Рефлексия

О каких словах русского языка вы знали в начале урока? (Знали о словах-предметах, о словах-действиях)

О каких новых словах русского языка вы узнали? (Узнали о словах-названиях признаков)

Какое важное дело было сегодня в Волшебном лесу? (Надо было расколдовать животных и вернуть им признаки)

Каким животным мы вернули их признаки? (Медведю, дятлу, ежу, петуху, коту, шмелю)

Как действовали при выборе слов-названий признаков? (Задавали вопрос от слова-названия предмета к слову-названию признака и выбирали подходящее по смыслу слово)

На какие вопросы отвечают слова-названия признаков? (Слова-признаки отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Приведите примеры слов-названий признаков.

Как на схеме обозначают слова-названия признаков? (Волнистой линией)

8.2.Самооценка

Отметьте на своей мишени:

  • кому было интересно?

  • было понятно?

  • много узнал нового?

  • активно участвовал?

Рисуется мишень (чертят сами ученики или используются заранее подготовленные листы самооценки), которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.

Молодцы! Хотите применить новые знания в творческом деле?

IX.Домашнее задание (творческого характера)

По желанию: составить загадки о животных, используя слова-названия признаков.

III. Заключение

Урок русского языка по теме «Слова-названия признаков» в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа» построен в системно-деятельностном подходе, спроектирован по структуре урока открытия новых знаний.

Данный урок является примером формирования учебной самостоятельности учащихся в условиях работы по ФГОС НОО.

Создавала условия, порождающие и поддерживающие учебные инициативы ребенка, направленные не только на актуализацию знаний, но и на открытие новых знаний в мире слов русского языка (слова-названия признаков).

Для активизации самостоятельной деятельности учащихся включала задания, направленные на определение своих действий во время работы в парах, группах. Работа в группах носила дифференцированный  характер. Организация совместной работы учащихся позволяла им обмениваться своими соображениями, ценить и учитывать точки зрения партнёров.

Осуществляя рефлексивную оценку, воспитывала у учащихся положительное отношение к поиску новой информации, к результатам своих действий, совместных действий с партнёрами.

Задания подбирала с учетом поставленной цели и психолого-возрастных особенностей учащихся.

Домашнее задание носит творческий характер и предлагается к выполнению по желанию. 

Понимаю и осознаю значение организации и последовательности всех этапов урока для формирования у детей учебной самостоятельности.


IV. Список литературы

  1. Русский язык. 1 класс. Учебник. /Н. А. Чуракова.-М.: Академкнига/Учебник, 2014.-Ч.1:176 с.: ил.

  2. Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики: пособие для учителей /под ред. Т.О. Автайкиной – Новокузнецк: МАО ДПО ИПК, 2013. – 45 с. – (Мастер-класс)

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.







Приложение






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!