Программа «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»
Конспект урока русского языка в 3 «е» классе
Тема: Парные согласные звуки в середине слова.
Цель урока: знакомство с правилом употребления парных согласных звуков в середине слова.
Задачи:
Подвести детей к самостоятельному выводу, как проверять парные согласные в середине слова.
Закреплять знания о ранее изученных орфограммах.
Развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал.
Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
Закрепить гигиенические навыки письма.
Формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
Планируемые результаты:
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация на урок.
Слайд 1 - Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом
Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи!
Приветствие гостей (читает ученик)
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать,
Так начнем же урок, не будем зря время терять.
- Ребята, подготовим тетради к работе. Запишите число. Классная работа.
Минутка чистописания.
Слайд 2 (1)- Наш урок начнем с чистописания
- Посмотрите внимательно на буквы. Г ж ш п т з с ф б к д в ц
- Что их объединяет? (СОГЛ). Докажите.
- Найдите лишние буквы. (ц)
Слайд2(2) Почему вы так думаете? ( они не имеют пары)
-Где в жизни используем слово пара?
- Запишите каллиграфически грамотно оставшиеся буквы парами в тетрадь. Помните, высота букв должна быть чуть ниже середины рабочей строки
б-п в-ф г-к д-т ж-ш з-с
проверка Слайд2 (3) Оценивание 1.
- Посмотрите на пары букв, которые у нас получились. Что заметили? (Это парные согласные, одна буква обозначает глухой звук, а другая - звонкий)
- Знакома ли вам эта орфограмма?
Слайд 3 Сформулируем тему урока: « Парные согласные звуки»
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с парными согласными звуками.
Актуализация опорных знаний.
- Вспомним, что мы знаем об этой орфограмме.
- На какие группы делятся парные согласные?
- Где в слове могут стоять парные согласные?
- Как проверить парный согласный звук на конце слова?
Парные согласные
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_2.png)
Звонкие согласные
Глухие согласные
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_4.png)
В конце слова
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_5.png)
Гласный звук
Постановка проблемы по теме урока.
Слайд 4
- Перед вами группа слов:
ГЛАЗ
ШУБКА
ДУБ
СНЕГ
ПРЫЖКИ
ЛОШАДКИ
- Назовите слова с орфограммой парный согласный звук на конце слова.
- Запишите слова в тетрадь вместе с проверочными словами:
(Слайд 4 щелчок) проверка, оценивание2
Глаз- глаза
Дуб- дубы
Снег – снега
Слайд 5
- Назовите оставшиеся слова. Сравните произношение и правописание этих слов. Что заметили? (Заметили, что парный согласный звук может стоять в середине слова).
- Вернемся к схеме на доске и дополним ее.
Парные согласные
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_2.png)
Звонкие согласные
Глухие согласные
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_4.png)
В конце слова
В середине слова
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_10.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_5.png)
?
Гласный звук
- Нужно ли проверять написание парных согласных в середине слова?
- Знаем ли мы правило для проверки парных согласных звуков в середине слова? (нет)
- А знаем ли мы правило для проверки парных согласных звуков в конце слова? (Да, знаем.)
- Возникает проблема: а можно ли это правило применить к парным согласным в середине слова? Как вы думаете можно? (Ученики высказывают свое мнение.)
- Чтобы разрешить полученную проблему, попробуем применить правило для проверки парных согласных в конце к парным согласным в середине.
5. Решение проблемы.
Слайд 5( щелчок)
- Проверим слово ШУБКА. Измените слово так, чтобы парный согласный звук слышался четко. (ШУБА)
- Почему звук слышится четко? (Потому что рядом встал гласный.)
- Запишем пару слов, которая у нас получилась: шубка- шуба.
- Следующее слово ПРЫЖКИ. Изменим слово так, чтобы звук слышался четко: ПРЫЖОК.
- Какое слово осталось? ЛОШАДКИ. Изменим слово так, чтобы звук слышался четко: ЛОШАДИ
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: Помогло ли нам правило, которое мы знаем? Как же проверить парный согласный в середине слова?
- Сравним наши выводы с правилом учебника.
Откройте учебник на стр. 99.
- Прочитайте правило.
- Как же проверить парный согласный в середине слова?
Слайд 6
- Мы решили поставленную проблему? ( Для парных согласных в конце и в середине слова можно применить одно правило.)
У
Парные согласные
читель убирает вопрос со схемы.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_4.png)
Звонкие согласные
Глухие согласные
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_5873a8617ea79/523680_5.png)
В конце слова
В середине слова
Гласный звук
Оценивание 3
Слайд7
Физминутка.
А сейчас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем.
Вправо, влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Самостоятельное применение полученных знаний.
