Аксенова Лариса Ивановна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова»
Аннинского района
Воронежской области
Знаки препинания при вводных словах
(конспект урока русского языка в XI классе)
Цель - систематизация и углубление знаний об основных группах вводных слов по их значению, постановке знаков препинания в зависимости от интонационного выделения и места в предложении.
Задачи: 1) отработать знания по употреблению знаков препинания при вводных словах; 2) способствовать развитию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций; 3) воспитывать любовь и интерес к родному языку.
Оборудование: «Русский язык. 10-11 классы» Учебник для общеобразовательных учреждений. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, Москва, «Просвещение», 2012; «Современный словарь иностранных слов». Москва, «Русский язык», 1999.
Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Словарный диктант.
Интеллектуальный роман, классовый антагонизм, мятежный дух, писатель-беллетрист, идеологический роман, мировоззренческие проблемы, плеяда поэтов, созерцательный романтизм, экспансивный человек, феноменальная память, кольцевая композиция, изящная утонченность, оказаться за рубежом, путешествовать за границей, по-видимому, пожалуйста, впрочем, во-первых, во-вторых, в-третьих.
Проверяем диктант «по цепочке».
Уточняем значение слова «плеяда» по толковому словарю.
(Плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления).
Найдите в диктанте вводные слова.
II. Повторение теоретических сведений.
Дать определение вводных слов.
Назвать разряды вводных слов по значению. (Степень достоверности, источник сообщения и др.)
Устно привести примеры на все разряды вводных слов.
(Вариант ответа: Он, конечно, не сомневался в ее искренности. Говорят, лето будет дождливым. К счастью, путешествие закончилось благополучно и др.)
III. Знаки препинания при вводных словах.
(Слайд №1) Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
Кстати он был замечательно хорош собою.
Мещанин верно тут где-нибудь притаился в углу.
Может впрочем она и всегда такая да я в этот раз не заметил.
Стало быть этот немец теперь выезжает и стало быть в четвертом этаже остается на некоторое время только одна старухина квартира заклятая.
Жизнь полная страданий и лишений не ожесточила Соню а напротив сделала ее отзывчивее к чужому страданию.
А Катерина Ивановна в общем молодец!
(Слайд №2). Проверяем, исправляем ошибки. Из какого произведения данные предложения? (Ф.М.Достоевский ««Преступление и наказание»).
Место вводных слов в предложении. (В начале предложения, внутри, в конце).
Какие значения могут иметь вводные слова? (Уверенность, неуверенность, выражение того или иного чувства и др.).
Как следует произносить вводные слова? ( Сравнительно быстро).
Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Являются ли вводные слова членами предложения? Связаны ли они с другими членами предложения?
Как можно отличить вводные слова от членов предложения? (Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение говорящего к тому, что он сообщает. Например: «Мир кажется мне книгой бесконечной». (Р.Гамзатов). Но: «Кажется, шепчут колосья друг другу». (Н.Некрасов).
IV. Дополнительный теоретический материал.
1. (Слайд №3) Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова: непременно, обязательно, авось, буквально, будто, бишь, в дополнение, вдобавок, ведь, вдруг, вот, впереди, все-таки, даже, едва ли, как бы, как раз, никак, почти, поэтому, приблизительно, примерно, исключительно, именно, причем, просто, решительно, словно, якобы, в конечном счете, притом, как будто, между тем; конструкция «вообще и в частности».
Например: Вряд ли лето будет дождливым. – Лето едва ли будет
дождливым. – Лето как будто будет жарким. – Лето непременно будет жарким. – Лето все-таки будет жарким.
2. (Слайд №4) Отличие вводных слов от существительных: «к счастью», «правда».
Например: Эта дорога ведет к счастью. Но: К счастью, на всем своем протяжении река имеет большую глубину.
Правда в огне не горит и в воде не тонет. Но: Он, правда, был честным человеком.
3. (Слайд №5) Слово «наконец» в значении «наконец-то», «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего» не является вводным.
Например: Наконец все дела были кончены (наконец-то). Но: Можно, наконец, отправиться в путешествие.
(Слайд №6) Слово «однако» не является вводным, если в предложении стоит первым и имеет значение противительного союза.
Например: Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились.
Проверяем способом замены: Мы не надеялись никогда более встретиться, но встретились.
Но: Изредка, однако, скворцы возвращаются на минутку к своим покинутым отчим домам.
5. (Слайд №7) К вводным словам обычно относят слова, служащие для привлечения внимания собеседника: знаешь (знаете), понимаешь (понимаете), послушай (послушайте), видишь (видите) и т.п. Такие слова нередко лишь засоряют речь (особенно при частом повторении), так как ничего не прибавляют к ее содержанию.
Например: Я, знаешь ли, слышал, что лето будет жарким.
V. Закрепление.
1. Ознакомление с материалом на стр.224-225. Укажите значение вводных слов и словосочетаний, расскажите о знаках препинания при вводных словах.
2. Выполнение упр.385 (устно).
Составьте с данными ниже словами предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом – вводным словом: По-моему, к несчастью, скажем, вероятно.
4. (Слайд №8) Интерактивный тест. Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным и требует обособления ( знаки препинания не расставлены).
А. Ночью весь мир кажется много проще.
Б. Болото похоже было бесконечным.
В. Только звезды как будто рады морозу.
Г. Что может быть приятнее прогулок в бору.
5. Иногда предложения бывают насыщены вводными компонентами разной структуры, которые следуют друг за другом, употребляются неуместно, что создает комический эффект. (Слайд №9) Найдите ошибку в речи героя пьесы «Вишневый сад» – Епиходова: «Несомненно, может, вы и правы» ( Слова «несомненно» и «может быть» выражают различную степень уверенности).
Давайте же следить за своей речью, чтобы не выглядеть смешными.
VI. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание: Стр.224, п.78, упр.386.