Конспект урока русского языка по теме "Местоимение"
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Педагогические цели:
создать условия для определения местоимения как части речи;
формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи;
развивать умение правильно употреблять местоимения в речи.
Планируемые результаты:
предметные:
метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
выделять группы слов по определённым признакам;
делать выводы из наблюдений;
обобщать сведения по изучаемой теме
личностные:
проявлять интерес к изучению русского языка
понимать,что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека.
Задачи по формированию УУД:
коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний, согласованность действий с партнёрами, планирование учебного сотрудничества);
личностные (знать основные моральные нормы и уметь их выполнять, оценивать свои поступки и дела);
регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему, коррекция);
познавательные (умение анализировать текст, работать с текстом, классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Оборудование:
Учебник русского языка. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Издательство «Просвещение» 2020г.
Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Перспектива». Автор Н.Ю.Васильева, И.Ф.Яценко. Изд. Москва «Вако» 2020г.
ПК, мультимедийный проектор,презентация.
I. Организация класса
II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений
-Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
- Минутка чистописания: пропишите букву или слияние.
- Словарная работа: запишите слова, вставьте пропущенную букву, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Ябл..ко, с..лома, в..гон, …птека, р…машка, с..рень.
(проверяем)
- К какой части речи относятся данные слова? (существительное)
- Что такое имя существительное?
- Назовите грамматические признаки каждого существительного. (род, число, одуш., неодуш., собст., нариц.)
- Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. (яблоко)
- Докажите.
III. Формирование новых знаний и умений
- Составим предложения со словом яблоко так, чтобы получился текст. (Все пишут в тетради)
1. Где лежало яблоко? (Яблоко лежало на столе в вазе.). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски).
2. Какого цвета было яблоко? (Яблоко было красное). Запишем это предложение (1 у доски)
3. Что ты сделал с яблоком? (Я съел яблоко). Запишем (1 у доски)
4. Каким было яблоко? (Яблоко было вкусным). Запишем (1 у доски)
Прочитайте получившийся текст.
Яблоко лежало на столе в вазе. Яблоко было красное. Я съел яблоко. Яблоко было вкусным.
Что можете сказать о получившемся тексте? Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова яблоко, необходимо его заменить другими словами)
Предлагаю его отредактировать. (Один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово яблоко заменяем на слово оно, в третьем предложении заменяем словом его, четвёртое предложение оставляем без изменения).
Прочитай, какой текст у тебя получился. (Ученик у доски читает текст)
Яблоко лежало на столе в вазе. Оно было красное. Я съел его. Яблоко было вкусным.
IV. Открытие нового знания
- Назовите, какие слова вы записали?
- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
На слайде карточки:
– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)
МЕСТОИМЕНИЕ
- Определите тему нашего урока? (местоимение)
- А что бы вы хотели узнать о местоимении? (ответы детей)
План:
Что такое местоимение?
Что оно обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
Роль местоимений в речи?
Каким членом предложения бывает?
V. Первичное закрепление.
- Вернёмся к тексту.
- какие слова вы заменили местоимением? (Имя существительное)
- Что такое имя существительное? (Часть речи)
- Чем мы заменили имя существительное? (Местоимением)
- Что такое местоимение? (Часть речи)
План:
Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.
Что оно обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
Роль местоимений в речи?
Каким членом предложения бывает?
– Работать будем парами. Возьмите зелёные карточки. Задание нужно прочитать, обсудить, записать в тетрадь. Приступайте.
1 карточка – Самое прекрасное слово на Земле - мама. … - добрая и ласковая.
2 карточка – Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке. … зонтиком чертил что-то на песке.
3 карточка – Из-за тучи выглянуло солнце. … осветило землю.
4 карточка – Я люблю читать книги. … помогают мне хорошо учиться.
Прочитайте, что у вас получилось. Какие слова вы вставили. Что это за слова. Что такое местоимение?
- Переходим к следующему вопросу в плане.
- Что обозначает имя существительное? (Предмет)
- Как вы думаете, а что обозначает местоимение?
- Выполним упражнение № 82 на стр. 47
- Прочитали, ответьте на вопрос. Вам понятно, о чём идёт речь в тексте, кто ведёт диалог? (Нет)
- Почему?
- Можно ли сказать, что местоимение обозначает предмет? (Нет)
План:
Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.
