Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе "Способы оформления чужой речи"»
11 класс Способы оформления чужой речи.
Цель: обобщать и систематизировать знания обучающихся о способах передачи чужой речи; совершенствовать соответствующие пунктуационные умения и навыки; расширять и углублять предметную компетенцию обучающихся; способствовать воспитанию личности, умеющей убедительно и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы, раздаточный материал, компьютер, экран, диапроектор.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Планируемые результаты: обучающиеся будут знать правила, регламентирующие постановку знаков препинания при различных способах передачи чужой речи; научатся правильно применять полученные теоретические знания на практике – оформлять предложения с прямой и косвенной речью, цитаты.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Беседа (вопросы на экране):
- назовите способы передачи чужой речи. Какой способ передаёт чужую речь наиболее точно?
- что называют цитатой? Какие способы цитирования вы знаете?
- в текстах какого стиля речи чаще всего используется цитирование?
III. Мотивация учебной деятельности.
У ч и т е л ь . В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь. В русском языке есть целый ряд способов передачи чужой речи. В одних случаях нам важно передать не только содержание, но и форму чужой речи (её точный лексический состав и грамматическую организацию), а в других - только содержание. В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи: формы прямой передачи (прямая речь), формы косвенной речи (косвенная речь).Особенности оформления способов передачи чужой речи вы подробно изучали в 10-м классе. Задача же нашего урока - повторить и обобщить изученное. Подготовившись таким образом к сдаче ЕГЭ.
Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах с раздаточным материалом).
Опираясь на полученные ранее знания и материалы таблицы, составьте развёрнутое лингвистическое высказывание на тему «Способы передачи чужой речи» (1 группа), «Способы цитирования» (2 группа) Свой ответ подтвердите примерами.
Способы оформления чужой речи | Пример |
Прямая речь | А: «П». А: «П!» А: «П?» Вольтер однажды метко сказал: «Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке». «П», - а. «П!» - а. «П?» - а. «Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке», - заметил Вольтер |
Способы оформления Чужой речи | Пример |
Прямая речь Косвенная речь | «П, - а, - п». «Словарь, - однажды заметил Вольтер, - это Вселенная в алфавитном порядке». «П, - а. – П» «Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости, - сказал Вольтер. – Ни воздержание, ни излишества не дают счастья». Вольтер однажды сказал, что словарь – это Вселенная в алфавитном порядке. |
Ознакомление с теоретическим материалом в учебнике.
Практическая работа (в группах) с языковым материалом (раздаточный материал). Зачитать полученные предложения и сдать на проверку их письменное выполнение.
1 группа:
Перестройте предложение так чтобы в них было указание на чьё-нибудь сообщение, при этом используйте: а) прямую речь; б) косвенную речь; в) вводные слова или предложения.
Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей (Н.Макиавелли). Нет уз святее товарищества (Н. Гоголь). Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство (И. Гончаров). Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело нге пойдёт и выйдет из него не дело только мука (И. Крылов).
Предлагаемые высказывания оформите как цитаты, сопроводив их словами автора. Поместите авторские слова вместо знака //.
Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, // будущее выстрелит в тебя из пушки
(А. Гафуров). // Лишь та любовь - любовь, которая чуждается расчёта (У. Шекспир). Очень жаль, что всю прелесть детства // мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми (К. Паустовский).
3) Составьте и запишите предложения, оформив предлагаемые цитаты как косвенную речь.
Для меня жить – значит работать (А. Айвазовский). Я призываю к творческой фантазии, к осуществлению мечты, опирающейся на точные знания (И.Бородин). Чаще заглядывай в самого себя (Цицерон). Мой разум - основа моего поведения, а моё сердце - мой закон (С. Маршак). Я чту человека, способного улыбаться в беде, черпать силы в горе и находить источник мужества и размышления (Т. Пейн). Всю мою жизнь я видел настоящими только людей , которые любят и умеют работать (М. Горький).
Тренинг начинающего редактора.
Один из нас сказал – «Эй вы горе-путешественники. Пойдём-ка через овраги к морю, там может быть выйдем на верный путь» (В. Машков). 2) «Так, так, так, - сказал доктор и, повернувшись к Ивану, добавил: Здравствуйте!» (М. Булгаков) 3) «Стойте, паныч – сказал вдруг лесник присев на корточки сбоку дороги – Сдаётся здесь и заночуем» (И. Тургенев). 4) «Она у меня и читать может! – похвалилась Ольга, нежно глядя на свою дочь. – Почитай, детка!» (А. Чехов).
Аукцион знаний.
Вспомните, какие глаголы говорения употребляются в предложениях с прямой речью? Прочитайте справку: «В «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой к слову сказать даются 35 синонимических глаголов, к слову ответить - 9, а к слову спросить - 6» А сколько синонимов к этим глаголам сможете назвать вы? Запишите их.
Работа с упражнениями учебника ( по выбору учителя).
Упражнение 476 (преобразование афоризмов в прямую и косвенную речь)
Упражнение 480 (расстановка знаков препинания)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Блицопрос «по цепочке»:
- способы передачи чужой речи?
- определите способ передачи чужой речи:
1) «Красота – это глубоко человеческое»,-говорил В. Сухомлинский; 2) «Красота – это глубоко человеческое» (В. Сухомлинский); 3) В. Сухомлинский говорил, что красота – это глубоко человеческое.
VI. Домашнее задание.
Повторить теоретический материал по теме урока.
Выписать цитаты из читаемого произведения, распределив их по темам.
Составить предложения с прямой речью, используя разнообразные глаголы говорения.
Выполнить тест «Готовимся к ЕГЭ» на стр. м169.