СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Знаки препинания при вводных словах"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе»

Аксенова Лариса Ивановна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова»

Аннинского района

Воронежской области

Знаки препинания при вводных словах

(конспект урока русского языка в XI классе)


Цель - систематизация и углубление знаний об основных группах вводных слов по их значению, постановке знаков препинания в зависимости от интонационного выделения и места в предложении.

Задачи: 1) отработать знания по употреблению знаков препинания при вводных словах; 2) способствовать развитию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций; 3) воспитывать любовь и интерес к родному языку.

Оборудование: «Русский язык. 10-11 классы» Учебник для общеобразовательных учреждений. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, Москва, «Просвещение», 2012; «Современный словарь иностранных слов». Москва, «Русский язык», 1999.

Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Словарный диктант.

Интеллектуальный роман, классовый антагонизм, мятежный дух, писатель-беллетрист, идеологический роман, мировоззренческие проблемы, плеяда поэтов, созерцательный романтизм, экспансивный человек, феноменальная память, кольцевая композиция, изящная утонченность, оказаться за рубежом, путешествовать за границей, по-видимому, пожалуйста, впрочем, во-первых, во-вторых, в-третьих.

  1. Проверяем диктант «по цепочке».

  2. Уточняем значение слова «плеяда» по толковому словарю.

(Плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления).

  1. Найдите в диктанте вводные слова.

II. Повторение теоретических сведений.

  1. Дать определение вводных слов.

  2. Назвать разряды вводных слов по значению. (Степень достоверности, источник сообщения и др.)

  3. Устно привести примеры на все разряды вводных слов.

(Вариант ответа: Он, конечно, не сомневался в ее искренности. Говорят, лето будет дождливым. К счастью, путешествие закончилось благополучно и др.)

III. Знаки препинания при вводных словах.

  1. (Слайд №1) Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

  • Кстати он был замечательно хорош собою.

  • Мещанин верно тут где-нибудь притаился в углу.

  • Может впрочем она и всегда такая да я в этот раз не заметил.

  • Стало быть этот немец теперь выезжает и стало быть в четвертом этаже остается на некоторое время только одна старухина квартира заклятая.

  • Жизнь полная страданий и лишений не ожесточила Соню а напротив сделала ее отзывчивее к чужому страданию.

  • А Катерина Ивановна в общем молодец!

  1. (Слайд №2). Проверяем, исправляем ошибки. Из какого произведения данные предложения? (Ф.М.Достоевский ««Преступление и наказание»).

  2. Место вводных слов в предложении. (В начале предложения, внутри, в конце).

  3. Какие значения могут иметь вводные слова? (Уверенность, неуверенность, выражение того или иного чувства и др.).

  4. Как следует произносить вводные слова? ( Сравнительно быстро).

  5. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

  6. Являются ли вводные слова членами предложения? Связаны ли они с другими членами предложения?

  7. Как можно отличить вводные слова от членов предложения? (Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение говорящего к тому, что он сообщает. Например: «Мир кажется мне книгой бесконечной». (Р.Гамзатов). Но: «Кажется, шепчут колосья друг другу». (Н.Некрасов).

IV. Дополнительный теоретический материал.

1. (Слайд №3) Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова: непременно, обязательно, авось, буквально, будто, бишь, в дополнение, вдобавок, ведь, вдруг, вот, впереди, все-таки, даже, едва ли, как бы, как раз, никак, почти, поэтому, приблизительно, примерно, исключительно, именно, причем, просто, решительно, словно, якобы, в конечном счете, притом, как будто, между тем; конструкция «вообще и в частности».

Например: Вряд ли лето будет дождливым. – Лето едва ли будет

дождливым. – Лето как будто будет жарким. – Лето непременно будет жарким. – Лето все-таки будет жарким.

2. (Слайд №4) Отличие вводных слов от существительных: «к счастью», «правда».

Например: Эта дорога ведет к счастью. Но: К счастью, на всем своем протяжении река имеет большую глубину.

Правда в огне не горит и в воде не тонет. Но: Он, правда, был честным человеком.

3. (Слайд №5) Слово «наконец» в значении «наконец-то», «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего» не является вводным.

Например: Наконец все дела были кончены (наконец-то). Но: Можно, наконец, отправиться в путешествие.

  1. (Слайд №6) Слово «однако» не является вводным, если в предложении стоит первым и имеет значение противительного союза.

Например: Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились.

Проверяем способом замены: Мы не надеялись никогда более встретиться, но встретились.

Но: Изредка, однако, скворцы возвращаются на минутку к своим покинутым отчим домам.

5. (Слайд №7) К вводным словам обычно относят слова, служащие для привлечения внимания собеседника: знаешь (знаете), понимаешь (понимаете), послушай (послушайте), видишь (видите) и т.п. Такие слова нередко лишь засоряют речь (особенно при частом повторении), так как ничего не прибавляют к ее содержанию.

Например: Я, знаешь ли, слышал, что лето будет жарким.

V. Закрепление.

1. Ознакомление с материалом на стр.224-225. Укажите значение вводных слов и словосочетаний, расскажите о знаках препинания при вводных словах.

2. Выполнение упр.385 (устно).

  1. Составьте с данными ниже словами предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом – вводным словом: По-моему, к несчастью, скажем, вероятно.

4. (Слайд №8) Интерактивный тест. Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным и требует обособления ( знаки препинания не расставлены).

А. Ночью весь мир кажется много проще.

Б. Болото похоже было бесконечным.

В. Только звезды как будто рады морозу.

Г. Что может быть приятнее прогулок в бору.

5. Иногда предложения бывают насыщены вводными компонентами разной структуры, которые следуют друг за другом, употребляются неуместно, что создает комический эффект. (Слайд №9) Найдите ошибку в речи героя пьесы «Вишневый сад» – Епиходова: «Несомненно, может, вы и правы» ( Слова «несомненно» и «может быть» выражают различную степень уверенности).

Давайте же следить за своей речью, чтобы не выглядеть смешными.

VI. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание: Стр.224, п.78, упр.386.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!