СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе с обучающими структурами сингапурской методики обучения Тема: «Антонимы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научиться правильно употреблять антонимы в речи, выяснить их роль.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе с обучающими структурами сингапурской методики обучения Тема: «Антонимы»»

Урок русского языка в 3 классе с обучающими структурами сингапурской методики обучения

Тема: «Антонимы»

Цель: научиться правильно употреблять антонимы в речи, выяснить их роль.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам;

Развивающая: развивать речь, внимание, мышление; уточнять и обогащать словарный запас учащихся;

Воспитывающая: воспитывать культуру речи; прививать потребность вести здоровый образ жизни; воспитывать такие качества как коммуникативность и дружелюбие;

Оборудование; компьютер, таблички МЭНЭДЖ МЭТ, массажёр Су Джок, карточки с напечатанными словами пословицы, карточки для работы в группах, интерактивная игра «Футбол», плакаты с высказываниями философов.

Ход урока.

1. Организация класса

- Здравствуйте, дети. Я хочу, чтобы вы сегодня настроились на работу, т.к. нас сегодня ждёт интересный урок. (структура МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах).

- Возьмите массажёр Су Джок, проведём массаж кистей рук. Для чего?

- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о здоровье. Как вы понимаете значение этого слова? (Толковый словарь: Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.) – Запишите в тетрадь: з з з здоровье.

2. Актуализация знаний

- Соберите пословицу из слов: утро, вечер, встречай, провожай, зарядкой, прогулкой. (Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.) – Почему так говорят? (Здоровье нужно укреплять физическими упражнениями и закаливанием) Отметьте знакомые вам орфограммы.

- Запишите пословицу по образцу на доске.

- Сравните слова в первой и второй части пословицы. Что интересного заметили?

- Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)



3. Целеполагание

Что мы будем изучать сегодня на уроке?

- А как вы думаете, зачем нам изучать антонимы? (Чтобы уметь их определять, чтобы речь наша была красивой, правильной, выразительной; расширять свой словарный запас)

Как мы это будем делать? (Каким способом?) (Будем выполнять упражнения, наблюдать, сравнивать, искать антонимы в тексте, подбирать противоположные по смыслу слова - антонимы)

4. Работа с правилом.

- Давайте посмотрим, как по-научному называют слова противоположные по смыслу? Учебник с.95

Антонимы (анти – «против», оним – «имя» (греч.) – слова, одной и той же части речи с противоположным значением.

5. Повторение частей речи

1) - Давайте понаблюдаем, какими частями речи выражены антонимы в нашей пословице? Повторим части речи по методике МИКС ПЭА ШЭА (структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему, используя структуру РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД ПЭА ШЭА (для развернутых ответов).

Физкультминутка

2) Выборочный диктант. Выписать только имена прилагательные: краснеть, красный, краснота; храбрость, храбрец, храбрый; зимний, зимовать, зимовье. (СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – «одновременный раунд тейбл» - структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу).

 (ХАЙ ФАЙВ – дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания). 

3) Подбор антонимов разных частей речи. Игра «Паутинка». – Соедините антонимы. Почему слово холодный не является антонимом слова жара?

Ранний

Яркий

Вверх

Близко

жара

Тусклый

Поздний

Далеко

Вниз

Холодный?

6. Работа по учебнику с.95 упр. 82 ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – « встать – сесть» - (структура для получения информации о классе) (кто выписал антонимы)

Маленькое дело лучше, чем большое безделье. (Лучше сделать небольшое, незначительное дело, чем совсем ничего не делать)

Дело – безделье (антонимы образуются при помощи приставок, чаще у глаголов, но бывает и у существительных)

с. 96 упр. 84 (у доски) - Как называется такой литературный приём, при котором используются антонимы? Приём противопоставления

7. Закрепление. Интерактивная игра «Футбол»

– Ребята нашего класса активно занимаются спортом. Занятия спортом укрепляют наше здоровье. Например, секцию по футболу уже второй год посещают 3 раза в неделю 10 человек.

8. Подведение итогов урока.

-Подведём итог нашего урока на примере пословицы.

Упр. 85,стр.98.

Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.

- Объясни смысл пословиц.

- Попробуй произнести её быстро?

-Ничего ни замечаешь? (Это не только пословица, но и скороговорка)

-Почему? (Повторение звуков)

- Найди каждому слову из 1-ой части пословицы антоним из 2-ой части.

-Что же такое антонимы?

-Где и для чего они используются в нашей речи?

Домашнее задание: стр.98, пр.85. “Русский язык” часть 1, УМК “Перспективная начальная школа.”

- Чему учились на уроке?

- Для чего в нашей речи нужны антонимы? (использование антонимов в художественной литературе, особенно в поэзии, делает произведение выразительным и ярким)

- Когда было особенно интересно?

- Когда было трудно?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

-Найдите в классе предметы, которые помогут вам привести примеры антонимов (например, свет яркий – свет тусклый)



Рефлексия

Прочитайте изречения философов. Какое из этих высказываний вы выбираете для себя как итог данного урока? Объясните свой выбор.

(КОНЭРС – «углы» - структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта).

Как приятно знать, что ты что-то узнал. Мольер

Я знаю, что я ничего не знаю. Сократ.

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь. Конфуций

Познание начинается с удивления. Аристотель

Дополнительный материал

1.Динамическая пауза. Игра «Решето» (2 номер)

Учитель называет стоящим детям по цепочке слова, они подбирают к ним антонимы:

Зима, белый, работать, упал, жар, налево, утренний, добрый, урок, новый, загадка, свет, включать, заболеть, короткий, день и т. д.

Тот, кто справился с заданием, садится, кто не смог подобрать антоним – стоит (он «в решете»).

  1. Игра «Наоборот»

Нам с тобой пришел черёд

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь низко,

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь... близко.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь... пол

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты... нашел

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты... храбрец

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай...! конец