4.Объяснение нового. | - Чтобы ответить на вопрос: что значит спряжение, выполните задание. / Чтобы проверить, правильно ли вы ответили на вопрос, выполните задание. Задание №2. Продолжите предложения. Работа в парах. Имя прилагательное - изменяется (по родам, падежам и числам) Имя существительное - склоняется (изменяется по числам, падежам) А глагол - изменяется по ...(по лицам и числам) Взаимопроверка. Оцените свою работу на листах самооценки. Если всё верно, поставьте 2 балла, если 1-2 ошибки – 1 балл, если 3 ошибки - 0 баллов. - Как называется изменение глагола по лицам и числам? - Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? Задание №3. Работа в парах. - Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжение: -им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете. 1 ученик собирает окончания первого спряжения, а другой – второго спряжения. Самопроверка по слайду. Самооценка. - Оцените свою работу на листе самооценки. Если всё верно, поставьте 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов. - Легко ли определять гласные, если они стоят под ударением? А касается ли это глаголов? Давайте это проверим, выполнив следующее задание. Задание №4. Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов. Вед..шь, скольз..т, зов..м, говор..шь, бер..т, по..т, жд..м, вез..те - Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? - Почему? Проверка. Оценивание на листах самооценки. Если всё верно, поставьте 2 балла, если есть 1-2 ошибки – 1балл, если 3 и более ошибок – 0 баллов. Задание №5. -А теперь с другой группой глаголов поработайте: поставьте ударение: Он ход…т- ты игра…шь- котёнок мурлыч…т- лень вал…т- кто расскаж…т- мы не скуча…м- - В какой части слова пропущены гласные? - С какой проблемой вы столкнулись? - Измените глаголы так, чтобы пропущенные гласные стали ударными. Запишите их рядом. - Какая форма глагола у вас получилась? - А теперь определите спряжение и вставьте соответствующие гласные. Проверка (правильные ответы выведены на экран). Самооценка. Если всё верно, поставьте 2 балла, если есть 1-2 ошибки – 1балл, если 3 и более ошибок – 0 баллов. Задание №6. Составление алгоритма. Работа в группах. - Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? – Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? – А если окончание безударное? - О чем мы не говорили? - Вспомните глаголы-исключения. Вы изучали их в 4 классе. (Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. - Вы запомните, друзья, их на -е спрягать нельзя. В этих глаголах мы пишем лишь –и). - Есть стихотворение, которое помогает лучше запомнить глаголы-исключения. Прочитайте его и выучите. - Давайте ещё раз посмотрим и прочитаем алгоритм-инструкцию «Как определить спряжение глагола». 1.Укажи ударение, если окончание ударное, то – ЕШЬ, - ЕТ; - УТ, - ЮТ – 1 спряжение; - ИШЬ, -ИТ; - АТ, - ЯТ – 2 спряжение. 2.Если окончание безударное, определи вид глагола. 3.Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!). 4.Посмотри на суффиксы: если глагол на – ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения. 5.Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения). 6.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения. | Вписывают слова на листок. Меняются листами и проверяют карандашом. Оценивают свою работу на листах самооценки. - Спряжением. - Окончанием. Раскладывают по колонкам: 1 спряжение: -ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете. 2 спряжение: -им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят. Оценивают свою работу. -Да. Ответы учеников. ВедЁшь (1 спр.), скользИт (2 спр.), зовЁм (1 спр.), говорИшь (2спр.), берЁт (1спр.), поЁт (1спр.), ждЁм (1спр.), везЁте (1 спр.) - Ответы учеников. - Они стоят под ударением. Проверяют. Оценивают. Он хОдит – ходИть (2спряжение). ты игрАешь – игрАть (1 спряжение) котёнок мурлЫчет – мурлЫкать (1 спряжение) лень вАлит – валИть (2 спряжение) кто расскАжет – рассказАть (1 спряжение) мы не скучАем – скучАть (1 спряжение) - В окончании. - В безударном положении трудно определить букву в окончании. Записывают рядом. - Инфинитив. Оценивают на листах самооценки. - Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола. - Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1-е спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ешь, ет, ем, ете (ют) 2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят) а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс. б) Если глагольный суффикс - и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – -ы- 1-е спряжение. - О глаголах-исключениях. - Брить, стелить1-е спряжение. Гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть – 2-е спряжение. 1 ученик читает, остальные следят. Ко второму же спряжению Отнесём мы без сомненья Все глаголы, что на – ИТЬ, Исключая брить, стелить И ещё смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья. Их на –е спрягать нельзя. У каждого на парте алгоритм – инструкция. Ученики читают по очереди. | 4 мин. 5 мин. 5 мин. 4 мин. 5 мин. |
6. Закрепление изученного. | Задание №7. Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и 2-го спряжения. Выделите окончания. Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь. Проверка. Правильные ответы выводятся на экран. Оценивание. Оцените свою работу на листах самооценки. Если всё правильно, поставьте 3 балла, если 1-2 ошибки – 2 балла, если 3-4 ошибки - 1 балл, если 5 и более ошибок – 0 баллов. Задание №8. Найдите лишнее слово и запишите в тетрадь. Определите, по какому признаку оно лишнее. Слова пишем в строчку через запятую. -
Сберегу, терплю, открою, увлеку. -
Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м. -
Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т. 4. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т. 5. Ла..т, се..т, чита..т, кле..т. 6. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т. Устная проверка. Самооценка. Оцените свою работу на листах самооценки. Если всё правильно, поставьте 3 балла, если 1ошибка – 2 балла, если 2-3 ошибки - 1 балл, если 4 и более ошибок – 0 баллов. Задание №9. Самостоятельная работа. Вам дан деформированный текст. Соотнесите глаголы с существительными. Определите спряжение. Глаголы даны в 3 лице единственном числе. Вставьте буквы в окончаниях. Запишите словосочетания в тетрадь, над глаголами карандашом укажите спряжение. Ножницами | Пил..т | Молотком | Лов..т рыбу | Пилой | Выдёргива..т гвозди | Клещами | Реж..т | Зубной щёткой | Забива..т гвозди | Удочкой | Меря..т температуру | Градусником | Чист..т зубы | Самопроверка работы. Самооценка. Оцените свою работу на листах самооценки. Если всё правильно, поставьте 3 балла, если 1ошибка – 2 балла, если 2-3 ошибки - 1 балл, если 4 и более ошибок – 0 баллов. | Выписывают словосочетания в тетрадь в 2 столбика: 1 спряжение Наслаждается природой, заявляет о мире, приближается к станции, прячется в камышах, дунет на огонь. 2 спряжение Слышится звук, распилит дрова, вертит колесо, строит дом. Проверяют. Оценивают свою работу на листах самооценки. - Терплю – 2-е спр. - Слышим – 2-е спр. - Строит – не исключение. - Тает – 1-е спр. - Клеит - 2-е спр. - Пишет - 1-е спр. Проверяют. Оценивают на листах самооценки. Пилой | Пилит (пилить - II спр.) | Удочкой | Ловит рыбу (ловить - II спр.) | Клещами | Выдёргивает гвозди (выдёргивать -1 спр ) | Ножницами | Режет (резать - I спр.) | Молотком | Забивает гвозди (забивать -1 спр.) | Градусником | Меряет температуру (мерить - II спр. ) | Зубной щёткой | Чистит зубы (чистить - II спр.) | Проверяют. Оценивают на листах самооценки. | 3 мин. 3 мин. 3 мин. |