СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 1 классе "Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многозначности слов в русском языке. Урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе "Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»







Урок

по русскому языку

«Слова с несколькими значениями»

(1Ж класс)

По учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой.












Подготовила:

Ожерельева Оксана Валерьевна,

учитель начальных классов











Тамбов

2017 год

Урок «Открытие новых знаний»


Тема: Слова с несколькими значениями.

Цель: создание условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многозначности слов в русском языке, о богатстве родного языка.

Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов;  ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Метапредметные задачи урока: 

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.



Используемая литература и Интернет-ресурсы:

-Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.

-Мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями,.


Тип урока:

-открытие новых знаний.


Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, в парах.


Используемая литература и Интернет-ресурсы:

1.Интернет – ресурсы.

2.Климанова Л.Ф. Русский язык: Учебник для 1 класса. – М.: Просвещение,

2016 г.

3.Голубь В.Т. Тематический контроль учащихся. Русский язык. 1 класс. – Воронеж, 2016г.



Приложения:

1.Презентация .( )

2.Карточки с заданиями.

3.Оценочный лист.



Ход урока

1. Организационный момент.

-Сегодня на урок я принесла вам притчу. Послушайте ее.

Однажды учитель велел двум ученикам обойти окрестности и найти как можно больше загадок. Один ученик вернулся через день и рассказал: «Ничего я загадочного не увидел. В нашем районе есть и лес, и горы, и море. Есть также несколько селений и один город. Все земли давно уже изучены и всем знакомы». Второй ученик пришел только через неделю и сказал: «Извините, учитель, что я не успел обойти все окрестности. Я не посмел больше задерживаться, хотя мне не хватило времени, что бы собрать все загадки. Рано утром я вышел на поле. Тут же вокруг меня появились тысячи загадок. Почему каждый цветок прекрасен, но все они разные? Почему капелька росы маленькая, а в ней отражается все небо?» Ученик рассказывал долго, пока учитель не прервал его вопросом: «Где ты еще успел побывать, кроме поля?» «После поля я пошел на берег моря и встретил там другую тысячу загадок. Почему вода в море соленая? Почему есть водные и земные животные?» До вечера ученик рассказывал о загадках, которые он собрал, и закончил рассказ словами: «Больше я никуда не успел сходить. Слишком много загадок было вокруг, а я еще так мало знаю ответов на эти загадки». «Ничего страшного», - ответил учитель, - «Для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца – все ясно. Иди и отгадывай. Мне больше нечему тебя учить».

- Как вы думаете, почему учитель так ответил своему ученику?

- Много ли еще загадок вокруг нас?

- А может уже все открыто и известно?

- А вы все загадки русского языка открыли и отгадали?

- Надо ли вам еще раскрывать тайны русского языка?

- Готовы ли вы к новым открытиям?

2.Актуализация знаний

1) Минутка чистописания

чу ча

2) Орфографическая работа

- Какое новое знание вы открыли на прошлом уроке? (узнали, какие слова называются именами собственными и нарицательными, как пишутся такие слова)

- Какие слова называются именами собственными? Нарицательными? Как пишется каждая группа слов?

- Я приготовила вам очень интересное задание: записать предложения с именами собственными. Но, пока я несла задание в класс, предложения рассыпались. Вы поможете восстановить предложения? (да)

- Тогда скорее принимайтесь за работу. Вы будете работать в парах. Так работа будет выполняться быстрее, веселее и правильнее, потому что вы всегда сможете помочь друг другу, если возникнут затруднения. Какие правила работы в паре надо соблюдать?

- Возьмите конвертики, достаньте слова и составьте предложения сначала на парте.

1 вариант - Соловьёв, пение, Серёжа, слушал, соловьёв

Эталон - Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.

2 вариант - Саша, скворечник, скворцов, для, Скворцов, сделал

Эталон - Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.


- Сверьте свои предложения с эталоном на экране, исправьте, если допустили неточности, а затем запишите предложения в тетрадь. СЛАЙД 2

- Скажите, почему слова с одним и тем же звучанием (соловьев - Соловьев, скворцов – Скворцов) вы написали по-разному? (имеют разное значение: Соловьев – имя собственное – фамилия – пишется с заглавной буквы, соловьев – имя нарицательное – название птицы – пишется с маленькой буквы и т.д.)

- О ком говорится в предложении? Задайте вопрос к этим словам.

- Как нужно подчеркнуть эти слова? (одной чертой)

- Что вы сейчас повторили? (имена бывают собственными и нарицательными; правила написания этих групп слов; написание слова зависит от его лексического значения)

- Что вы будете делать, если значение какого-либо слова не понимаете, или не знаете, что оно обозначает? (спрошу у взрослых, у учителя, посмотрю в толковый словарь и т.п.)

- Вспомните, как мы с вами учились пользоваться толковым словарем? (слова в словаре расположены в алфавитном порядке; чтобы найти нужное слово не надо листать словарь с самого начала, надо ориентироваться по первой букве и т.д.)

- Как вы думаете, почему мы повторяли именно это? (это знание пригодится нам на уроке, продолжим открывать тайны разных слов)

3.Самоопределение к деятельности

- Ребята, перед вами на столе лежат по две карточки. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову.

- Итак, слово «Ручка».

- А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одной карточке предмет, который представили. Только друг к другу не подглядывать.

- Покажите карточку, на которой нарисовали «ручку».

(Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках).

- Молодцы, ребята! (Каждый рисунок объясняется).

-Смотрите, слово одно «ручка», а значений у него много. СЛАЙД 3

- А где можно найти лексическое значение этого слова? 
- Давайте найдем в толковом словаре и прочтём лексическое значение слова «ручка».

А теперь закройте еще раз глаза и представьте слово «язык».

- Представили? Открываем глаза, и на второй карточке каждый из вас рисует то, что представил.

(Несколько ребят рассказывают, что они нарисовали).

- Так что же опять мы видим? Слово одно «язык», а значений у него посмотрите сколько! СЛАЙД 4

-Прочитаем лексическое значение слова «язык».

- Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока? СЛАЙД 5

- Как вы считаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений?

(Многозначными).

- Какую цель мы должны поставить перед собой? (Научиться определять слова с несколькими значениями)

4.Работа по теме урока

- Итак, ребята! Значит: Слова, которые имеют много значений называются многозначными.

- Запишите эти два слова: «ручка» и «язык» у себя в тетради.

СЛАЙД 6

-Поставьте в словах ударение, разделите на слоги.

-Произнесите слово "язык". Какой звук вы слышите на месте буквы я?

-Запишите это слово в словарик и подчеркните безударную букву я.

-Выполните звуко-буквенный анализ этих слов. (Один ученик у доски.)

- Молодцы! Хорошо справились с этим заданием.

-А вот следующее задание у меня какое!

- Придумайте слова, которые бы имели только одно значение. (Дети называют слова).

- А как вы думаете, такое слово, как «пенал» сколько имеет значений?

(Одно)

- Правильно, значит, это слово тоже называется однозначным. 

- Итак: Слова, которые имеют одно значение, называются однозначными.

- Запишите в словарик слово пенал. Поставьте ударение в этом слове и подчеркните гласную букву е. Запомните, как пишется это слово. 

5.Физкультминутка СЛАЙД 7

6.Продолжение работы по теме урока

Работа в парах. Учебник упр.57 стр.30

-Прочитайте задание. Как поняли, что нужно сделать?

-Как понимаете пословицу "Язык иглы острее." (Словом человека можно ранить сильнее, чем иглой).

-Объясните смысл пословицы "Язык болтает, а голова отвечает". (За необдуманные слова можно поплатиться головой).

-Прочитайте первую пословицу.

-Проговорите её соседу по парте.

-Сколько слов в пословице? (три)

-Назовите первое слово. Какую букву в этом слове нужно запомнить? (я)

-Назовите второе слово. (иглы)

-Какая орфограмма нам встретилась в этом слове? (Безударная гласная и)

-Как ее проверить? Подберите проверочное слово. (Иглы)

-Назовите "опасные" места в слове острее. (о, две буквы ее в конце слова)

-Как можно проверить безударную букву о ? (Острый)

-Проговорите пословицу друг другу.

-Закройте учебники и запишите по памяти.

-Откройте учебник и сверьте, правильно ли вы записали.

7.Рефлексия

Работа в парах (по карточкам):

- Ребята, сейчас на каждую парту я раздам карточку, в которой написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова.

(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).

СЛАЙД 8 Карточка

Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль.


- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?( Учебник, небо, утюг, холодильник, стул) СЛАЙД 9

(- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом).

- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?

(Лук, коса, кран, ножки, лист, кисть, соль) СЛАЙД 10

(Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом)





Резерв

-Послушайте весёлое стихотворение И.Токмаковой и скажите, какие чудеса произошли?

В чудной стране

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

Чудной стране...

Ты почему не веришь мне?

-Какие чудеса есть в чудной стране? (Ботинок лакает молоко язычком, картошка глядит глазком, Бутылка горлышком поёт, стул на ножках танцует)

-Почему произошли эти чудеса? (У многозначных слов перепутали значения)

-Назовите многозначные слова. (Язычок, горлышко, ножки, глазки)

8.Итог урока

-С какими понятиями мы познакомились на уроке? (Однозначные и многозначные слова)

-Давайте составим алгоритм, как определить однозначное слово или многозначное. Слайд 11

-Чью работу на уроке вам хотелось бы отметить?

-Оцените свою работу на уроке на листах самооценивания. СЛАЙД 12

Домашнее задание (на выбор): СЛАЙД 13

1. Учебник упр.59 стр 30

2.Найти в толковом словаре два многозначных слова. Выписать их вместе с лексическим значением.




















Карточка 1

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 2












Карточка 3

-Распределите слова на две группы. Выпишите в первую группу  слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова.


Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль.


Карточка 3

-Распределите слова на две группы. Выпишите в первую группу  слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова.


Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль.



Карточка 3

-Распределите слова на две группы. Выпишите в первую группу  слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова.


Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль.


Карточка 3

-Распределите слова на две группы. Выпишите в первую группу  слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова.


Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль.


Карточка 3

-Распределите слова на две группы. Выпишите в первую группу  слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова.


Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль.


Карточка 3

-Распределите слова на две группы. Выпишите в первую группу  слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова.


Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль.