СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме "Склонение имён прилагательных множественного числа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе по теме "Склонение имён прилагательных множественного числа" построен по технологии системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Склонение имён прилагательных множественного числа"»

Урок русского языка в 4 классе (25 февраля 2014 г.)

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.

Задачи:

  • Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

  • Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.

  • Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.

Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Презентация 

  4. Карточки и загадки для групповой работы 

  5. Карточки для работы в малых группах 

  6. Оценочный лист 

  7. Карточки для дифференцированной домашней работы 

Структура урока:

  1. Мотивация учебной деятельности

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

  3. Выявление места и причины затруднения

  4. Построение проекта выхода из затруднения

  5. Реализация построенного проекта

  6. Первичное закрепление во внешней речи

  7. Работа в группах с проверкой по эталону

  8. Включение в систему знаний и повторение

  9. Рефлексия учебной деятельности













Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из нас ощутит свой успех.

Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно.

(Слайд 2)

Сегодня 25 февраля. Запишите в тетрадь дату и вид работы.

Групповая работа

На партах у вас загадки. Прочитайте, отгадайте. Рассказывает № 4

Мы за парты дружно сели,

Рты закрыли на замок:

В перемену мы галдели,

А теперь у нас... (урок)



– Каким вы хотели видеть урок? Подберите подходящие слова к существительному “урок”. (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)



Звенит звонок, и непременно

Наступает... (перемена)



Какая у вас была перемена?


Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на «О»
И так же начинается.

(окно)

Какое бывает окно?

2. Актуализация знаний и затруднения в пробном действии

Цель:

  • Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия нового материала; повторить особенности имен прилагательных в единственном числе (склонение, изменение по родам).

  • Актуализировать мысленные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

  • Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных во множественном числе по падежам.

Фронтальный опрос

– Какой частью речи выражены слова, которые вы подобрали? (Именами прилагательными)

1.Что такое имя прилагательное?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает имя прилагательное?

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?



Групповая работа .

На листах просклоняйте имена прилагательные. ( Слайд 3)

 

I группа

II группа

III группа

И. п.

Интересный урок

Весёлая перемена

Новое окно

Р. п.

Интересн… урок.

Весёл… перемен.

Нов… окн.

Д. п.

Интересн… урок.

Весёл… перемен.

Нов… окн.

В. п.

Интересн… урок.

Весел… перемен.

Нов… окн.

Т. п.

Интересн… урок…

Весел… перемен.

Нов… окн.

П. п.

Об интересн… урок.

О весёл… перемен.

О нов… окн.





Проверка устно. Рассказывает № 2.



Фронтальный опрос

5. Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам.(Слайд 4)



6.Как определить род и падеж имён прилагательных в единственном числе?



3. Выявление места и причины затруднений.

Цель:

Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.

Согласовать цель и тему урока.

Молодцы! Но всегда ли мы употребляем в речи существительные и прилагательные только в единственном числе? (Нет, мы употребляем в речи существительные и прилагательные и во множественном числе.)

Назовите ваши словосочетания во мн.ч. Рассказывает № 4

В каком падеже вы их употребили? Всегда ли мы их употребляем только в И.п.? Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Слайд 5)

А для чего нам это нужно?

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

  • Организовать коммуникативное воздействие для наблюдения над особенностями склонения имен прилагательных множественного числа.

Просклоняйте ваши словосочетания во мн. ч. Письменно в тетрадях, 1 человек от группы на доске.(Пользуясь табл. С.33 упр.342) (Слайд 6)

И.п. (какие?) интересные уроки весёлые перемены новые окна

Р.п. (каких?) интересных уроков весёлых перемен новых окон

Д.п. (каким?) интересным урокам весёлым переменам новым окнам

В.п. (какие?) интересные уроки весёлые перемены новые окна

Т.п. (какими?) интересными уроками весёлыми переменами новыми окнами

П.п. (о каких?) об интересных уроках о весёлых переменах о новых окнах



Как мы сейчас изменяли имена прилагательные во множественном числе?

С существительными какого рода мы склоняли имена прилагательные?

Менялись ли окончания имён прилагательных во множественном числе в одном и том же падеже при замене существительного одного рода существительным другого рода? (Слайд 7)

Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?

А как же можно узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?

5. Реализация построенного проекта.

Цель: Зафиксировать алгоритм склонения в знаковой и вербальной форме.

– А теперь внимание. Сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)

– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания? Обсудите в группах. Сделаем вывод. Рассказывает №1

(Слайд 8)

И. п., В. п.
ые, ие

Р. п., П. п.
ых, их

Д. п.
ым, им

 Т. п.
ыми, ими


Какие окончания имеют имена прилагательные во мн.ч.

– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)



6. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

  • Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа в громкой речи.

– Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.

– Прочитайте правило с.34 вслух.

– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

ФИЗМИНУТКА

Собрались атлеты к нам
Из больших и малых стран.
Всех влечёт к себе награда,
Этот сбор - ...(олимпиада)


Закончились 22 зимние олимпийские игры в Сочи. Какие виды спорта там были представлены? Сейчас мы тоже немножко побудем спортсменами. Изобразим зимние виды спорта. Я буду называть вид спорта, а вы изображать, по команде стоп, вы объединяетесь в пары с тем, кто ближе к вам.

-лыжные гонки

- хоккей

-фигурное катание

-кёрлинг

После остановки читаю предложение, вам нужно найти словосочетание и определить падеж прил. и род прил. в ед. ч.

- В Сочи состоялись 22 зимние игры.

- Фигуристка Аделина Сотникова завоевала золотую медаль.

- Мы гордимся командой российских биатлонистов.

- Команда России заняла первое место в медальном зачёте.











7. Работа в группах с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)

Цель:

  • Тренировать способность к самопроверке и самоконтролю.

  • Воспитывать чувства коллективизма.

Упр. 343

1 группа -2 предложение

2 группа – 3 предложение

3 группа – 4 предложение


Самопроверка . Рассказывает № 3

Оценка в оценочный лист

(Слайд 9)

Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!

– Составьте предложение, используя слова на слайде.

(Слайд 10)

Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.

Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.

Запишите предложение.

– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.

– Проверьте, у вас также.

Взаимопроверка по эталону с партнёром по лицу. (Слайд 11)

Оценка в оценочный лист.


  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  • Проверить умение определять падеж имен прилагательных во множественном числе.

  • Согласовать домашнее задание

Самостоятельная работа. У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)



За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п

– Достаточно. Проверим по эталону.(Слайд 12)

Оценочный лист

Дифференцированное домашнее задание

Перед вами текст.

(Слайд 13)

Прочитайте его.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

– Какая часть речи пропущена?

– Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.

Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.

Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.

Задания на этих карточках вы выполните дома.

Зеленая карточка.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Желтая карточка

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.

Синяя карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.

9. Рефлексия учебной деятельности

Цель:

  • Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных во множественном числе.

  • Оценить результаты учебной деятельности.

Вспомните тему нашего урока.

– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).

– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Сегодня я могу поставить оценки….

(Слайд 14)

А теперь небольшой сюрприз. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали.