СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе "Способы оформления чужой речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

11 класс                       Способы  оформления  чужой  речи

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе "Способы оформления чужой речи"»

11 класс Способы оформления чужой речи.

Цель: обобщать и систематизировать знания обучающихся о способах передачи чужой речи; совершенствовать соответствующие пунктуационные умения и навыки; расширять и углублять предметную компетенцию обучающихся; способствовать воспитанию личности, умеющей убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы, раздаточный материал, компьютер, экран, диапроектор.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые результаты: обучающиеся будут знать правила, регламентирующие постановку знаков препинания при различных способах передачи чужой речи; научатся правильно применять полученные теоретические знания на практике – оформлять предложения с прямой и косвенной речью, цитаты.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Беседа (вопросы на экране):

- назовите способы передачи чужой речи. Какой способ передаёт чужую речь наиболее точно?

- что называют цитатой? Какие способы цитирования вы знаете?

- в текстах какого стиля речи чаще всего используется цитирование?

III. Мотивация учебной деятельности.

У ч и т е л ь . В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь. В русском языке есть целый ряд способов передачи чужой речи. В одних случаях нам важно передать не только содержание, но и форму чужой речи (её точный лексический состав и грамматическую организацию), а в других - только содержание. В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи: формы прямой передачи (прямая речь), формы косвенной речи (косвенная речь).Особенности оформления способов передачи чужой речи вы подробно изучали в 10-м классе. Задача же нашего урока - повторить и обобщить изученное. Подготовившись таким образом к сдаче ЕГЭ.



  1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах с раздаточным материалом).

  • Опираясь на полученные ранее знания и материалы таблицы, составьте развёрнутое лингвистическое высказывание на тему «Способы передачи чужой речи» (1 группа), «Способы цитирования» (2 группа) Свой ответ подтвердите примерами.





Способы оформления

чужой речи

Пример

Прямая речь

А: «П». А: «П!» А: «П?»

Вольтер однажды метко сказал: «Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке».

«П», - а. «П!» - а. «П?» - а.

«Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке», - заметил Вольтер








Способы оформления

Чужой речи

Пример

Прямая речь














Косвенная речь

«П, - а, - п».

«Словарь, - однажды заметил Вольтер, - это Вселенная в алфавитном порядке».

«П, - а. – П»

«Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости, - сказал Вольтер. – Ни воздержание, ни излишества не дают счастья».





Вольтер однажды сказал, что словарь – это Вселенная в алфавитном порядке.






  1. Ознакомление с теоретическим материалом в учебнике.



  1. Практическая работа (в группах) с языковым материалом (раздаточный материал). Зачитать полученные предложения и сдать на проверку их письменное выполнение.

1 группа:

  1. Перестройте предложение так чтобы в них было указание на чьё-нибудь сообщение, при этом используйте: а) прямую речь; б) косвенную речь; в) вводные слова или предложения.

Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей (Н.Макиавелли). Нет уз святее товарищества (Н. Гоголь). Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство (И. Гончаров). Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело нге пойдёт и выйдет из него не дело только мука (И. Крылов).



  1. Предлагаемые высказывания оформите как цитаты, сопроводив их словами автора. Поместите авторские слова вместо знака //.

Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, // будущее выстрелит в тебя из пушки

(А. Гафуров). // Лишь та любовь - любовь, которая чуждается расчёта (У. Шекспир). Очень жаль, что всю прелесть детства // мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми (К. Паустовский).

3) Составьте и запишите предложения, оформив предлагаемые цитаты как косвенную речь.

Для меня жить – значит работать (А. Айвазовский). Я призываю к творческой фантазии, к осуществлению мечты, опирающейся на точные знания (И.Бородин). Чаще заглядывай в самого себя (Цицерон). Мой разум - основа моего поведения, а моё сердце - мой закон (С. Маршак). Я чту человека, способного улыбаться в беде, черпать силы в горе и находить источник мужества и размышления (Т. Пейн). Всю мою жизнь я видел настоящими только людей , которые любят и умеют работать (М. Горький).



  1. Тренинг начинающего редактора.

  • Проверьте правильность расстановки знаков препинания в предложениях. Запишите их в исправленном виде.

  1. Один из нас сказал – «Эй вы горе-путешественники. Пойдём-ка через овраги к морю, там может быть выйдем на верный путь» (В. Машков). 2) «Так, так, так, - сказал доктор и, повернувшись к Ивану, добавил: Здравствуйте!» (М. Булгаков) 3) «Стойте, паныч – сказал вдруг лесник присев на корточки сбоку дороги – Сдаётся здесь и заночуем» (И. Тургенев). 4) «Она у меня и читать может! – похвалилась Ольга, нежно глядя на свою дочь. – Почитай, детка!» (А. Чехов).


  1. Аукцион знаний.

  • Вспомните, какие глаголы говорения употребляются в предложениях с прямой речью? Прочитайте справку: «В «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой к слову сказать даются 35 синонимических глаголов, к слову ответить - 9, а к слову спросить - 6» А сколько синонимов к этим глаголам сможете назвать вы? Запишите их.

  1. Работа с упражнениями учебника ( по выбору учителя).

  1. Упражнение 476 (преобразование афоризмов в прямую и косвенную речь)

  2. Упражнение 480 (расстановка знаков препинания)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Блицопрос «по цепочке»:

- способы передачи чужой речи?

- определите способ передачи чужой речи:

1) «Красота – это глубоко человеческое»,-говорил В. Сухомлинский; 2) «Красота – это глубоко человеческое» (В. Сухомлинский); 3) В. Сухомлинский говорил, что красота – это глубоко человеческое.





VI. Домашнее задание.

  1. Повторить теоретический материал по теме урока.

  2. Выписать цитаты из читаемого произведения, распределив их по темам.

  3. Составить предложения с прямой речью, используя разнообразные глаголы говорения.

  4. Выполнить тест «Готовимся к ЕГЭ» на стр. м169.









Скачать

© 2017 5687 201

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!