СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Парные согласные звуки в середине слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство с правилом употребления парных согласных звуков        в середине слова.

Задачи:

  • Подвести детей к самостоятельному выводу, как проверять парные согласные в середине слова.
  • Закреплять знания о ранее изученных орфограммах.
  • Развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал.
  • Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
  • Закрепить гигиенические навыки письма.
  • Формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе. Тема: Парные согласные звуки в середине слова.»

Программа «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»

Конспект урока русского языка в 3 «е» классе

Тема: Парные согласные звуки в середине слова.

Цель урока: знакомство с правилом употребления парных согласных звуков в середине слова.

Задачи:

  • Подвести детей к самостоятельному выводу, как проверять парные согласные в середине слова.

  • Закреплять знания о ранее изученных орфограммах.

  • Развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал.

  • Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

  • Закрепить гигиенические навыки письма.

  • Формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей.

Метапредметные задачи урока:

  • Регулятивные:

  • -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • -проговаривать последовательность действий;

  • -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

  • -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные:

  • -уметь оформлять свои мысли в устной форме;

  • -слушать и понимать речь других.

  • Познавательные:

  • -уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

  • -находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

  • - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Дети учатся:

  • - понимать и принимать учебную задачу;

  • - проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • - сопоставлять произношение и написание слов;

  • - подбирать проверочное слово;

  • - находить примеры слов на изученную орфограмму;

  • - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация на урок.

Слайд 1 - Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом

Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи!

Приветствие гостей (читает ученик)

Мы рады приветствовать вас в классе

Возможно, есть классы и лучше и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам вас сегодня встречать,

Так начнем же урок, не будем зря время терять.

- Ребята, подготовим тетради к работе. Запишите число. Классная работа.



  1. Минутка чистописания.

Слайд 2 (1)- Наш урок начнем с чистописания

- Посмотрите внимательно на буквы. Г ж ш п т з с ф б к д в ц

- Что их объединяет? (СОГЛ). Докажите.

- Найдите лишние буквы. (ц)

Слайд2(2) Почему вы так думаете? ( они не имеют пары)

-Где в жизни используем слово пара?

- Запишите каллиграфически грамотно оставшиеся буквы парами в тетрадь. Помните, высота букв должна быть чуть ниже середины рабочей строки

б-п в-ф г-к д-т ж-ш з-с

проверка Слайд2 (3) Оценивание 1.

- Посмотрите на пары букв, которые у нас получились. Что заметили? (Это парные согласные, одна буква обозначает глухой звук, а другая - звонкий)

- Знакома ли вам эта орфограмма?

Слайд 3 Сформулируем тему урока: « Парные согласные звуки»

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с парными согласными звуками.

  • Учитель прикрепляет на доску табличку: «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ»

  1. Актуализация опорных знаний.

- Вспомним, что мы знаем об этой орфограмме.

  • По ходу повторения учитель вывешивает на доске схему.

- На какие группы делятся парные согласные?

- Где в слове могут стоять парные согласные?

- Как проверить парный согласный звук на конце слова?



Парные согласные







Звонкие согласные

Глухие согласные





В конце слова





Гласный звук







  1. Постановка проблемы по теме урока.

Слайд 4

- Перед вами группа слов:

ГЛАЗ
ШУБКА
ДУБ
СНЕГ
ПРЫЖКИ

ЛОШАДКИ



- Назовите слова с орфограммой парный согласный звук на конце слова.

- Запишите слова в тетрадь вместе с проверочными словами:

(Слайд 4 щелчок) проверка, оценивание2

Глаз- глаза

Дуб- дубы

Снег – снега



Слайд 5

- Назовите оставшиеся слова. Сравните произношение и правописание этих слов. Что заметили? (Заметили, что парный согласный звук может стоять в середине слова).

- Вернемся к схеме на доске и дополним ее.

Парные согласные







Звонкие согласные

Глухие согласные





В конце слова

В середине слова







?



Гласный звук





- Нужно ли проверять написание парных согласных в середине слова?

- Знаем ли мы правило для проверки парных согласных звуков в середине слова? (нет)

- А знаем ли мы правило для проверки парных согласных звуков в конце слова? (Да, знаем.)

- Возникает проблема: а можно ли это правило применить к парным согласным в середине слова? Как вы думаете можно? (Ученики высказывают свое мнение.)

  • Учитель на схеме прикрепляет вопрос.

- Чтобы разрешить полученную проблему, попробуем применить правило для проверки парных согласных в конце к парным согласным в середине.

5. Решение проблемы.

Слайд 5( щелчок)

- Проверим слово ШУБКА. Измените слово так, чтобы парный согласный звук слышался четко. (ШУБА)

- Почему звук слышится четко? (Потому что рядом встал гласный.)

- Запишем пару слов, которая у нас получилась: шубка- шуба.

- Следующее слово ПРЫЖКИ. Изменим слово так, чтобы звук слышался четко: ПРЫЖОК.

- Какое слово осталось? ЛОШАДКИ. Изменим слово так, чтобы звук слышался четко: ЛОШАДИ

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: Помогло ли нам правило, которое мы знаем? Как же проверить парный согласный в середине слова?

- Сравним наши выводы с правилом учебника.

Откройте учебник на стр. 99.

- Прочитайте правило.

- Как же проверить парный согласный в середине слова?

Слайд 6

- Мы решили поставленную проблему? ( Для парных согласных в конце и в середине слова можно применить одно правило.)

  • У

    Парные согласные

    читель убирает вопрос со схемы.





Звонкие согласные

Глухие согласные





В конце слова





В середине слова





Гласный звук





Оценивание 3

Слайд7

Физминутка.

