Обобщение знаний. Все падежи.
Задачи:
Создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных на основе:
формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Формирование компетенции происходит на основе развития УУД.
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
использует сравнение для установления общих свойств объекта,
высказывает суждения по результатам сравнения;
умеет самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала;
понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
обладает способностью преодолевать препятствия;
сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, учащихся, справочника и самостоятельно.
Коммуникативные:
умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними и при работе в группе;
проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
выступает перед аудиторией сверстников доказывать свою точку зрения.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
– Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Запишите число, классная работа.
Чистописание.
Ъсъе въе съел въезд
Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
3. Повторение пройденного материала.
Работа в малых группах
Четыре группы учащихся (по 2 человека) получают задания на больших листах. Группам предлагаются следующие слова:
Голова, Снегурочка, вороны, лесок, Василий, лиса, птенцы, поля.
1 группа: разделить слова на 2 группы – одушевлённые/неодушевлённые имена существительные.
2 группа: разделить слова на 2 группы – собственные/нарицательные имена существительные.
3 группа: разделить слова на 2 группы в зависимости от числа имён существительных.
4 группа: разделить слова на 3 группы в зависимости от рода имён существительных.
2. Работа с оставшейся частью класса.
На доске эти же слова.
- Что общего между словами? (имена существительные)
- Объясните выделенные орфограммы.
- Запомните слова (10 секунд), запишите по памяти.
Проводится самопроверка.
3. Проверка заданий, выполненных в группах через документ камеру
- Догадайтесь, по какому признаку были разделены слова? (выслушиваются ответы детей)
- Дайте общее название. (грамматические признаки имени существительного)
II. Актуализация знаний.
1. Воспроизведение знаний об имени существительном
- Что вы можете рассказать об именах существительных?
- Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам)
- Что такое склонение? (Изменение по падежам)
3. Закрепление знаний о падежах
- Я буду вам загадывать загадки, а вы попробуете догадаться, что является героем моего рассказа
1. Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж)
- Дайте характеристику Именительному падежу.
Слайд 1 -2
2. Кого же нет?
Я очень беспокоюсь, чего же нет?
Отправлюсь я на поиск
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж)
- Расскажите о Родительном падеже.
Слайд 3
3. Я работаю старательно
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу
Но и один гулять хожу. (Дательный падеж) )
- Дательный падеж - это...
Слайд 4
4. Кого винить мне видно сразу!
Пусть каждый здесь
Запомнит эту фразу
Ведь я важней министра! Все это знают тут!
А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж) )
- Что вы знаете о Винительном падеже?
Слайд 5
5. Творите чем? Творите с кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад. (Творительный падеж) )
- Расскажите о Творительном падеже.
Слайд 6
6. Мне без предлогов свет не мил
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать
О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж) )
- Что вы знаете о Предложном падеже?
Слайд 7
III. Целеполагание
И тема нашего урока: «Обобщение знаний о падежах имен существительных».
Сегодня на уроке мы будем развивать умение определять падеж имён существительных.
- Как определить падеж имени существительного?
IV. Работа по теме урока
Определение падежей имен существительных
- Давайте возвратимся к началу урока и определим падеж имен существительных в пословице, которую записывали на чистописании.
2. Игра «Эстафета».
(Участвует весь класс, разбитый на 3 команды по рядам.
Каждый ряд получает карточку со словосочетаниями по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.)
1-й ряд.
Жил (в чём?) в деревне __п.
Купил (что?) пенал __п.
Подъехал (к чему?) к дому __п.
Ветка (чего?) берёзы __п.
Пирог (с чем?) с вишней __п.
Шишка (на чём?) на ёлке __п.
2-й ряд.
Отдыхал (в чём?) в лагере __п.
Приехал (во что?) в город __п.
Письмо (кому?) другу __п.
Добежал (до чего?) до финиша __п.
Суп (с чем?) с грибами __п.
Песня (о ком?) о маме __п.
3-й ряд.
Прочитал (о чём?) о герое __п.