Что оно обозначает? Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
Роль местоимений в речи?
Каким членом предложения бывает?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
- Возьмите жёлтую карточку. Прочитайте задание. Выполните.
Вставь в скобках вопросы
Собака – друг человека. (Кто?) Она всегда готова защитить своего хозяина. (…….) С ней нигде не страшно. (…..) Она не умеет говорить, но всё понимает.
- Проверьте, у вас так получилось.
- Назовите местоимения в тексте. На какие вопросы отвечают местоимения? (На такие же, что и имена существительные)
План:
Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.
Что оно обозначает? Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
На какие вопросы отвечает? На такие же, что и имена существительные.
Как изменяется?
Роль местоимений в речи?
Каким членом предложения бывает?
- Когда мы задаём эти вопросы именам существительным? (Когда изменяем по падежам)
План:
Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.
Что оно обозначает? Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
На какие вопросы отвечает? На такие же, что и имена существительные.
Как изменяется? Местоимения изменяются по падежам.
Роль местоимений в речи?
Каким членом предложения бывает?
Просклоняйте местоимение она
Им.п. Кто? Она
Р.п. Кого? Её
Д.п. Кому? Ей
В.п. Кого? Её
Т.п. Кем? Ею
П.п. О ком? О ней
VII. Физкультминутка.
– Хлопните в ладоши, если услышите местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
– Как вы думаете, зачем я прочитала вам это стихотворение?
– Перечислите местоимения, которые вы услышали?
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сову можно встретить во всех природных зонах нашей страны.
Запишите текст, внеся в него изменения.
Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. Её можно встретить во всех природных зонах нашей страны.
- Что вы делали с текстом? Почему?
- Какова роль местоимений в речи?
План:
Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.
Что оно обозначает? Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
На какие вопросы отвечает? На такие же, что и имена существительные.
Как изменяется? Местоимения изменяются по падежам.
Роль местоимений в речи? Местоимение делает речь многообразнее, помогает избежать повторов.
Каким членом предложения бывает?
- Прочитайте слова. Как вы думаете, какое задание вам нужно выполнить?
Весёлый, они, бегает, мы, ты, друг, он, море, она, радуга, оно, солнце, её, я, вы, озеро.
- Прочитайте, какие слова вы выписали.
- У кого так же?
- Кто ошибся?
- Как вы думаете, почему, вы ошиблись?
- С одним из местоимений составьте предложение и подчеркните грамматическую основу.
- Каким членом предложения является местоимение?
План:
Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.
Что оно обозначает? Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
На какие вопросы отвечает? На такие же, что и имена существительные.
Как изменяется? Местоимения изменяются по падежам.
Роль местоимений в речи? Местоимение делает речь многообразнее, помогает избежать повторов.
Каким членом предложения бывает? Местоимение в предложении может быть подлежащим или второстепенным членом предложения.
- Теперь вы можете сказать, что такое местоимение?
- Прочитайте на странице 47 правило и скажите, о чём мы не сказали сегодня на уроке.
(Местоимение – самостоятельная часть речи)
- Докажите, что местоимение самостоятельная часть речи.
(Местоимение имеет грамматические признаки. Изменяется по падежам.)
- Кто расскажет правило?
IХ. Рефлексия деятельности
- Посмотрите на наш план, скажите, мы ответили на все вопросы?
План:
Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.
Что оно обозначает? Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
На какие вопросы отвечает? На такие же, что и имена существительные.
Как изменяется? Местоимения изменяются по падежам.
Роль местоимений в речи? Местоимение делает речь многообразнее, помогает избежать повторов.
Каким членом предложения бывает? Местоимение в предложении может быть подлежащим или второстепенным членом предложения.
- Можно сказать, что мы выполнили поставленные задачи?
Игра «Да или нет»
- Местоимение – это часть речи.
- Местоимения называют предметы.
- Местоимения указывают на предметы.
- Местоимения употребляются вместо имён существительных.
- Местоимения отвечают на вопросы: какой? какая?
- Местоимения отвечают на вопросы: кто? что?
- Она – это местоимение.
- В предложении « Я выучил уроки» нет местоимения.
- В предложении местоимение может быть подлежащим.
X. Домашнее задание
Стр. 47 выучить правило, упр. 83
Записать 5 поговорок и пословиц с местоимениями.