Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:
«Способы определения спряжения глагола»
УМК Перспектива
Учитель Степунина Ирина Викторовна
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.
Личностные.
Метапредметные:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре; выполнять роли контролера, исполнителя.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: неопределённая форма глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов
Ресурсы:
учебник «Русский язык» 4 класс.ч.2 Л.Ф,климанова, Т.В.Бабушкина,РТ
компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Алгоритм определения спряжения глаголов».
Цель: нахождение алгоритма определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.
Задачи:
Образовательные: познакомить с алгоритмом определения спряжения глагола; отработать пошаговые действия алгоритма, формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, учить определять спряжение глаголов по неопределённой форме.
Развивающие: развивать учебную самостоятельность школьников на основе постановки учебной задачи и организации проблемной деятельности; развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки: чувство товарищества, уважение к себе и окружающим, умение работать самостоятельно и в парах, воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» 4 класс часть вторая
| Этапы урока | Содержание |
1 | Мотивация к учебной деятельности Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации. | |
2 | Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности Цели: -актуализация изученного способа определения спряжения глаголов;-мотивация к пробному учебному действию; -фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. | 1. Актуализация изученного способа определения спряжения глаголов. - Что такое «спряжение глаголов»? - Сколько типов спряжения бывает у глаголов? - Какие глаголы относятся к первому типу спряжения?(В окончаниях1 и 2 лица употребляется буква Е или Ё, 3 лица –ут,-ют) - Ко второму?(В окончаниях1 и 2 лица буква И, 3 лица-ат,-ят) 2. Рефлексия. -Откройте домашнее задание Упр.154-Назовите глаголы 1 спряжения,2 спряжения. - Кому было легко определить спряжение глаголов? Почему? - Значит, вы уже хорошо умеете определять спряжение глаголов? Работа в парах. Игра «Третий лишний» Слайд 1,2,3 Взаимопроверка между парами. 3. Мотивация к пробному учебному действию. - Я приготовила для вас новое задание. Послушайте скороговорку русского поэта Григория Афанасьевича Ладонщикова: Пилят, колют, Колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей. Завалили пол двора Будут на зиму дрова. - Выписала из скороговорки повторяющиеся глаголы. Определите их спряжение. 4.Фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. - В чём возникли затруднения?(Мы не знаем как писать «пилят» или «пилют», «колят» или «колют», и поэтому не можем определить спряжение этих глаголов.) Слайд 4. |
3 | Постановка проблемы. Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявит и зафиксировать во внешней речи причину затруднения: | - А почему возникли трудности в написании окончаний глаголов? (У этих глаголов окончания безударные, и поэтому слышатся нечётко). |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения. | - Так чему нам предстоит научиться сегодня на уроке? (Научиться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием). - Какая тема сегодняшнего урока? (Как определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием?) -Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения? (учитель выслушивает гипотезы детей: посмотреть окончание в словаре и т.д. ) - Где мы можем найти подсказку? |
5. | Реализация построенного проекта. Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;- зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;-организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;-уточнить общий характер нового знания. | -Вы нашли ответ на наш вопрос?? Проверим с.96 Сообщение профессора Самоварова. Слайд 5. Упр.156 с.96 2. Фиксация способа действия в речи и знаках. Составление алгоритма.с.97 Проверка алгоритма слайд 6. 3. Решение исходной задачи, данной для пробного действия. Ко́л?т- (что делать?) колоть – I спр. – ко́лют Пи́л?т-(что делать?) пилить - II спр.-пи́лят - Как вы думаете, подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием? - Чем мы теперь будем заниматься на уроке? (работать по алгоритму, определять спряжение глаголов с безударными окончаниями) |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: - организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи | 1. Фронтальная работа. Учебник: стр. 97 упр. 158. Несколько глаголов из упражнения разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагол. Образец устного рассуждения приводит ученик у доски под руководством учителя: Личный глагол: дует Ставлю ударение в слове: дует. Окончание безударное. Ставлю глагол в начальную форму: (что делать?) дуть Начальная форма заканчивается на -уть.. Вывод: глагол I спряжения, в окончании пишу –ет. На доске появляется запись предложений |
| Физкультминутка. | Мы спряжения к глаголу подбирали И немножечко устали Потихоньку дружно встали И движенья показали. -Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец) -Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.) -Как бежишь? - Вот так! -Как летишь? - Вот так! -Как плывёшь? - Вот так! -Как сидишь? - Вот так! - В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? Назовите глаголы 1 спряжения. Назовите глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов? |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель:-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы. | Слайд 8 |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель:-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;- оценить собственную деятельность на уроке;- обсудить и записать домашнее задание. | 1. Рефлексивный анализ учебной деятельности. – Удалось ли найти способ определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием? - Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Оцените свою работу. | 2.Домашнее задание: Упр.161,162 |