Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Урок
по русскому языку
«Слова с несколькими значениями»
(1Ж класс)
По учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой.
Подготовила:
Ожерельева Оксана Валерьевна,
учитель начальных классов
Тамбов
2017 год
Урок «Открытие новых знаний»
Тема: Слова с несколькими значениями.
Цель: создание условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многозначности слов в русском языке, о богатстве родного языка.
Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
-Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.
-Мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями,.
Тип урока:
-открытие новых знаний.
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, в парах.
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
1.Интернет – ресурсы.
2.Климанова Л.Ф. Русский язык: Учебник для 1 класса. – М.: Просвещение,
2016 г.
3.Голубь В.Т. Тематический контроль учащихся. Русский язык. 1 класс. – Воронеж, 2016г.
Приложения:
1.Презентация .( )
2.Карточки с заданиями.
3.Оценочный лист.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Сегодня на урок я принесла вам притчу. Послушайте ее.
Однажды учитель велел двум ученикам обойти окрестности и найти как можно больше загадок. Один ученик вернулся через день и рассказал: «Ничего я загадочного не увидел. В нашем районе есть и лес, и горы, и море. Есть также несколько селений и один город. Все земли давно уже изучены и всем знакомы». Второй ученик пришел только через неделю и сказал: «Извините, учитель, что я не успел обойти все окрестности. Я не посмел больше задерживаться, хотя мне не хватило времени, что бы собрать все загадки. Рано утром я вышел на поле. Тут же вокруг меня появились тысячи загадок. Почему каждый цветок прекрасен, но все они разные? Почему капелька росы маленькая, а в ней отражается все небо?» Ученик рассказывал долго, пока учитель не прервал его вопросом: «Где ты еще успел побывать, кроме поля?» «После поля я пошел на берег моря и встретил там другую тысячу загадок. Почему вода в море соленая? Почему есть водные и земные животные?» До вечера ученик рассказывал о загадках, которые он собрал, и закончил рассказ словами: «Больше я никуда не успел сходить. Слишком много загадок было вокруг, а я еще так мало знаю ответов на эти загадки». «Ничего страшного», - ответил учитель, - «Для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца – все ясно. Иди и отгадывай. Мне больше нечему тебя учить».
- Как вы думаете, почему учитель так ответил своему ученику?
- Много ли еще загадок вокруг нас?
- А может уже все открыто и известно?
- А вы все загадки русского языка открыли и отгадали?
- Надо ли вам еще раскрывать тайны русского языка?
- Готовы ли вы к новым открытиям?
2.Актуализация знаний
1) Минутка чистописания
чу ча
2) Орфографическая работа
- Какое новое знание вы открыли на прошлом уроке? (узнали, какие слова называются именами собственными и нарицательными, как пишутся такие слова)
- Какие слова называются именами собственными? Нарицательными? Как пишется каждая группа слов?
- Я приготовила вам очень интересное задание: записать предложения с именами собственными. Но, пока я несла задание в класс, предложения рассыпались. Вы поможете восстановить предложения? (да)
- Тогда скорее принимайтесь за работу. Вы будете работать в парах. Так работа будет выполняться быстрее, веселее и правильнее, потому что вы всегда сможете помочь друг другу, если возникнут затруднения. Какие правила работы в паре надо соблюдать?
- Возьмите конвертики, достаньте слова и составьте предложения сначала на парте.
1 вариант - Соловьёв, пение, Серёжа, слушал, соловьёв
Эталон - Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.
2 вариант - Саша, скворечник, скворцов, для, Скворцов, сделал
Эталон - Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.
- Сверьте свои предложения с эталоном на экране, исправьте, если допустили неточности, а затем запишите предложения в тетрадь. СЛАЙД 2
- Скажите, почему слова с одним и тем же звучанием (соловьев - Соловьев, скворцов – Скворцов) вы написали по-разному? (имеют разное значение: Соловьев – имя собственное – фамилия – пишется с заглавной буквы, соловьев – имя нарицательное – название птицы – пишется с маленькой буквы и т.д.)
- О ком говорится в предложении? Задайте вопрос к этим словам.
- Как нужно подчеркнуть эти слова? (одной чертой)
- Что вы сейчас повторили? (имена бывают собственными и нарицательными; правила написания этих групп слов; написание слова зависит от его лексического значения)
- Что вы будете делать, если значение какого-либо слова не понимаете, или не знаете, что оно обозначает? (спрошу у взрослых, у учителя, посмотрю в толковый словарь и т.п.)
- Вспомните, как мы с вами учились пользоваться толковым словарем? (слова в словаре расположены в алфавитном порядке; чтобы найти нужное слово не надо листать словарь с самого начала, надо ориентироваться по первой букве и т.д.)
- Как вы думаете, почему мы повторяли именно это? (это знание пригодится нам на уроке, продолжим открывать тайны разных слов)
3.Самоопределение к деятельности
- Ребята, перед вами на столе лежат по две карточки. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову.
- Итак, слово «Ручка».
- А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одной карточке предмет, который представили. Только друг к другу не подглядывать.
- Покажите карточку, на которой нарисовали «ручку».
(Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках).
- Молодцы, ребята! (Каждый рисунок объясняется).
-Смотрите, слово одно «ручка», а значений у него много. СЛАЙД 3
- А где можно найти лексическое значение этого слова?
- Давайте найдем в толковом словаре и прочтём лексическое значение слова «ручка».
А теперь закройте еще раз глаза и представьте слово «язык».
- Представили? Открываем глаза, и на второй карточке каждый из вас рисует то, что представил.
(Несколько ребят рассказывают, что они нарисовали).
- Так что же опять мы видим? Слово одно «язык», а значений у него посмотрите сколько! СЛАЙД 4
-Прочитаем лексическое значение слова «язык».
- Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока? СЛАЙД 5
- Как вы считаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений?
(Многозначными).
- Какую цель мы должны поставить перед собой? (Научиться определять слова с несколькими значениями)
4.Работа по теме урока
- Итак, ребята! Значит: Слова, которые имеют много значений называются многозначными.
- Запишите эти два слова: «ручка» и «язык» у себя в тетради.
СЛАЙД 6
-Поставьте в словах ударение, разделите на слоги.
-Произнесите слово "язык". Какой звук вы слышите на месте буквы я?
-Запишите это слово в словарик и подчеркните безударную букву я.
-Выполните звуко-буквенный анализ этих слов. (Один ученик у доски.)
- Молодцы! Хорошо справились с этим заданием.
-А вот следующее задание у меня какое!
- Придумайте слова, которые бы имели только одно значение. (Дети называют слова).
- А как вы думаете, такое слово, как «пенал» сколько имеет значений?
(Одно)
- Правильно, значит, это слово тоже называется однозначным.
- Итак: Слова, которые имеют одно значение, называются однозначными.
- Запишите в словарик слово пенал. Поставьте ударение в этом слове и подчеркните гласную букву е. Запомните, как пишется это слово.
5.Физкультминутка СЛАЙД 7
6.Продолжение работы по теме урока
Работа в парах. Учебник упр.57 стр.30
-Прочитайте задание. Как поняли, что нужно сделать?
-Как понимаете пословицу "Язык иглы острее." (Словом человека можно ранить сильнее, чем иглой).
-Объясните смысл пословицы "Язык болтает, а голова отвечает". (За необдуманные слова можно поплатиться головой).
-Прочитайте первую пословицу.
-Проговорите её соседу по парте.
-Сколько слов в пословице? (три)
-Назовите первое слово. Какую букву в этом слове нужно запомнить? (я)
-Назовите второе слово. (иглы)
-Какая орфограмма нам встретилась в этом слове? (Безударная гласная и)
-Как ее проверить? Подберите проверочное слово. (Иглы)
-Назовите "опасные" места в слове острее. (о, две буквы ее в конце слова)
-Как можно проверить безударную букву о ? (Острый)
-Проговорите пословицу друг другу.
-Закройте учебники и запишите по памяти.
-Откройте учебник и сверьте, правильно ли вы записали.
7.Рефлексия
Работа в парах (по карточкам):
- Ребята, сейчас на каждую парту я раздам карточку, в которой написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова.
(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).
СЛАЙД 8 Карточка
Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль.
- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?( Учебник, небо, утюг, холодильник, стул) СЛАЙД 9
(- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом).
- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?
(Лук, коса, кран, ножки, лист, кисть, соль) СЛАЙД 10
(Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом)
Резерв
-Послушайте весёлое стихотворение И.Токмаковой и скажите, какие чудеса произошли?
В чудной стране
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
Чудной стране...
Ты почему не веришь мне?
-Какие чудеса есть в чудной стране? (Ботинок лакает молоко язычком, картошка глядит глазком, Бутылка горлышком поёт, стул на ножках танцует)
-Почему произошли эти чудеса? (У многозначных слов перепутали значения)
-Назовите многозначные слова. (Язычок, горлышко, ножки, глазки)
8.Итог урока
-С какими понятиями мы познакомились на уроке? (Однозначные и многозначные слова)
-Давайте составим алгоритм, как определить однозначное слово или многозначное. Слайд 11
-Чью работу на уроке вам хотелось бы отметить?
-Оцените свою работу на уроке на листах самооценивания. СЛАЙД 12
Домашнее задание (на выбор): СЛАЙД 13
1. Учебник упр.59 стр 30
2.Найти в толковом словаре два многозначных слова. Выписать их вместе с лексическим значением.
Карточка 1 | Карточка 1 |
Карточка 2 | Карточка 2 |
Карточка 3 -Распределите слова на две группы. Выпишите в первую группу слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова. Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль. | Карточка 3 -Распределите слова на две группы. Выпишите в первую группу слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова. Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль. |
Карточка 3 -Распределите слова на две группы. Выпишите в первую группу слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова. Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль. | Карточка 3 -Распределите слова на две группы. Выпишите в первую группу слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова. Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль. |
Карточка 3 -Распределите слова на две группы. Выпишите в первую группу слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова. Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль. | Карточка 3 -Распределите слова на две группы. Выпишите в первую группу слова однозначные. Во вторую группу - многозначные слова. Лук, учебник, небо, коса, кран, утюг, ножки, лист, холодильник, стул, кисть, соль. |