Конспект урока по русскому языку МКОУ СОШ №2 ст. Змейская
Учитель: Дзуцева Роза Георгиевна
Класс: 4 «а»
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.
Дата: 20.12.2013
Цель урока: совершенствовать навыки правописания безударных окончании имен существительных в родительном, дательном предложном падежах.
Оборудование:
Задачи урока:
Закрепление знаний о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи.
Развивать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, воображение, память.
Воспитывать умение работать в коллективе, радоваться успехам товарищей.
Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся практических навыков правописания окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах; организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.
Тип урока: урок закрепления.
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: технология
деятельностного метода (исследовательская технология), ИКТ
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
4.Прогнозируемые результаты: Предметные:
В конце урока ученики
знают окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
умеют правильно писать окончания имён существительных в данных падежах.
Метапредметные:
умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности: Организационный момент.
- Нам сегодня улыбается солнышко. В классе нашем тепло и уютно. Мы улыбаемся друг другу.
до площадки до площади
к площадке к площади
на площадке на площади
2. Актуализация опорных знаний.
предмет)
В чем вы видите разницу?
Почему так получилось ? -Какова будет тема урока? (слайд 3)
Как вы думаете, какую задачу вы поставите перед собой?
Что нам нужно для этого повторить на уроке? (склонения, падежи)
Без труда не вынешь и рыбки т пруда.
Как вы понимаете смысл пословицы?
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости "(с. ишд 4)
Как вы понимаете смысл алой пословицы?
Сегодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться, мы будем совершенствовать навык правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.
Какие гласные создают особую трудность при письме?
Вспомним, что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание?
III. Повторение.
1. Словарная работа
Узнайте слово по описанию, слова будем записывать в тетрадь в столбики по склонениям. Первый столбик 1 скл., второй -2 скл., третий - 3 скл.
а) Периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей жизни.
б) Листок, который дает право пользоваться чем-либо, входить куда- либо.
в) Разговор, обмен мнениями.
г) Видимая граница кажущегося соприкосновения неба с земной поверхностью.,,,
д) Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения.
е) Первый месяц зимы.
ж) Начальник воинской части или военного суда..
з) Отдельное помещение для жилья в квартире,,..
и) Картина изображающая природу, к) Пятый день недели
Назовите слова из двух слогов, из трёх слов ?
В каком слове звуков меньше чем букв?
А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга словарный диктант
Игра "Кто быстрее"
Работа в группах.
Каждая группа получает карточки с существительными, в которых пропущены окончания. Члены команд вставляют окончания, выходят к доске, прикрепляют карточку.
Приложение 1.
Коллективная проверка.
Рассказывал о жизни, прошли по тропинке, около речки, написал на листочке, катались с горки, ждали на пристани, мечтал о подарке, вышел после болезни, подошли к роще, пятно на скатерти.
IV. Физминутка. Я называю слова, а вы определяете склонения: 1 склонение - присели, 2 склонение - руки вверх, 3-е склонение - встали.
Парта, стол, рука, тишь, лошадь, камыш, стена, семья, печь, дичь, меч, береза.
3. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Приложение 2. Слайд ЛИ Прочитайте словосочетание.
Запишите словосочетания.
-- Проверьте.
Приложение 2. Слайд № 8.
- Кто допустил ошибки?
- Запишите, ставя существительное в нужный падеж.
Приложение 2. Слайд №9.
Какие словосочетания записали? Объясните орфограмму.
Приложение 2. Слайд № 10.
Приложение 2. Слайд № 11.
Приложение 2. Слайд №12
- Какие словосочетания записали? Объясните орфограмму.
Приложение 2. Слайд№ 13
Приложение 2.Слайд №l 4
-Запишите словосочетания.
Приложение 2. Слайд №l5
Приложение 2. Слайд №16
Приложение 2. Слайд №l 7
-Какие падежные окончания пишутся у существительных 1-го и 3-го склонения в родительном и предложном падежах?
Физминутка.
Упражнения для мобилизации внимания.
4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
Выборочный диктант.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
Пушки с пристани палят.
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидои зовет их в гости;
Приложение 2. Слайд № 18.
-Ученик при списывании отрывка из сказки А.С. Пушкина допустил ошибки.
-Найдите и исправьте.
Приложение 2. Слайд №19.
Приложение 2. Слайд №20.
Физкультминутка.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
- Посмотрите на рисунки.
Приложение 3.
-Послушайте, как описывает зиму в своем стихотворении Тютчев.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою.
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Устная работа по составлению текста "За что дети любят зиму?" с опорой на детские рисунки.
В какие игры играют зимой дети?
На чём можно кататься зимой?
Что можно лепить из снега?
- Где можно играть в зимние игры?
Много весёлых забав у детворы зимой, Можно кататься на санках, лыжах, коньках, В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега, В зимние игры можно играть на катке, на горке, на детской площадке, в парке, в лесу.
На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.
Давайте запишем одно из предложений и разберем его по членам предложения.
Слово «в парке» сделаем морфологический разбор.
О чем наш текст? (о зиме)
- Давайте придумаем однокоренные слова к этому слову,
Приложение 2. Слайд № 21.
Приложение 2. Слайд № 22.
Тест,
рисовал без акварел...
подошёл к книжк...
был на лепк...
дерево без ветв…
дело для матер…
удочка на леск...
нора для мыш...
ехал на лайк...
купил для ел...
подбежал к качалк...
- Вспомним ,какие падежные окончания пишутся у существительных 1-ого и 3-его склонения в родительном, дательном и предложном падежах?
Приложение 2. Слайд № 23-30
- Вы хорошо работали на уроке. А наши знания – это богатство, которое делает нас умнее и мудрее.
Приложение 2. Слайд № 31