Слушаю (кого?) маму __п.
Шёл (по чему?) по аллее __п.
Вышел (из чего?) из школы __п.
Пахнет (чем?) цветами __п.
Белка (в чём?) в дупле __п.
Физминутка.
3. Отгадайте загадки (выставляются иллюстрации с изображением животных)
Он с густою, длинной гривой,
Весь огромный и рогатый.
Обладает большой силой,
И при этом слеповатый.
Беловежской Пущи символ -
Величав, красив и мудр.
Правда, часто агрессивным
Кто бывает дети? (Зубр)
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лисица)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (Заяц)
Он огромный и усатый,
И ( к тому же) полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - ….(Тигр)
Всю зиму тихо спит в берлоге,
Гулять не ходит по двору,
В лесу хозяин самый строгий,
Боится Машу лишь одну. (Медведь)
- На какие две группы можем разделить животных?
- Составьте предложение с одним из названий животных.
- Запишите его и подчеркните основу предложения.
Один ученик записывает у доски.
- Как люди должны вести себя по отношению к животным?
- Какое животное можно выделить?
Зубр – крупное парнокопытное животное, населявшее всю восточную и западную часть лесостепной зоны Евразии в довольно значительной численности практически до конца Х?Х века. Но, вследствие активности истребления человеком-охотником, а также в силу естественных факторов (болезни, хищники) уже к 1923 году из многотысячного поголовья осталось чуть более 50 представителей этого рода дикого крупного рогатого скота, да и те обитали преимущественно в заповедных районах.
Для возобновления численности этого животного было создано Международное общество сохранения зубров. Кропотливая работа ведется по сей день. И результаты очевидны: более 3000 животных обитают сегодня во всех заповедниках и питомниках мира. А в Беловежской пуще и в Кавказском заповеднике внедрили полувольное содержание зубра. Но, даже при таких успехах, выпускать стада зубров в открытую незащищенную местность ученые пока не решаются.
Слайд 8
- Прочитайте стих-е.
На полянке вдоль леска,
Бродят зубры, не спеша,
Крупные, тяжёлые,
В родстве стоят с бизонами.
Щиплют травку и листву,
Жвачку пережёвывая,
Шерсть свою в сухой земле,
Чистя доросовестно!
- Выпишите из ст-я словосочетания с выделенными именами существительными
4. Игра «Найди лишнее слово»
- Я предлагаю вам помочь Незнайка исправить ошибки.
- В каждой группе найдите лишнее слово:
Слайд 9-12
именительный родительный дательный просительный
кто? что? кем? откуда? чего? о ком?
- Я вижу, что вы знаете все падежи.
5. Самостоятельная работа.
1). Работа в паре.
На листочках записаны предложения.
Задание:
1. Поставь существительные в нужной форме и запиши их.
2. Укажи падежи этих имён существительных.
Дождь стал утихать.
В (воздух) ___________ замелькало что-то белое.
Это первый снег в этом (год) _______!
Он падает на (земля) ________ и сразу тает.
Снежинки похожи на белые (звёздочка) __________.
Проверка при помощи сигнальных карточек.
Рефлексия
Ребята, если бы Волшебник Русский язык спросил у вас: «Что интересного вы узнали?» Что бы вы ответили?
А если бы спросил: «Что непонятно?»
А если бы спросил: «Что ещё вам бы хотелось узнать?»
Оцените себя, используя сигнальные карточки.
Красные – испытывал трудности, чувствовал себя на уроке неуверенно;
синие – трудности были, их преодолел;
зелёные – тему усвоил.
VII. Итог урока
Ребята, Русский язык - очень добрый волшебник и он очень хочет, чтобы вы узнали все его тайны, но для этого нужно получить ключики для следующего урока.
Продолжите фразу:
1 ряд - в русском языке 6….
2 ряд - каждый падеж имеет свои…
3 ряд - изменение по падежам называется…
Молодцы! Ключи к следующему уроку вы получили.
БЛАГОДАРЮ всех за урок, думаю, со мной согласятся все присутствующие наши гости.