А сейчас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем.

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.





  1. Самостоятельное применение полученных знаний.

- Напомните тему урока: парные согласные.

Слайд 8

- Уточним тему урока: Парные согласные звуки в середине слова.

- Потренируемся применять правило для проверки парных согласных в середине слова, выполним упр. 187,с. 98.

- Понаблюдайте за словами. Как произносятся звуки на месте выделенных букв? (Как глухие согласные)

- Какие звуки – звонкие или глухие – произносятся после них? (Глухой к)

- Какой вывод можно сделать? (Парные согласные перед глухими согласными произносятся как глухие согласные звуки)

- Как правильно написать слова с парными согласными в середине слова? (Надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный)

7. Работа в паре.

Слайд9

Вставить пропущенные орфограммы.

Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.

- Какая тема объединяет все эти слова? (организм)

Слайд 10

Проверка. Оценивание 4.

8. Закрепление полученных знаний

Работа в группе.

Творческое задание. Составить из набора слов рифмованную фразу.

1ряд: Ручки, книжки и тетрадки

Содержи всегда в порядке!

2 ряд: Шубка, шапки и сапожки

Есть у нашего Сережки!

- Какие слова встретились с новой орфограммой?

3 ряд: Парные согласные-

Самые опасные!

В корне ты их проверяй

Рядом гласный подставляй!

- Кто сделал работу без ошибок? Оценивание 5

9. Индивидуальная работа (тест)

Слайд 12

Слайд 13 – проверка, оценивание 6

10. Подведение итогов.

- Урок заканчивается, обратимся к схеме, которую мы составили на уроке и подведем итоги.

- Над какими согласными мы сегодня работали? (над парными согласными)

- На какие группы делятся парные согласные? (на звонкие и глухие)

- Где находится парный согласный в слове (в середине и в конце слова)

- Как проверить правописание парных согласных? (надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный)

Рефлексия.

Слайд 14

Выбери предложение и продолжи его.



11. Д/з по выбору:

1. УПР. 192, с. 101

2. Записать 10 слов с парными согласными в середине слова и подобрать проверочные.

3. Р.Т. УПР. 41 с. 33

Спасибо за урок.

Самоанализ.

Тема: Парные согласные звуки в середине слова.

Тип урока: комбинированный

При подготовке к уроку были учтены программные требования:

  • по работе над орфограммой

  • по развитию устной и письменной речи

  • валеологии (физминутка, смена деятельности)

  • особенности учебной деятельности

  • активность, осознанность, системность

  • психологические особенности младших школьников

Исходя из этого, были поставлены цели и задачи урока:

  • Знакомство с правилом употребления парных согласных звуков в середине слова.

  • Подвести детей к самостоятельному выводу, как проверять парные согласные в середине слова.

  • Закреплять знания о ранее изученных орфограммах.

  • Развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал.

  • Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

  • Закрепить гигиенические навыки письма.

  • Формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей.

Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:

  • В начале урока проведена минутка чистописания. Проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобятся им для изучения новой темы.

  • Была создана ситуация, побуждающая диалог – мотив для изучения учебного материала

  • Организована работа по закреплению нового материала.

Основные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

При построении урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны:

Методы-средства

  • Проблемные – наглядно-иллюстрированный материал

  • Контроля – карточки слов

  • Наглядные – карточки групповой и работы в парах

На уроке проводилась работа:

  • По расширению словарного запаса

  • По овладению умениями и навыками устной и письменной речи

  • По орфографии

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения





































Приложение

Тест.


  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,


  1. Подчеркни слова с парной согласной.
    Лошадка, дом, ошибка, луг, нос


  1. Вставь букву:
    Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…


4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.



Тест.


  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,


  1. Подчеркни слова с парной согласной.
    Лошадка, дом, ошибка, луг, нос


  1. Вставь букву:
    Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…


4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.




Тест.


  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,


  1. Подчеркни слова с парной согласной.
    Лошадка, дом, ошибка, луг, нос


  1. Вставь букву:
    Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…


4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.



Вставь пропущенные буквы:

Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.

Вставь пропущенные буквы:

Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.

Вставь пропущенные буквы:

Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.

Вставь пропущенные буквы:

Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.

Вставь пропущенные буквы:

Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.

Вставь пропущенные буквы:

Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.

Вставь пропущенные буквы:

Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.

Вставь пропущенные буквы:

Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.

Вставь пропущенные буквы:

Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.

Вставь пропущенные буквы:

Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.

Вставь пропущенные буквы:

Бро…ки, гла…ки, у…ки, зу…ки, но…ки, но…ти.

Оценочный лист

ученика(цы) 3 Е класса_____________________________

Умения

Моя оценка

1.Умею каллиграфически правильно записывать буквы парами.


2.Умею находить слова с орфограммой и подбирать проверочные слова.


3.Умею формулировать вывод.


4.Умею работать в паре.


5.Умею работать в группе.


6.Умею работать с тестом.




Оценочный лист

ученика(цы) 3 Е класса_____________________________


Моя оценка

1.Умею каллиграфически правильно записывать буквы парами.


2.Умею находить слова с орфограммой и подбирать проверочные слова.


3.Умею формулировать вывод.


4.Умею работать в паре.


5.Умею работать в группе.


6.Тест.


Ручки, книжки и тетрадки

Содержи всегда в порядке!

Шубка, шапка и сапожки

Есть у нашего Сережки!

Парные согласные-

Самые опасные!

В корне ты их проверяй

Рядом гласный подставляй!







Парные

согласные





звонкие глухие



в конце слова

в середине слова

Гласный звук






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!