СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 4 классе по теме "Местоимения".

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

• формирование представлений о местоимении, как части речи; • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями; • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

      Личностные.

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; • развитие самостоятельности; • развитие интереса к изучению русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение"»

УМК: «Перспектива». Климанова Л.Ф. «Русский язык. 4 класс»

Тема урока: «Местоимение».

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.

  • Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с тестом, карточки с местоимениями.

Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности

Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять,
Новую часть речи начнем мы изучать.
Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.

- Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.


2. Актуализация знаний, фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Словарно-орфографическая работа
ап . етит , ч. гун, чес. ный, ж . лезо, шала., ж. лать, ове. , г рус.ный, уло., к.лометр , д. ликатный

– Для того, чтобы назвать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове выделить букву, являющуюся в нем орфограммой.

– Какое слово получилось?

(Это слово путешествие.)

– Каким способом можно совершить путешествие?

(Путешествие можно совершить пешком и на разных видах транспорта).

– С какой целью совершаются путешествия?

(Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами и т.д.)

Определите лексическое значение слова путешествие, пользуясь толковым словарём.

(Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах транспорта и ознакомление с новой местностью и т.д.)

– Напишем предложение со словом путешествие.

Путешествие по знаменитым местам Казани доставило нам огромное удовольствие.

– Назовите в этом предложении все известные вам части речи.
( Путешествие, местам , Казани , удовольствие – это имена существительные.
Доставило – глагол
Огромное, знаменитым – имя прилагательное)

– Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам?
(Мы не знаем, к какой части речи оно относится.)

  1. Постановка проблемы.

Карточка 1. Сова – хищная птица. Из всех видов сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.

– Прочитайте текст в карточке № 1 .

Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Учитель: Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши. ( на слайде)

- О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове)

- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова сова)

- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)

- Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она)

- Какой текст получится? Прочитайте.

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.


- Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным)

- Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного).

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)

- Кто сформулирует тему урока?

- Итак, тема урока « Местоимение ».

- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)

4. Открытие нового знания ( построение проекта выхода из затруднения).

- Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?

- Может быть это уже кто-то знает? ( ответы уч-ся)

Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов

Вместо и имя

- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение. ( спросить несколько человек)

- Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

5. Знакомство с личными местоимениями.

- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

- Про друга ? ( он)

- Про подругу? ( она)

- Про детей ? ( они)

- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)

- А к взрослому человеку? ( Вы) Все эти местоимения личные.

Почему они называются личные? ( Называют лица)

6.Физминутка. Под музыку «Родина моя»

7. Первичное закрепление.

Дифференцированная работа в парах.

1 пара: Замени, где нужно существительные местоимениями.

Карточка №2 Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.


2 пара: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Карточка №2. Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.

8. Самостоятельная работа Задание на карточке.

Карточка 3. Заменить, где необходимо, имена существительные личными местоимениями и запишите в тетрадях.

Юра идет на каток. Юра хорошо катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Проверим работы друг у друга.

ИГРА

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то приседаете.

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.

Если позволят временные рамки ( тест)

Учитель: Ребята, я вам предлагаю небольшой тест по теме « Местоимение –часть речи»

ТЕСТ

  1. Местоимение-это…

А) часть речи, которая называет предмет

Б) часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

2. Укажите местоимение

А) ель Б) край В) ты Г) ем

3. Укажи предложение, в котором встречается местоимение

А) Из леса доносилось пение птиц.

Б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.

4. Найди слова, которые не являются местоимением

А) ты, мы Б) она, он В) о,в


9. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

-Чему должны были научиться на уроке?

- Достигли ли цели урока?

- В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

Заполняют таблицу:

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.


2) Я достиг цели урока.


3) Я умею верно использовать местоимения в речи.


4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.


4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки




10. Домашнее задание. Стр.71, упр.118.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!