СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Местоимение" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка по теме "Местоимение" в 3 классе. УМК "Перпектива"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Местоимение" 3 класс»

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение"


Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Педагогические цели:

  • создать условия для определения местоимения как части речи;

  • формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи;

  • развивать умение правильно употреблять местоимения в речи.


Планируемые результаты:

предметные:

  • распознавать местоимения среди других частей речи;

метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

  • выделять группы слов по определённым признакам;

  • делать выводы из наблюдений;

  • обобщать сведения по изучаемой теме

личностные:

  • проявлять интерес к изучению русского языка

  • понимать,что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека.


Задачи по формированию УУД:

  • коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний, согласованность действий с партнёрами, планирование учебного сотрудничества);

  • личностные (знать основные моральные нормы и уметь их выполнять, оценивать свои поступки и дела);

  • регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему, коррекция);

  • познавательные (умение анализировать текст, работать с текстом, классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Оборудование:

  • Учебник русского языка. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Издательство «Просвещение» 2020г.

  • Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Перспектива». Автор Н.Ю.Васильева, И.Ф.Яценко. Изд. Москва «Вако» 2020г.

  • ПК, мультимедийный проектор,презентация.


I. Организация класса

II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

-Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

- Минутка чистописания: пропишите букву или слияние.


- Словарная работа: запишите слова, вставьте пропущенную букву, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Ябл..ко, с..лома, в..гон, …птека, р…машка, с..рень.

(проверяем)


- К какой части речи относятся данные слова? (существительное)

- Что такое имя существительное?

- Назовите грамматические признаки каждого существительного. (род, число, одуш., неодуш., собст., нариц.)

- Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. (яблоко)

- Докажите.


III. Формирование новых знаний и умений

- Составим предложения со словом яблоко так, чтобы получился текст. (Все пишут в тетради)

1. Где лежало яблоко? (Яблоко лежало на столе в вазе.). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски).

2. Какого цвета было яблоко? (Яблоко было красное). Запишем это предложение (1 у доски)

3. Что ты сделал с яблоком? (Я съел яблоко). Запишем (1 у доски)

4. Каким было яблоко? (Яблоко было вкусным). Запишем (1 у доски)

Прочитайте получившийся текст.


Яблоко лежало на столе в вазе. Яблоко было красное. Я съел яблоко. Яблоко было вкусным.


Что можете сказать о получившемся тексте? Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова яблоко, необходимо его заменить другими словами)


Предлагаю его отредактировать. (Один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово яблоко заменяем на слово оно, в третьем предложении заменяем словом его, четвёртое предложение оставляем без изменения).


Прочитай, какой текст у тебя получился. (Ученик у доски читает текст)

Яблоко лежало на столе в вазе. Оно было красное. Я съел его. Яблоко было вкусным.

IV. Открытие нового знания

- Назовите, какие слова вы записали?

- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)


На слайде карточки:

МЕСТО


 

ИМЕНИ


– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИЕ




- Определите тему нашего урока? (местоимение)

- А что бы вы хотели узнать о местоимении? (ответы детей)

План:

  • Что такое местоимение?

  • Что оно обозначает?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Как изменяется?

  • Роль местоимений в речи?

  • Каким членом предложения бывает?

V. Первичное закрепление.

- Вернёмся к тексту.

- какие слова вы заменили местоимением? (Имя существительное)

- Что такое имя существительное? (Часть речи)

- Чем мы заменили имя существительное? (Местоимением)

- Что такое местоимение? (Часть речи)

План:

  • Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.

  • Что оно обозначает?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Как изменяется?

  • Роль местоимений в речи?

  • Каким членом предложения бывает?

– Работать будем парами. Возьмите зелёные карточки. Задание нужно прочитать, обсудить, записать в тетрадь. Приступайте.

1 карточка – Самое прекрасное слово на Земле - мама. … - добрая и ласковая.

2 карточка – Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке. … зонтиком чертил что-то на песке.

3 карточка – Из-за тучи выглянуло солнце. … осветило землю.

4 карточка – Я люблю читать книги. … помогают мне хорошо учиться.

Прочитайте, что у вас получилось. Какие слова вы вставили. Что это за слова. Что такое местоимение?


- Переходим к следующему вопросу в плане.

- Что обозначает имя существительное? (Предмет)

- Как вы думаете, а что обозначает местоимение?

- Выполним упражнение № 82 на стр. 47

- Прочитали, ответьте на вопрос. Вам понятно, о чём идёт речь в тексте, кто ведёт диалог? (Нет)

- Почему?

- Можно ли сказать, что местоимение обозначает предмет? (Нет)

План:

  • Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.

  • Что оно обозначает? Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

  • На какие вопросы отвечает?

  • Как изменяется?

  • Роль местоимений в речи?

  • Каким членом предложения бывает?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

- Возьмите жёлтую карточку. Прочитайте задание. Выполните.

Вставь в скобках вопросы

Собака – друг человека. (Кто?) Она всегда готова защитить своего хозяина. (…….) С ней нигде не страшно. (…..) Она не умеет говорить, но всё понимает.

- Проверьте, у вас так получилось.

- Назовите местоимения в тексте. На какие вопросы отвечают местоимения? (На такие же, что и имена существительные)

План:

  • Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.

  • Что оно обозначает? Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

  • На какие вопросы отвечает? На такие же, что и имена существительные.

  • Как изменяется?

  • Роль местоимений в речи?

  • Каким членом предложения бывает?

- Когда мы задаём эти вопросы именам существительным? (Когда изменяем по падежам)

План:

  • Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.

  • Что оно обозначает? Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

  • На какие вопросы отвечает? На такие же, что и имена существительные.

  • Как изменяется? Местоимения изменяются по падежам.

  • Роль местоимений в речи?

  • Каким членом предложения бывает?

Просклоняйте местоимение она

Им.п. Кто? Она

Р.п. Кого? Её

Д.п. Кому? Ей

В.п. Кого? Её

Т.п. Кем? Ею

П.п. О ком? О ней

VII. Физкультминутка.

– Хлопните в ладоши, если услышите местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты –

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

– Как вы думаете, зачем я прочитала вам это стихотворение?

– Перечислите местоимения, которые вы услышали?


VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сову можно встретить во всех природных зонах нашей страны.

Запишите текст, внеся в него изменения.

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. Её можно встретить во всех природных зонах нашей страны.

- Что вы делали с текстом? Почему?

- Какова роль местоимений в речи?


План:

  • Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.

  • Что оно обозначает? Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

  • На какие вопросы отвечает? На такие же, что и имена существительные.

  • Как изменяется? Местоимения изменяются по падежам.

  • Роль местоимений в речи? Местоимение делает речь многообразнее, помогает избежать повторов.

  • Каким членом предложения бывает?


- Прочитайте слова. Как вы думаете, какое задание вам нужно выполнить?

Весёлый, они, бегает, мы, ты, друг, он, море, она, радуга, оно, солнце, её, я, вы, озеро.

- Прочитайте, какие слова вы выписали.

- У кого так же?

- Кто ошибся?

- Как вы думаете, почему, вы ошиблись?

- С одним из местоимений составьте предложение и подчеркните грамматическую основу.

- Каким членом предложения является местоимение?

План:

  • Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.

  • Что оно обозначает? Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

  • На какие вопросы отвечает? На такие же, что и имена существительные.

  • Как изменяется? Местоимения изменяются по падежам.

  • Роль местоимений в речи? Местоимение делает речь многообразнее, помогает избежать повторов.

  • Каким членом предложения бывает? Местоимение в предложении может быть подлежащим или второстепенным членом предложения.

- Теперь вы можете сказать, что такое местоимение?

- Прочитайте на странице 47 правило и скажите, о чём мы не сказали сегодня на уроке.

(Местоимение – самостоятельная часть речи)

- Докажите, что местоимение самостоятельная часть речи.

(Местоимение имеет грамматические признаки. Изменяется по падежам.)

- Кто расскажет правило?


IХ. Рефлексия деятельности

- Посмотрите на наш план, скажите, мы ответили на все вопросы?

План:

  • Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи.

  • Что оно обозначает? Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

  • На какие вопросы отвечает? На такие же, что и имена существительные.

  • Как изменяется? Местоимения изменяются по падежам.

  • Роль местоимений в речи? Местоимение делает речь многообразнее, помогает избежать повторов.

  • Каким членом предложения бывает? Местоимение в предложении может быть подлежащим или второстепенным членом предложения.

- Можно сказать, что мы выполнили поставленные задачи?


Игра «Да или нет»
- Местоимение – это часть речи.
- Местоимения называют предметы.
- Местоимения указывают на предметы.
- Местоимения употребляются вместо имён существительных.
- Местоимения отвечают на вопросы: какой? какая?
- Местоимения отвечают на вопросы: кто? что?
- Она – это местоимение.
- В предложении « Я выучил уроки» нет местоимения. 
- В предложении местоимение может быть подлежащим.



X. Домашнее задание

Стр. 47 выучить правило, упр. 83

Записать 5 поговорок и пословиц с местоимениями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!