- Напомните тему урока: парные согласные.
Слайд 8
- Уточним тему урока: Парные согласные звуки в середине слова.
- Потренируемся применять правило для проверки парных согласных в середине слова, выполним упр. 187,с. 98.
- Понаблюдайте за словами. Как произносятся звуки на месте выделенных букв? (Как глухие согласные)
- Какие звуки – звонкие или глухие – произносятся после них? (Глухой к)
- Какой вывод можно сделать? (Парные согласные перед глухими согласными произносятся как глухие согласные звуки)
- Как правильно написать слова с парными согласными в середине слова? (Надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный)
7. Работа в паре.
Слайд9
Вставить пропущенные орфограммы.
Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.
- Какая тема объединяет все эти слова? (организм)
Слайд 10
Проверка. Оценивание 4.
8. Закрепление полученных знаний
Работа в группе.
Творческое задание. Составить из набора слов рифмованную фразу.
1ряд: Ручки, книжки и тетрадки
Содержи всегда в порядке!
2 ряд: Шубка, шапки и сапожки
Есть у нашего Сережки!
- Какие слова встретились с новой орфограммой?
3 ряд: Парные согласные-
Самые опасные!
В корне ты их проверяй
Рядом гласный подставляй!
- Кто сделал работу без ошибок? Оценивание 5
9. Индивидуальная работа (тест)
Слайд 12
Слайд 13 – проверка, оценивание 6
10. Подведение итогов.
- Урок заканчивается, обратимся к схеме, которую мы составили на уроке и подведем итоги.
- Над какими согласными мы сегодня работали? (над парными согласными)
- На какие группы делятся парные согласные? (на звонкие и глухие)
- Где находится парный согласный в слове (в середине и в конце слова)
- Как проверить правописание парных согласных? (надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный)
Рефлексия.
Слайд 14
Выбери предложение и продолжи его.
11. Д/з по выбору:
1. УПР. 192, с. 101
2. Записать 10 слов с парными согласными в середине слова и подобрать проверочные.
3. Р.Т. УПР. 41 с. 33
Спасибо за урок.
Самоанализ.
Тема: Парные согласные звуки в середине слова.
Тип урока: комбинированный
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
по работе над орфограммой
по развитию устной и письменной речи
валеологии (физминутка, смена деятельности)
особенности учебной деятельности
активность, осознанность, системность
психологические особенности младших школьников
Исходя из этого, были поставлены цели и задачи урока:
Подвести детей к самостоятельному выводу, как проверять парные согласные в середине слова.
Закреплять знания о ранее изученных орфограммах.
Развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал.
Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
Закрепить гигиенические навыки письма.
Формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей.
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:
В начале урока проведена минутка чистописания. Проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобятся им для изучения новой темы.
Была создана ситуация, побуждающая диалог – мотив для изучения учебного материала
Организована работа по закреплению нового материала.
Основные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
При построении урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.
Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны:
Методы-средства
На уроке проводилась работа:
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения
Приложение
Тест.
Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
Вставь букву:
Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
Тест.
Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
Вставь букву:
Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
Тест.
Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
Вставь букву:
Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
Вставь пропущенные буквы:
Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.
Вставь пропущенные буквы:
Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.
Вставь пропущенные буквы:
Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.
Вставь пропущенные буквы:
Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.
Вставь пропущенные буквы:
Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.
Вставь пропущенные буквы:
Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.
Вставь пропущенные буквы:
Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.
Вставь пропущенные буквы:
Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.
Вставь пропущенные буквы:
Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.
Вставь пропущенные буквы:
Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.
Вставь пропущенные буквы:
Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.
Оценочный лист
ученика(цы) 3 Е класса_____________________________
Умения | Моя оценка |
1.Умею каллиграфически правильно записывать буквы парами. | |
2.Умею находить слова с орфограммой и подбирать проверочные слова. | |
3.Умею формулировать вывод. | |
4.Умею работать в паре. | |
5.Умею работать в группе. | |
6.Умею работать с тестом. | |
| |
Оценочный лист
ученика(цы) 3 Е класса_____________________________
| Моя оценка |
1.Умею каллиграфически правильно записывать буквы парами. | |
2.Умею находить слова с орфограммой и подбирать проверочные слова. | |
3.Умею формулировать вывод. | |
4.Умею работать в паре. | |
5.Умею работать в группе. | |
6.Тест. | |
Ручки, книжки и тетрадки
Содержи всегда в порядке!
Шубка, шапка и сапожки
Есть у нашего Сережки!
Парные согласные-
Самые опасные!
В корне ты их проверяй
Рядом гласный подставляй!
Парные
согласные
звонкие глухие
в конце слова
в середине слова
Гласный звук