4.Объяснение нового. | - Чтобы ответить на вопрос: что значит спряжение, выполните задание. / Чтобы проверить, правильно ли вы ответили на вопрос, выполните задание. Задание №2. Продолжите предложения. Работа в парах. Имя прилагательное - изменяется (по родам, падежам и числам) Имя существительное - склоняется (изменяется по числам, падежам) А глагол - изменяется по ...(по лицам и числам) Взаимопроверка. Оцените свою работу на листах самооценки. Если всё верно, поставьте 2 балла, если 1-2 ошибки – 1 балл, если 3 ошибки - 0 баллов. - Как называется изменение глагола по лицам и числам? - Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? Задание №3. Работа в парах. - Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжение: -им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете. 1 ученик собирает окончания первого спряжения, а другой – второго спряжения. Самопроверка по слайду. Самооценка. - Оцените свою работу на листе самооценки. Если всё верно, поставьте 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов. - Легко ли определять гласные, если они стоят под ударением? А касается ли это глаголов? Давайте это проверим, выполнив следующее задание. Задание №4. Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов. Вед..шь, скольз..т, зов..м, говор..шь, бер..т, по..т, жд..м, вез..те - Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? - Почему? Проверка. Оценивание на листах самооценки. Если всё верно, поставьте 2 балла, если есть 1-2 ошибки – 1балл, если 3 и более ошибок – 0 баллов. Задание №5. -А теперь с другой группой глаголов поработайте: поставьте ударение: Он ход…т- ты игра…шь- котёнок мурлыч…т- лень вал…т- кто расскаж…т- мы не скуча…м- - В какой части слова пропущены гласные? - С какой проблемой вы столкнулись? - Измените глаголы так, чтобы пропущенные гласные стали ударными. Запишите их рядом. - Какая форма глагола у вас получилась? - А теперь определите спряжение и вставьте соответствующие гласные. Проверка (правильные ответы выведены на экран). Самооценка. Если всё верно, поставьте 2 балла, если есть 1-2 ошибки – 1балл, если 3 и более ошибок – 0 баллов. Задание №6. Составление алгоритма. Работа в группах. - Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? – Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? – А если окончание безударное? - О чем мы не говорили? - Вспомните глаголы-исключения. Вы изучали их в 4 классе. (Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. - Вы запомните, друзья, их на -е спрягать нельзя. В этих глаголах мы пишем лишь –и). - Есть стихотворение, которое помогает лучше запомнить глаголы-исключения. Прочитайте его и выучите. - Давайте ещё раз посмотрим и прочитаем алгоритм-инструкцию «Как определить спряжение глагола». 1.Укажи ударение, если окончание ударное, то – ЕШЬ, - ЕТ; - УТ, - ЮТ – 1 спряжение; - ИШЬ, -ИТ; - АТ, - ЯТ – 2 спряжение. 2.Если окончание безударное, определи вид глагола. 3.Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!). 4.Посмотри на суффиксы: если глагол на – ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения. 5.Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения). 6.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения. | Вписывают слова на листок. Меняются листами и проверяют карандашом. Оценивают свою работу на листах самооценки. - Спряжением. - Окончанием. Раскладывают по колонкам: 1 спряжение: -ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете. 2 спряжение: -им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят. Оценивают свою работу. -Да. Ответы учеников. ВедЁшь (1 спр.), скользИт (2 спр.), зовЁм (1 спр.), говорИшь (2спр.), берЁт (1спр.), поЁт (1спр.), ждЁм (1спр.), везЁте (1 спр.) - Ответы учеников. - Они стоят под ударением. Проверяют. Оценивают. Он хОдит – ходИть (2спряжение). ты игрАешь – игрАть (1 спряжение) котёнок мурлЫчет – мурлЫкать (1 спряжение) лень вАлит – валИть (2 спряжение) кто расскАжет – рассказАть (1 спряжение) мы не скучАем – скучАть (1 спряжение) - В окончании. - В безударном положении трудно определить букву в окончании. Записывают рядом. - Инфинитив. Оценивают на листах самооценки. - Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола. - Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1-е спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ешь, ет, ем, ете (ют) 2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят) а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс. б) Если глагольный суффикс - и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – -ы- 1-е спряжение. - О глаголах-исключениях. - Брить, стелить1-е спряжение. Гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть – 2-е спряжение. 1 ученик читает, остальные следят. Ко второму же спряжению Отнесём мы без сомненья Все глаголы, что на – ИТЬ, Исключая брить, стелить И ещё смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья. Их на –е спрягать нельзя. У каждого на парте алгоритм – инструкция. Ученики читают по очереди. | 4 мин. 5 мин. 5 мин. 4 мин. 5 мин. |
6. Закрепление изученного. | Задание №7. Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и 2-го спряжения. Выделите окончания. Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь. Проверка. Правильные ответы выводятся на экран. Оценивание. Оцените свою работу на листах самооценки. Если всё правильно, поставьте 3 балла, если 1-2 ошибки – 2 балла, если 3-4 ошибки - 1 балл, если 5 и более ошибок – 0 баллов. Задание №8. Найдите лишнее слово и запишите в тетрадь. Определите, по какому признаку оно лишнее. Слова пишем в строчку через запятую. Сберегу, терплю, открою, увлеку. Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м. Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т. 4. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т. 5. Ла..т, се..т, чита..т, кле..т. 6. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т. Устная проверка. Самооценка. Оцените свою работу на листах самооценки. Если всё правильно, поставьте 3 балла, если 1ошибка – 2 балла, если 2-3 ошибки - 1 балл, если 4 и более ошибок – 0 баллов. Задание №9. Самостоятельная работа. Вам дан деформированный текст. Соотнесите глаголы с существительными. Определите спряжение. Глаголы даны в 3 лице единственном числе. Вставьте буквы в окончаниях. Запишите словосочетания в тетрадь, над глаголами карандашом укажите спряжение. Ножницами | Пил..т | Молотком | Лов..т рыбу | Пилой | Выдёргива..т гвозди | Клещами | Реж..т | Зубной щёткой | Забива..т гвозди | Удочкой | Меря..т температуру | Градусником | Чист..т зубы | Самопроверка работы. Самооценка. Оцените свою работу на листах самооценки. Если всё правильно, поставьте 3 балла, если 1ошибка – 2 балла, если 2-3 ошибки - 1 балл, если 4 и более ошибок – 0 баллов. | Выписывают словосочетания в тетрадь в 2 столбика: 1 спряжение Наслаждается природой, заявляет о мире, приближается к станции, прячется в камышах, дунет на огонь. 2 спряжение Слышится звук, распилит дрова, вертит колесо, строит дом. Проверяют. Оценивают свою работу на листах самооценки. - Терплю – 2-е спр. - Слышим – 2-е спр. - Строит – не исключение. - Тает – 1-е спр. - Клеит - 2-е спр. - Пишет - 1-е спр. Проверяют. Оценивают на листах самооценки. Пилой | Пилит (пилить - II спр.) | Удочкой | Ловит рыбу (ловить - II спр.) | Клещами | Выдёргивает гвозди (выдёргивать -1 спр ) | Ножницами | Режет (резать - I спр.) | Молотком | Забивает гвозди (забивать -1 спр.) | Градусником | Меряет температуру (мерить - II спр. ) | Зубной щёткой | Чистит зубы (чистить - II спр.) | Проверяют. Оценивают на листах самооценки. | 3 мин. 3 мин. 3 мин. |